Автор: Алеша *, 01 Сентября 2010 в 14:08, реферат
Предположим, что предметом изучения стали национальные отношения.
Культуролога в этом случае заинтересует этнокультурная обусловленность национальных отношений, к примеру сохранность традиций в ситуации современного модернизированного общества или социальные последствия межэтнических взаимоотношений с мигрантами из кавказских республик.
Политолога – как эти национальные отношения отражаются в политической организации общества и государства.
Юриста - существует ли нарушение прав человека по национальному признаку, и каким образом это влияет на состояние национальных отношений в обществе.
Социолог же рассматривает национальные отношения как частный случай отношений социальных и отвечает не только на вопрос, каковы эти отношения в контексте всей социальной системы, но и почему они именно такие, а не иные
2.Изучение массовых процессов, которые описываются статистическими закономерностями и имеют в своей основе, не зависящие от участников этих процессов, социальные причины.
Введение…………………………………………………………..........………….3
1. Методология проведения социологического опроса………………...……..4
2. Программа исследования…………………………...………………………….6
3. Этапы (части) исследования:
Подготовительный этап……………………………………………………7
Процедурно методическая часть……………………………………….…9
Заключительный этап исследования…………………………......…… ..10
Библиография…………………………………………………………………….15
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский
государственный
в г. Советском
Кафедра
профессионально-
тема:
ПРОВЕДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Советский
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Методология проведения социологического опроса………………...……..4
2. Программа
исследования…………………………...……………
3. Этапы (части) исследования:
Подготовительный этап……………………………………………………7
Процедурно методическая часть……………………………………….…9
Заключительный этап исследования…………………………......……
..10
Библиография………………………………………………
Введение
Сколько лет ни существует социология, жаркие споры вокруг её предметного поля не утихают. Но все социологи, к какой бы школе они не принадлежали, отмечают две особенности этой научной дисциплины.
1. Целостность подхода в изучении общества.
Предположим, что предметом изучения стали национальные отношения.
Культуролога в этом случае заинтересует этнокультурная обусловленность национальных отношений, к примеру сохранность традиций в ситуации современного модернизированного общества или социальные последствия межэтнических взаимоотношений с мигрантами из кавказских республик.
Политолога – как эти национальные отношения отражаются в политической организации общества и государства.
Юриста - существует ли нарушение прав человека по национальному признаку, и каким образом это влияет на состояние национальных отношений в обществе.
Социолог же рассматривает национальные отношения как частный случай отношений социальных и отвечает не только на вопрос, каковы эти отношения в контексте всей социальной системы, но и почему они именно такие, а не иные
2.Изучение массовых процессов, которые описываются статистическими закономерностями и имеют в своей основе, не зависящие от участников этих процессов, социальные причины.
В обыденном сознании существуют несколько довольно распространенных предубеждений против социологии.
Первое: всё то, что узнают социологи в результате исследований известно и без них - на уровне «здравого смысла».
Второе: в угоду заказчику исследования, социологи искажают полученные факты. Поэтому им нельзя верить –« кто платит - тот и заказывает музыку».
Третье: составить анкету и провести опрос может любой человек с высшим образованием, поэтому социология – не «настоящая» наука.
Но как показывает жизнь и практика, все это заблуждения. Грамотно составить опросный лист, провести исследование, осмыслить его результат способен только специалист.
Поэтому в своем исследования я не претендую
на глубокое изучение и научный анализ
фактов, а лишь попытаюсь рассмотреть
ряд фактов связанных с моей повседневной
рабочей деятельностью и сделать выводы,
которые несомненно помогут мне в моей
профессиональной деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(отчет
о проведении соц. опроса)
В структуре научного поиска социологии определенное место занимают эмпирические социологические исследования, строящиеся на измерении социальных фактов и их описании.
Соц. исследование – это система научно-исследовательских процедур, методов и методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.
Социологическое исследование состоит из нескольких основных этапов,
которые схематически можно изобразить следующим образом:
1.Определение проблемной ситуации (выбор темы-объекта исследования). |
2.Обзор литературы по избранной теме исследования. |
3.Постановка цели и задач исследования. |
4.Определение (операционализация) понятий. |
5.Формулировка
гипотеза как обоснованного понятиями (переменными). |
6. Разработка исследовательского проекта ( выбор методов исследования, обоснование выборки и разработка инструментария на уровне методик. техник и процедур). |
Первые
шесть этапов включенных в эту
схему принято называть
7.Проведение исследования (сбор данных и регистрация полученной информации). |
8.Интерпретация результатов (обработка и обобщение полученных данных). |
9. Написание отчета по результатам исследования. |
10.Обсуждение значимых результатов исследования ( на конференциях, научных изданиях или СМИ). |
Программа является обязательным исходным документом любого проводимого исследования, а значит и нашего. В её содержании, как правило, выделяются три раздела:
(постановка проблемы, определение цели и задач исследования, формулировка гипотез);
(обоснование выборки, методов сбора данных и методов обработки и анализа информации);
(план исследования, порядок проведения
отдельных этапов исследования,
. материальные ресурсы ).
Рассмотрим
последовательно отдельные
Первая
часть – подготовительная.
Исследование начитает постановка проблемы. Проблема - всегда
противоречие между знанием (например, социальным ожиданием) и незнанием (к примеру, пути реализации данного ожидания).
В процессе формулировки проблемы можно выделить два момента:
- осмысление проблемной ситуации,
- формулировка данной проблемы.
В обществе последние годы неоднократно
поднималась проблема чтения в
молодежной среде. По мнению многих педагогов
и социологов, современная молодежь почти
не испытывает тяги к чтению, особенно
художественной литературы, несмотря
на её громадную роль в духовном развитии
личности, подтвержденную всей историей
человечества. Исследование этого социального
фактора, на мой взгляд, достойного измерения
и постановки проблемы, и стало основанием
для моего решения провести социологическое
исследования среди студентов нашего
ВУЗа. Что поможет, по моему мнению,
более точному определению роли чтения
в жизни наших студентов и их отношению
к книге.
После формулировки проблемы состоялся факт её уточнения: т.е. мной были выделены объект и предмет исследования
Объект исследования – это сфера или явление социальной общественной действительности, которое выступает как непосредственный носитель проблемной ситуации, на которую направлена наша познавательная деятельность.
В данном исследовании таким объектом стала научная библиотека нашего ВУЗа, точнее, её деятельность по организации чтения среди студентов.
Предмет исследования
– это стороны и свойства,
характеристики и
особенности объекта,
подлежащие непосредственному
изучению в данном…исследовании.
Следующим моментом подготовительного этапа моего исследования явилась постановка цели и задач исследования.
Цель исследования (планируемый результат) я определила, как исследование, направленное на изучения роли чтения в студенческой среде и отношения студентов к книге, как фактору их интеллектуальной жизни.
Задачи мною были поставлены следующие:
- познакомиться с материалами по данной проблеме из библиотечной
периодики и журналов о высшей школе;
- подготовить анкету для проведения анкетирования;
- определить
путем анкетирования отношение студентов
к чтению;
- понять,
как часто и что читают респонденты, откуда
узнают
- проанализировать полученные данные и попробовать определить средства и методы библиотечной работы для решения данной проблемы.
Затем была сформулирована гипотеза как форма предположений и допущений, в которых содержащиеся знания носят вероятностный характер (это как бы предварительный результат исследования).
Информация о работе Проведение социологического исследования