Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:43, лекция
Социологическое исследование как направление социологического знания. Классификация социологических исследований. Программа социологического исследования. Методика проведения социологического исследования.
Лекция 4.
Тема: Методика и методология социологического исследования
План:
Литература:
1. Социологическое исследование как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.
Возникновение
и развитие социологии неразрывно связано
с эмпирическими исследованиями
Что мы понимаем
под социологическим
Социологические исследования имеют довольно богатую историю. Уже с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с 1790 г. Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т. д. Перепись населения можно считать прародительницей социологических исследований. В XIX в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона. Технические приемы, применявшиеся при этом, позднее превратились в широко распространенный метод выборочного обследования.
Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Это обусловлено как объективными потребностями усложняющегося общества, требующего решения конкретных проблем, так и развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень. Техническая оснащенность, компьютеризация позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные. Работы социологов по конкретным проблемам открыли новые возможности социологии как науки.
Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.
Непосредственным поводом к проведению социологических исследований служит реально возникшее противоречие в развитии социального организма (общества). Реальные жизненные противоречия создают социальную, проблемную ситуацию, для решения которых необходимо развитие социологического знания и соответствующие управленческие решения. Как правило, эмпирические социологические исследования носят смешанный характер, в них решаются как фундаментальные (научные), так и прикладные (практические) задачи. Например, изучение текучести кадров или безработицы. Здесь исследуются социальные факторы, порождающие эти явления – это научный аспект; а также систематизация мер по их устранению – это практический аспект.
Единство научного и практического подходов к исследованию находит свое воплощение в постановке центральных вопросов в социальной политике. Решить научную проблему – означает получить новые знания, создать научную модель, объясняющую то или иное социальное явление. На его основе вырабатываются рекомендации для решения социальных проблем.
Конкретные социологические исследования позволяют
- получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять "снимок состояния";
- выявить имеющиеся
противоречия и тенденции
- дать прогноз социальных ситуаций;
- определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий;
- осуществлять
действенный контроль за
Одним из главных
мотивов обращения к
Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей. Выделяются три основных вида исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: разведывательное( пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (Пилотажное) исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий.
Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос. Он проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому-нибудь актуальному событию).
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т. д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов.
Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т. д. Данное исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, страны. В данном виде исследования может использоваться также эксперимент: когда социолог создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснить причинно-следственные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также экспериментальным.
Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:
- Подготовка исследования включает формулировку проблемной ситуации, разработку программы исследования, определение методов исследования, расчёт сроков проведения исследования и т.д.
- Сбор первичной социологической информации. На этом этапе собираются сведения, на основе которых впоследствии делаются выводы о связях между явлениями и выясняется их сущность. В процессе сбора данных социология располагает методами опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.
- Подготовка собранной информации к обработке и обработке на ЭВМ. После того, как о явлениях, выступающих предметом исследования, собрана вся необходимая информация, на основе которой явления могут быть объективно и полно исследованы, социологи приступают к классификации данных. Собранные и классифицированные материалы статистически упорядочиваются и выражаются посредством различных таблиц, которые в обобщённом виде (например, в % выражении) представляют собой ответы на каждый поставленный вопрос и вносятся в компьютер.
- Анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Эта фаза является заключительной в социологическом исследовании. Она включает изучение как содержания, структуры и функций, так и причин, способов возникновения и развития изучаемых явлений.
2. Программа социологического исследования.
Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса. От степени её научной обоснованности в значительной мере зависит результативность проводимых социологических исследований. Программа социологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу исследовательских процедур: сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций. Программой социологического исследования определяется его структура, призванная, во-первых, обеспечить перевод исходных положений социологической науки на язык операциональных определений и процедур исследования; во-вторых, наметить пути теоретического обобщения эмпирических данных с таким расчетом, чтобы вновь полученные факты могли служить дальнейшему развитию социологии и выработке практических рекомендаций в области социального управления.
Построение программы исследования включает в себя изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа состоит из двух частей – методологической и методической.
Методологическая часть программы включает: формулировку и обоснование проблемы; определение объекта и предмета исследования; определение целей и задач; интерпретация и операционализация основных понятий; формулировка рабочих гипотез.
Методическая часть программы включает: организационно-методический план (определение обследуемой совокупности); характеристику используемых методов сбора первичной информации.
Методологическая часть программы.
Постановка проблемы - это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие, как частного, так и общего характера. Проблемная социальная ситуация более или менее точно отражается в научной проблеме, которая фиксирует противоречие между знанием о потребностях общества и его организаций в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий.
Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что подлежит, должно быть изучено. Не всегда та или иная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. В этих случаях необходимо проведение определенных теоретических и прикладных исследований, направленных на получение нового знания в форме выводов (теоретическая ориентация) и практических рекомендаций (прикладная ориентация).
Для определения направленности социологического исследования следует определить его цель и задачи. Цель – социологического исследования определяет его ориентацию: теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого
результата ориентируется
Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном — прикладным.
Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.
Следующим этапом социологического исследования является определение его объекта и предмета.
Объектом социологического исследования является общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При определении объекта социологического исследования должны учитываться его следующие характеристики: профессиональная или отраслевая принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, село), функциональная направленность (производственная, политическая, духовная, бытовая и т.д.), временные границы.
Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства, с его сезонным характером распорядком рабочего дня, смены и т.п. (рыболовецкое, сельскохозяйственное, проходчики – строители метро, водолазы и др.). Если объектом социологического исследования является деятельность людей и условия этой деятельности, то единицами наблюдения выступают носители этой деятельности – люди.
Единицей наблюдения – в социологии называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать: единицы наблюдения о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения от которых поступает информация (единицы сбора).
Если объект независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. Предметом социологического исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное для решения какой социальной проблемы выбран.
Информация о работе Методика и методология социологического исследования