Методология и методика проведения социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

В научной и справочной литературе можно найти различную трактовку термина «социологические исследования». Ряд авторов понимает под ними вид профессиональной деятельности, другие – совокупность процедур научного познания, третьи – разновидность социального исследования.

Работа содержит 1 файл

Социологические исследования.doc

— 275.00 Кб (Скачать)


ТЕМА 1. Методология и методика

 

проведения социологического

исследования


 

1. В научной и справочной литературе можно найти различную трактовку термина «социологические исследования». Ряд авторов понимает под ними вид профессиональной деятельности, другие – совокупность процедур научного познания, третьи – разновидность социального исследования.

Дайте критический анализ всех приведенных определений. Какая формулировка представляется Вам наиболее методологически безупречной? Предложите свой вариант.

По моему мнению, термин можно определить двояко:

Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии;

Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.

 

2. В какой степени (высокой, низкой, никакой) можно назвать социологическими исследованиями: а) деятельность различных государственных органов и служб по получению и анализу статистической информации; б) изучение популярности политических деятелей и партий во время выборов; в) накопление фактов и подготовку статей журналистами; г) изучение материалов уголовного дела в юриспруденции; д) исследование рынка при продвижении нового товара; е) технический анализ в экономике; ж) сбор информации о работнике кадровыми службами? Ответ поясните.

 

- деятельность различных государственных органов и служб по получению и анализу статистической информации - нет;

- изучение популярности политических деятелей и партий во время выборов - да;

- накопление фактов и подготовку статей журналистами - нет;

- изучение материалов уголовного дела в юриспруденции - нет;

- исследование рынка при продвижении нового товара - нет;

- технический анализ в экономике - нет;

- сбор информации о работнике кадровыми службами – нет, если речь идет об одном работнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 2. Типология социологических

 

исследований


 

В настоящее время социологические исследования охватывают широкий круг проблем общественной жизни. Идет активное освоение новых сфер применения социологии: в экономике, праве, политике, в отраслях здравоохранения, охраны окружающей среды и т.д.

1. На основе сведений, полученных из рекомендованной литературы, заполните таблицу возможностей использования социологических и общенаучных процедур в таких отраслях общественной практики, как экономика, право, политика и образование. Применяйте следующие условные символы: «–» – не используется, «+» – эпизодически используется, «++» – используется, «+++» – активно используется.

 

Отрасли общественной практики

Использование процедур

1

Экономика

++

2

Право

+

3

Политика

+++

4

Образование

--

 

2. Представьте себе, что Вы руководитель экспертной группы, которой предписано в течение двух месяцев провести социологическую экспертизу предложений Совета директоров фирмы по упорядочению наименований штатных должностей и тарифных сеток работников, стимулированию производственной активности, сокращению трудопотерь и повышению трудовой дисциплины. В некоторых подразделениях фирмы уже начат эксперимент по внедрению новых предложений, имеются противоречивые отклики работников фирмы и журналистов по сути осуществляемых нововведений.

Какой тип исследовательской стратегии и метод (методику) социологического исследования Вы изберете для проведения экспертизы? Какая иная социологическая информация Вам понадобится? В какой форме представляется Вам оформление результатов проведенной экспертизы? Предложите в связи с этим возможный план Ваших действий.

Экспертным опросом называют метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов - высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. Основными этапами экспертного опроса является разработка концептуальной схемы и программы, постановка задачи, снабжение экспертов необходимой первичной и дополнительной информацией, выработка оценок, их согласование при необходимости выработки группового решения, фиксирование результатов и их обработка. В процессе опроса эксперт выступает полноправным его участником, осведомленным о целях и задачах исследования.

              Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации.               В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Метод социометрии исследует межличностные отношения в малых группах. Социометрия, по определению Морено, является одной из трех составных частей социономии - науки о социальных законах и представляет собой науку об измерении межличностных отношений.               В узком смысле под социометрическими методами понимаются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

 

 

 

ТЕМА 3. Социологическое исследование:

 

организация, основные этапы,

затраты


 

1. Президент Вашей компании выделил на проведение социологического исследования, имеющего целью изучение ее имиджа и изучение проблем расширения рынка сбыта продукции, сумму 160 тыс. руб. Исследование необходимо провести в течение 60 дней в Центральном регионе России.

Установлены следующие нормативы:

  среднесуточная сдельная заработная плата одного работника – 150 руб.;

  лимит расходов на проездные документы – 20 000 руб;

  лимит суточных расходов на одного командированного – 400 руб.;

  стоимость тиражирования 1 анкеты – 5 руб.

 

Разработайте бизнес-план проведения исследования по направлениям, совпадающим с этапами социологического исследования, исходя из приведенных нормативов. Заполните таблицу.

 

Наименование затрат

На одну единицу

На все исследование

1

Зарплата

150              х60х3

27 000

2

Проезд

20000              х3

60 000

3

Суточные

400              х60х3

72 000

4

Тиражирование анкет

5              200

1 000

5

Итого

 

160

 

Количество человек, отправляемых в командировку на мес. – 3 чел;

Количество тиража анкет – 200 шт.

 

2. Какова будет экономия денежных средств, если количество опрашиваемых респондентов сократить вдвое? Учесть, что затраты времени и вспомогательные расходы на полевом этапе при этом также сократятся в 2 раза.

Затраты денежных средств при этом сократятся тоже в два раза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4. Программа социологического

 

исследования


 

1. Обычно не возникает затруднений, исходя из заданной проблемной ситуации, определить цель и задачи социологического исследования. Более дискуссионным является процесс последующего выявления объекта и предмета исследования. Эти понятия часто путают, забывая, что объект – это носитель социального противоречия, а предмет – это те свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие.

Как Вы полагаете, возможно ли для всех случаев однозначно определить, что следует относить к объекту, а что – к предмету социологического исследования? Поясните примерами.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

 

2. Цель одного из исследований была сформулирована следующим образом – изучить состояние и основные организационно-правовые предпосылки обеспечения трудовой занятости молодежи и выработать предложения по совершенствованию форм и методов работы государственных органов и общественных организаций по обеспечению трудоустройства выпускников учебных заведений.

Информация о работе Методология и методика проведения социологического исследования