Проведение социологического исследования

Автор: Алеша *, 01 Сентября 2010 в 14:08, реферат

Описание работы

Предположим, что предметом изучения стали национальные отношения.
Культуролога в этом случае заинтересует этнокультурная обусловленность национальных отношений, к примеру сохранность традиций в ситуации современного модернизированного общества или социальные последствия межэтнических взаимоотношений с мигрантами из кавказских республик.
Политолога – как эти национальные отношения отражаются в политической организации общества и государства.
Юриста - существует ли нарушение прав человека по национальному признаку, и каким образом это влияет на состояние национальных отношений в обществе.
Социолог же рассматривает национальные отношения как частный случай отношений социальных и отвечает не только на вопрос, каковы эти отношения в контексте всей социальной системы, но и почему они именно такие, а не иные
2.Изучение массовых процессов, которые описываются статистическими закономерностями и имеют в своей основе, не зависящие от участников этих процессов, социальные причины.

Содержание

Введение…………………………………………………………..........………….3
1. Методология проведения социологического опроса………………...……..4
2. Программа исследования…………………………...………………………….6
3. Этапы (части) исследования:
Подготовительный этап……………………………………………………7
Процедурно методическая часть……………………………………….…9
Заключительный этап исследования…………………………......…… ..10
Библиография…………………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Контр. по социол..doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Филиал  государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально  педагогический университет»

в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического образования 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

«Социология»»

тема:

ПРОВЕДЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ 
 
 
 

                                                            Выполнила студентка

                                                          группы Св-113 СОП

                                              Тихомирова  В. В.

                                                 Проверил преподаватель:

                                                ______________________ 
 
 

Советский 2010 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………..........………….3

1. Методология проведения  социологического  опроса………………...……..4

2. Программа исследования…………………………...………………………….6

3. Этапы (части) исследования:

         Подготовительный этап……………………………………………………7

         Процедурно методическая часть……………………………………….…9

          Заключительный этап исследования…………………………......…… ..10 

Библиография…………………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Сколько лет ни существует социология, жаркие споры вокруг её предметного поля не утихают. Но все социологи, к какой бы школе они не принадлежали, отмечают две особенности этой научной дисциплины.

1. Целостность подхода в изучении общества.

Предположим, что предметом изучения стали  национальные отношения.

Культуролога  в этом случае заинтересует этнокультурная обусловленность национальных отношений, к примеру сохранность традиций в ситуации современного модернизированного общества или социальные последствия межэтнических взаимоотношений с мигрантами из кавказских республик.

Политолога – как эти национальные отношения отражаются в политической организации общества и государства.

Юриста -  существует ли нарушение прав человека по национальному признаку, и каким образом это влияет на состояние национальных отношений в обществе.

Социолог  же рассматривает национальные отношения как частный случай отношений социальных и отвечает не только на вопрос, каковы эти отношения в контексте всей социальной системы, но и почему они именно такие, а не иные

2.Изучение  массовых процессов, которые описываются статистическими закономерностями и имеют в своей основе, не зависящие от участников этих процессов, социальные  причины.

В обыденном  сознании существуют несколько довольно распространенных предубеждений против социологии.

Первое: всё то, что узнают социологи в результате исследований известно и без них - на уровне «здравого смысла».

Второе: в угоду заказчику исследования, социологи искажают полученные  факты. Поэтому им нельзя верить –« кто платит - тот и заказывает музыку».

Третье: составить анкету и провести опрос  может любой человек с высшим образованием, поэтому социология – не  «настоящая» наука.

Но как  показывает жизнь и практика, все это заблуждения. Грамотно составить опросный лист, провести исследование, осмыслить его результат способен только специалист.

    Поэтому в своем исследования я не претендую на глубокое изучение и научный анализ фактов, а лишь попытаюсь рассмотреть ряд фактов связанных с моей повседневной рабочей деятельностью и сделать выводы, которые несомненно помогут мне в моей профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДОЛОГИЯ   ПРОВЕДЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

(отчет о проведении соц. опроса) 

    В структуре научного поиска социологии определенное место занимают эмпирические социологические исследования, строящиеся на измерении социальных фактов и их описании. 

Соц. исследование – это система научно-исследовательских процедур, методов и методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

Социологическое исследование   состоит из нескольких основных этапов,

которые  схематически можно изобразить следующим  образом:

1.Определение  проблемной ситуации (выбор темы-объекта исследования).
 
2.Обзор  литературы по избранной теме  исследования.
 
3.Постановка  цели и задач  исследования.
 
4.Определение  (операционализация) понятий.
 
5.Формулировка  гипотеза как обоснованного предположения  о связи между

понятиями (переменными).

 
6. Разработка  исследовательского проекта ( выбор методов исследования, обоснование выборки и разработка инструментария на уровне методик. техник и процедур).
 
 

Первые  шесть этапов включенных в эту  схему принято называть                                                    программой исследования.

7.Проведение исследования  (сбор данных и регистрация  полученной информации).
 
8.Интерпретация результатов (обработка и обобщение полученных данных).
 
9. Написание отчета по результатам исследования.
 
10.Обсуждение  значимых результатов исследования ( на конференциях, научных изданиях или  СМИ).
 
 

Программа является обязательным исходным документом любого проводимого исследования, а значит и нашего. В её содержании, как правило, выделяются три раздела:

  • теоретический

    (постановка  проблемы, определение цели и задач исследования, формулировка гипотез);

  • методический

    (обоснование выборки, методов сбора данных и   методов обработки и анализа информации);

  • организационный

    (план исследования, порядок проведения отдельных этапов исследования,    .   материальные ресурсы ). 

Рассмотрим  последовательно отдельные этапы-части социологического исследования. 
 
 
 
 

Первая  часть – подготовительная. 

    Исследование начитает  постановка проблемы. Проблема - всегда

противоречие  между знанием (например, социальным ожиданием) и  незнанием (к примеру, пути реализации данного ожидания).

В процессе формулировки проблемы  можно выделить два момента:

- осмысление проблемной ситуации,

-  формулировка данной проблемы.

   В обществе последние годы неоднократно поднималась проблема чтения    в молодежной среде. По мнению многих педагогов и социологов, современная молодежь почти не испытывает тяги к чтению, особенно художественной литературы, несмотря на её  громадную роль в духовном развитии личности, подтвержденную всей историей  человечества. Исследование этого социального фактора, на мой взгляд, достойного измерения и постановки проблемы, и стало основанием для моего решения провести социологическое исследования среди студентов нашего ВУЗа.   Что поможет, по моему мнению, более точному определению роли чтения в жизни наших студентов и  их отношению к книге.                                                                                                                  Научный подход к изучению проблемы отношения студентов нашего ВУЗа к данному факту их студенческой жизни  позволил сформулировать интересующую меня проблему - роль чтения в жизни студента -  в анкете «Книга и чтение в жизни студента нашего ВУЗа».

После формулировки проблемы  состоялся  факт её уточнения: т.е. мной были выделены объект и предмет исследования

    Объект исследования – это сфера или явление социальной общественной действительности, которое  выступает как непосредственный носитель проблемной ситуации, на которую направлена наша познавательная деятельность.

В данном исследовании таким объектом стала  научная библиотека нашего ВУЗа, точнее, её деятельность по организации чтения среди студентов.

    Предмет исследования – это стороны и свойства, характеристики и                     особенности объекта, подлежащие непосредственному изучению в данномисследовании.                                                                                                            В нашем случае  ими стали читатели библиотеки – студенты филиала РГППУ, точнее их духовная деятельность, проявляющаяся через интерес к чтению.

Следующим моментом подготовительного этапа моего исследования явилась постановка цели и задач исследования.

     Цель исследования (планируемый результат) я определила, как                              исследование, направленное на  изучения  роли чтения в студенческой                                              среде и отношения студентов к книге, как фактору их интеллектуальной                    жизни.

   Задачи мною были поставлены следующие:        

- познакомиться с материалами по данной проблеме из библиотечной

   периодики и журналов о высшей школе;

- подготовить анкету для проведения анкетирования;

- определить путем анкетирования отношение  студентов к чтению;                                  -   узнать, какую роль играет книга в досуге студентов;

- понять, как часто и что читают респонденты, откуда узнают                                    .    о   новинках  литературы  и   пр.;

- проанализировать  полученные данные  и попробовать определить                 средства и методы библиотечной работы для решения данной проблемы.

   Затем была сформулирована гипотеза как форма предположений и допущений, в которых содержащиеся знания носят  вероятностный характер (это  как бы предварительный результат исследования).

Информация о работе Проведение социологического исследования