Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:34, реферат
Объектом исследования, является сам метод опроса.
Предметом исследования, его отличие от всех остальных методов получения информации, его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.
Цель исследования состоит в том, что бы изучить и понять метод социологического опроса, как способ сбора информации.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА,
КАК МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ. 4
ГЛАВА 1: Социальный опрос 4
1.1 Анкетирование, как метод социального опроса 5
1.2 Интервью, как метод социального опроса 9
1.3 Почтовый опрос 13
1.4 Прессовый опрос 14
1.5 Телефонный опрос 15
1.6 Квартирный опрос……………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2: Анализ особенностей социального опроса, как метода сбора информации. 19
2.1 Типы вопросов при составлении социального опроса 19
2.2 Виды шкал для социального опроса 20
2.3 Ошибки, допускаемые при составлении и проведении социального опроса 22
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 2
СОДЕРЖАНИЕ:
В
настоящее время метод опроса
является наиболее распространенным способом
получения первичной
Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей.
Объектом исследования, является сам метод опроса.
Предметом исследования, его отличие от всех остальных методов получения информации, его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.
Цель исследования состоит в том, что бы изучить и понять метод социологического опроса, как способ сбора информации.
Перед нами стоит задача, понять, что такое опрос? Какие виды опросов бывают? Чем они отличаются друг от друга? Какие ошибки при использовании этого метода сбора информации, допускают социологи? И как их избежать.
Социальный опрос – это метод непосредственного (интервью - ) или опосредованного (анкета - ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. 1
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.2
По видам социальный опрос можно разделить на:
А) Анкетирование
Б) Интернирование
В) Почтовый опрос
Г) Прессовый опрос
Д) Квартирный опрос
Е) Телефонный опрос
2) По процедуре провидения:
А) Индивидуальный опрос
Б) Групповой опрос
3) По форме
проведения:
А) Устные
Б) Письменные
4) По частоте проведение:
А) Разовые
Б) Повторные
5) По способу
коммуникации социолога и
А) Контактные опросы
Б) Бесконтактные опросы
6) По степени охвата генеральной совокупности:
А) Сплошные
Б) Выборочные
Анкетирование – это письменный опрос с помощью анкеты.
Анкета — это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.3
Метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии и социологии. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения или в процессе подбора кадров. Основным инструментом анкетирования является анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов.4
По месту проведения анкетирование делиться на два типа: по месту жительства и по месту работы. В последнем случае опрос может быть групповым (или аудиторным) - по месту работы или учебы, тогда как в первом - это индивидуальное анкетирование. При индивидуальном анкетировании увеличиваются затраты времени, но при этом обеспечиваются в большей мере качество заполнения анкеты, соответствующий отбор респондентов и полный возврат анкет. Тогда как при групповом опросе особое внимание необходимо обратить на требования к месту проведения опросов (изолированность помещения, исключающая посторонние шумы и отвлекающие факторы - телефонные звонки, появление посторонних лиц и т.д.; просторность помещения, обеспеченность ручками и карандашами, наличие урны для анкет). Анкетер обязан провести вступительную беседу, используя инструкцию и вводную часть анкеты. Группа не должна превышать 10-20 человек, а продолжительность заполнения 45-60 мин. Как известно, что наиболее большое количество ошибок в заполнении анкет связаны именно с неудачным инструктажем. И это может быть связанное только в неточности инструкций социолога проводившего опрос, но и в самом его тоне, пластике, мимике и отношению к данному опросу.
Анкета должна иметь определенную структуру. Она включает вводную часть, основную часть и "паспортичку". Важное значение имеют расположение вопросов, их формулировка, графическое оформление анкеты.
На титульном листе анкеты обязательно должны быть ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей его, место и год издания. Вопросы и варианты ответов должны выделяться шрифтом или цветом. Текст анкеты должен быть легко читаемым. Возможно использование рисунков, схем, которые активизируют внимание респондентов, снимают напряжение, ведь социологу необходимо, что бы респондент захотел пройти анкету.
В
водной части поясняются цели и задачи
опроса, значение и использование
его результатов, необходимость
искренности ответов
Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты.
"Паспортичка" состоит из вопросов, касающихся социально- демографических и других характеристик респондента. Помещение "паспортички" в начале анкеты может вызвать сомнения в анонимности опроса и тем самым недоверие к социологу, повлиять на конкретность ответов ( и даже на желание отвечать вообще), по этому советуется помещать ее в конце анкеты, а за тем заканчивает выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе (опросе).
При составлении вопросника анкеты необходимо руководствоваться требованиями, проверенными практикой и повышающими обоснованность, надежность инструментария. Это касается в первую очередь формулировок вопросов.
Существуют некоторые типичные для молодых социологов ошибки в формулировании вопросов анкеты:
- высока доля вопросов, направленных на самооценку респондентами своих знаний и умений. Такие вопросы допустимы, но требуют сети «вопросов ловушек» и не должны составлять основу анкеты;
- большая вариативность возможных ответов (20-25 вариантов) в одном вопросе вызывает растерянность респондентов. Число вариантов должно быть максимум 7-9 с обязательным свободным вариантом;
- отсутствие «вопросов ловушек», неумение группировать их, включение явно нереальных вариантов ответа и т. д.
Опытные социологи предлагают формулировать вопросы экзаменационного типа. Они содержат задания, экспериментальные ситуации, решение которых требует от респондента использования определенных сведений, навыков, знакомства с конкретными событиями, именами и т.д. Например, для выяснения информативности о международной жизни можно предложить список имен не только политических деятелей, но и деятелей науки, искусства, спорта и т.д.
Важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты. В ней нередко социологи вынуждены ставить вопросы, касающиеся престижных и неодобряемых видов поведения, источников косвенных доходов, отношения к тем или иным острым событиям и т.д. В этом случае важна соответствующая или, как говорят социологи, нейтральная формулировка вопроса, которая не ущемляла бы личного достоинства респондента. Одной из таких формулировок может быть, например, вопрос : "Большинству или меньшинству окружающих Вас людей присущи следующие черты поведения?" и т.д.
Эффективность опроса определяется его структурой. Он подразумевает три фазы, каждая из которых несет печать общего качества опроса как метода социологических исследований, но имеет свою специфику.
Основными фазами опроса являются адаптация, достижение поставленной цели и снятие напряжения.
Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов, простых, контактных, не обязательно связанных с содержанием исследования, способствующих расположению респондента к исследователю. Здесь важно учитывать как пол опрашиваемого, так и место опроса.
Конечно, адаптация социолога не сводится к приспособлению, но начинается именно с него, с формирования психологического поля общения с респондентами.
Эта фаза опроса, включающая обращение, должна учитывать, идет ли речь о массовом респонденте или об экспертах. В последнем случае необходимо не только указать на стремление исследователей помочь в реализации тех или иных потребностей людей, но и отметить важность учета мнений экспертов как людей профессионально подготовленных, квалифицированных, указать на престижность их участия в такой работе.
Важно обеспечить анонимность опроса массового респондента, указав на то, что ответы будут опубликованы в обобщенном виде, что фамилию указывать не следует. В опросе экспертов анонимность не играет роли.
Основной объем социологической информации зависит от качества второй фазы опроса. Ее успех зависит от многих условий, в том числе от типа и формы ответов, о чем речь пойдет ниже.
Для завершения опроса (фазы снятия напряжения) в конце вопросника (или в устной форме) помещаются легкие, так называемые функционально-психологические вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств респондента. Здесь очень важно не прерывать опрашиваемого, выслушать его (при интервью), а в заключение поблагодарить за помощь в работе.
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).5
Интервью отличается от анкетирования тем, что вопросник(бланк) интервьюер заполняет по ответам респондентов. При этом могут использоваться не только непосредственная фиксация ответов интервьюером, но и технические средства: телефон, диктофон, магнитофон, видеокамера. Нередко прибегают к помощи ассистента, когда социолог ведет беседу, а ассистент - запись.
Имеется множество разновидностей интервью:
1)
По содержанию беседы
2)
По технике проведения - делятся
на свободные,
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста