Методология и методика социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:23, шпаргалка

Описание работы

Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Современная наука — это коллективное предприятие. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущего человеку стремления к истине проблема «Научного Метода», позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универсального «Метода», тем не менее стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить критерии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

Работа содержит 1 файл

шпоры элины в сокращенном виде.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

1. Методология, метод,  техника и процедура  как понятия социологического  исследования.

    Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Современная наука — это коллективное предприятие. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущего человеку стремления к истине проблема «Научного Метода», позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универсального «Метода», тем не менее стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить критерии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

      Этимологически  термин имеет 2 корня: method – сп-б позн-я и logos - учение, т.е. самое общее опр-ие понятия "мет-ия" можно дать следующее - учение о способе познания мира. Биология – уч-е о живом. Психология – уч-е о душе (дословно с греческого). Социология – уч-ие об общ-ве.

      Т.о., мет-я выступает в качестве системы принципов научного иссл-ия. С од.стороны, это теор-ая система знания (т.к. она описывает и объясняет некоторую предметную область), но с др.ст-ны - она явл-ся инструментом поиска нового знания.

      В отеч лит-ре выдел-ся 2 подхода к поним-ю термина "метод-ия". В уз смысле под мет-ией какой-л науки понимают сов-сть используемых ею методов получения нового знания. В таком случае - это система спец-ых технических приемов, кот-ми пользуются ученые. Она рассм-ся как дисц-на, изуч-ая конкр техники соц-го иссл-ия. В шир смысле социол-ая мет-я закл-ся в иссл-ии исп-ых социологами методов: описания; объяснения; обоснования; оценки. Т. е. мет-гия включает сугубо "технологическую" сторону процесса соц-го иссл-ия , критерии оценки конкр методов и техник , обоснованность эмпирических доказательств .

      Мет-ия выполняет в науке исключительную роль. Если не соблюдены методол-ие нормы научного иссл-ия, вывод не может считаться дисциплинарно корректным. Социолог не имеет права сказать:"Я так вижу ".Он обязан аргументировать свою идею (в рамках того методологического направления , в котором он творит).

      С точки зрения Батыгина Г.С., мет-ия соц-ой науки предс-ет собой, во-1, опред-ую оптику - взгляд на мир, как на разумную устроенную систему, кот поддается рации-му познанию. Во-2, мет-ия - техника получения знания (вопросники, отчет, представления результатов работы). В-3, мет-я - этика - нормы поведения в научном сообществе.

      И.Ф. Девятко рассматривает термин мет-я на 3 уровнях: 1. М - философия социального знания; 2. М - изучение конкр методов , их обоснованности; 3. М социального иссл-ия ( т.е. составление программы-проекта на подготовит-ом этапе социсследования). Дает широкое опр-ие: Мет-ия науки — это дисц-на, изучающая и технические, «процедурные» вопросы орг-ии исследования, и более общие вопросы обоснов-ти исп-ых методов, достоверности наблюдений, критериев подтв-ния или опровержения научных теорий. (Девятко).

      В. А. Ядов выделяет 3 осн фун-ии мет-ии соц-го иссл-я: ориентирующую; предсказательную; классифицирующую. Первая сосредот-ет усилия исследователя в отборе данных, вторая опирается на устан-ие связей , завис-тей в исследуемой области, третья помогает систематизировать факты путем выявления существенных свойств и связей.

      Содержательное понимание мет-ии исходит из того, что в ней реализ-ся эвристическая (поисковая) фун-ия предметной области иссл-ия.

      Любая теорет-ая сис-ма знания имеет смысл лишь поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновр-но явл-ся инстр-том поиска нового знания.

      Принципы мет-ии: устойчивость, инвариантность в многообразных связях и изменениях, процессуальный подход.

      Значение  методологии

      Т.к. даже очень спец-ые вопросы (техники измерения, техники сбора данных) не мог быть решены без обращения к более общим представл-ям о природе эмпирических показателей и о нормативных критериях, использ-ых в процессе обоснования истинности и достоверности нового знания. Невозможно оценить методическую корректность какого-л метода, нельзя понять, что считать эмпирическим доказат-вом, рассматривая, изучая жизненные истории, биографии тщательно записанных исслед-лем, если мы не знаем как феноменология трактует соц-ую реальность, каковы с точки зр-я этого направления задачи соц-го иссл-ия.

      Задачей ме-ии соц-ой науки стан-ся анализ реальной логики, определяющей практику соц-го иссл-ия в рамках опред-ой теорет-ой перспективы.(А.Каплан)

      Каждая наука обращается к разл методам в изучении и познании реального мира. В социологии они подразделяются на:

      общенаучные:

    • дедукция
    • индукция
    • историзм
    • диалектический подход
    • системный анализ
    • структурный подход

      специфические (к которым относятся методы СИ):

    • опрос
    • наблюдение
    • исследование доказательств
    • эксперимент

      В этом закл-ся осн отличие соц-ой науки от др гуман-ых наук. В этом проявл-ся ее специфика.

      В отличие от мет-ии методы и процедуры иссл-ия это сис-ма более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной инф-ции. Но и здесь методолог-ие посылки играют важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы.

      В. А. Ядов предлагает след-ие определения:

      Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

      Техника – сов-ть спец-ых приемов для эффект-го исп-ия того или иного метода.(дневниковые записи, фотосъемка, киносъемка, работа инкогнито, включенность в группу полностью, работа через ключевого информанта)

      Методика – сов-ть технических приемов, связ-х с данным методом, включая местные операции, их последов-ть и взаимосвязь. (инструкция интервьюеру, инстр-я исследов-ю)

      Процедура – послед-сть всех операций, общая сис-ма действий и способов орг-ии иссл-ия (поэтапность выполнения работы).

      Социолог  исп-ет наряду со специальными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других соц-ых дисц-ин: из эконом-их, истор-их, этнолог-их, психол-их. Он должен владеть приемами статист-го анализа, иметь предст-ие о соответств-их разделах мат-ки и стат-ки.

4. Метод опроса. Виды  опроса. Особенности  организации и  проведения различных  типов опросов. 

 Опрос явл-ся одним из самых распр-ых и широко исп-ых методов в СИ. С его помощью собирается 90% всех соц-ких данных. Он предполагает обращение к непосредст-му носителю проблемы. Опрос незаменим в том случае, когда необходимо получить полную информацию о субъект-х мнениях, чувствах, мотивах поведения инд-да.

 Специфика опроса заключается: во-1, источ-ом инф-ции для исслед-ля выст-ет мнение, суждения инд-да; во-2, опрос позволяет в макс-но короткие сроки опрашивать большие сов-ти людей и получать разнообраз инф-ю; в-3, ценное его дост-во - широта охвата разл-ых областей соц-ной практики. (от производств-х проблем до изучения секс-го пов-ия отд-ых групп нас-ия).

 Возможны разл-ые класс-ии метода опроса. Основополагающим критерием разд-ия метода опроса явл-ся степень его формализации, вследствие чего опрос делится на: формализованный и неформализованный

 В рамках форма-го подхода опрос, как метод сбора информации, подразд-ся на 2 осн-х вида: анкет-е и формализ-е интерв-е. К неформализ-му опросу отн-ся виды неформализ-го интервью: креативное, длинное, глубинное, свободное.

 Кроме того, опросы разл-ют:

    • по степени охвата: сплошной, выборочный;
    • по форме проведения: устный, письменный;
    • по способу коммуникаций: очный, заочный;
    • в зави-ти от конструкции задаваемых вопросов: открытый, закрытый, полузакрытый.

      Анкетирование

 Наиболее  распростр-ый в России вид опроса. Способы анкетирования: Почтовое; Прессовое; Раздаточное.

 Суть  почтового закл-ся в рассылке анкет и получения на них ответов по почте.

 Суть  пресс-го анк-ия в том, что анкета публикуется в печати. Желающие высылают ее потом на адрес редакции.

 Разд-ое наиболее распространено. Оно может варьироваться: с выдачей и заполнение анкет прямо на месте, с заполнением на дому с последующим возвр-ем в назначенный срок.

 Анк-ие м/б групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос предп-ет обращение сразу к какой-то группе лиц, широко примен-ся по месту работы, учебы. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается 100 % возврат анкет. При индивид-ом анкет-ии вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жит-ва респ-тов, а время возврата заранее обговаривается.

 Эти виды анк-ия предп-ют индивид-ое консульт-ие респ-ов по технике заполнения, контроль со стороны анкетера за кач-ом заполнения анкет.

 Э. Ноэль называет следующие недостатки анкетирования:

  1. Смещение выборки (отказ респондентов; заполнение анкет анкетерами)
  2. Искажения при ответах (характерно для России)
  3. Качество самих опросников: неприемлемо разрабатывать сложные вопросники со сложной структурой, т. к. основная масса респондентов не сможет в них самостоятельно разобраться
  4. Отсутствие тщательной проработки логической структуры анкет, вследствие чего респондентам постоянно задаются вопросы, содержащие те или иные логические пороки, включая неоднозначность смысла вопроса.
  5. Наличие открытых вопросов, которые "плохо срабатывают". Как правило, две трети респондентов от исследуемого массива уклоняются от ответа на них, т. к. в российских анкетах не выдерживается логический объем открытых вопросов, который предполагает компактный и не вызывающий затруднения ответ.

      Интервьюирование

 Специф-ий вид опроса, в кот интерв-р (опрашивающий) путем непосредств-ой целенаправл-ой беседы получает инф-ию от респ-нта. Направление беседы опр-ся проблемой иссл-ия. По форме проведения интервью м/б прямым и опосредованным (по телефону); по месту работы или учебы и по месту жит-ва. По месту работы интервью наиболее целесообразно, при изучении производственных или учебных коллективов, где предмет иссл-ия связан с учебными или производств-ми делами. Более предпочтительным оказ-ся интервью по месту жит-ва, если предмет опроса касается проблем, о кот-ых удобнее поговорить в неофициальной обстановке.

 В прикл-ой соц-ии разл-ют 3 вида интервью: формализованное, фокусированное, свободное.

 Формализ-ое инт-ю отл-ся от опроса по анкетам тем, что ответы записыв-ся не самим респ-том, а интервьюером.

 Преимущества: оценивается непосред-ное впечатление от живой реакции опрашив-ых по предмету иссл-ия (это помогает лучше интерпр-ть их суждения)

 Техника: на полях записываются невербальные характеристики.

 Формализ-ное (структур-ное инт-ю) - общение интерв-ра и респ-та строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназн-ной для инт-ра. Обычно преобладают закрытые вопросы.

 Телефонный  опрос в 2-3 раза дешевле интервью по месту жительства. Проведение такого опроса возможно при условии 90-100%-ой телефонизации изучаемого региона. Такой опрос оправдывается главным  образом его оперативностью и  разумен для ориентировки в позициях общ-го мнения по особо актуальным проблемам.

 Особ-ти телеф-го опроса: возм-ть интенсивных опросов, искренность ответов повышается, предъявляются высокие требования к интервьюеру (получив достаточно интимную информацию интервьюер обязан “похоронить” полученные сведения). Часто интервьюер встает перед этическим выбором: зная о преступлении должен молчать.

 Выборка в тел. опросе также имеет свои особенности. При отборе респ-та метод Киша вряд ли уместен. Его можно заменить просьбой позвать к телефону “старшего мужчину” или “младшую женщину” в семье из тех, кому больше 18 лет.

5. Интервью. Сущность  понятия и функции. 

   Специфический вид опроса, в котором интервьюер (опрашивающий) путем непосредственной целенаправленной беседы получает информацию от респондента. Направление беседы определяется проблемой исследования. По форме проведения интервью может  быть прямым и опосредованным (по телефону); по месту работы или учебы и по месту жительства. По месту работы интервью наиболее целесообразно, при изучении производственных или учебных коллективов, где предмет исследования связан с учебными или производственными делами. Более предпочтительным оказывается интервью по месту жительства, если предмет опроса касается проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке.

Информация о работе Методология и методика социологических исследований