Методика и методология социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:43, лекция

Описание работы

Социологическое исследование как направление социологического знания. Классификация социологических исследований. Программа социологического исследования. Методика проведения социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

Tema 4.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

 Лекция 4.

 Тема: Методика и методология социологического исследования

 

План:

 

  1. Социологическое исследование как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.
  2. Программа социологического исследования.
  3. Методика проведения  социологического исследования.

 

Литература:

  1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
  2. Методы сбора информации в социологических исследованиях/ Отв. ред. В. Г. Аидреенков, О. М. Маслова. М., 1990. Кн. 1, 2.
  3. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1977.
  4. Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н. Опросы населения. М., 1984.
  5. Социология 4М: Методология, методы, математические модели. (Специализированный журнал по методологии и методике.)
  6. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, 1995.

 

1. Социологическое исследование как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.

 

Возникновение и развитие социологии неразрывно связано  с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования социальных процессов.

Что мы понимаем под социологическим исследованием? Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике.

 Социологические исследования имеют довольно богатую историю. Уже с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с 1790 г. Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т. д. Перепись населения можно считать прародительницей социологических исследований. В XIX в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона. Технические приемы, применявшиеся при этом, позднее превратились в широко распространенный метод выборочного обследования.

Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Это  обусловлено как объективными потребностями  усложняющегося общества, требующего решения конкретных проблем, так и развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень. Техническая оснащенность, компьютеризация позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные. Работы социологов по конкретным проблемам открыли новые возможности социологии как науки.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.

Непосредственным  поводом к проведению социологических  исследований служит реально возникшее  противоречие в развитии социального организма (общества). Реальные жизненные противоречия создают социальную, проблемную ситуацию, для решения которых необходимо развитие социологического знания и соответствующие управленческие решения. Как правило, эмпирические социологические исследования носят смешанный характер, в них решаются как фундаментальные (научные), так и прикладные (практические) задачи. Например, изучение текучести кадров или безработицы. Здесь исследуются социальные факторы, порождающие эти явления – это научный аспект; а также систематизация мер по их устранению – это практический аспект.

Единство научного и  практического подходов к исследованию находит свое воплощение в постановке центральных вопросов в социальной политике. Решить научную проблему – означает получить новые знания, создать научную модель, объясняющую то или иное социальное явление. На его основе вырабатываются рекомендации для решения социальных проблем.

Конкретные  социологические исследования позволяют

- получить отражение  реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять "снимок состояния";

- выявить имеющиеся  противоречия и тенденции развития  социальных отношений;

- дать прогноз  социальных ситуаций;

- определить  оптимальные пути воздействия  на тенденции общественного развития и разрешения противоречий;

- осуществлять  действенный контроль за состоянием  дел в различных сферах общественной  жизни, осуществлять обратную  связь.

Одним из главных  мотивов обращения к социологическому исследованию является потребность  получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от "внешнего глаза", но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т. д. Для проведения социологического исследования необходима  теоретическая основа, определение проблемы, целей и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.

Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей. Выделяются три основных вида исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: разведывательное( пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (Пилотажное) исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий.

Разновидностью  пилотажного исследования является экспресс-опрос. Он проводится, как  правило, в целях получения оперативной  информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому-нибудь актуальному событию).

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т. д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов.

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т. д. Данное исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, страны. В данном виде исследования может использоваться также эксперимент: когда социолог создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснить причинно-следственные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также экспериментальным.

 

 Проведение  социологического исследования  состоит из последовательных  этапов:

- Подготовка исследования включает  формулировку проблемной ситуации,  разработку программы исследования, определение методов исследования,  расчёт сроков проведения исследования и т.д.

- Сбор первичной социологической информации.  На этом этапе собираются сведения, на основе которых впоследствии делаются выводы о связях между явлениями и выясняется их сущность.  В процессе сбора данных социология располагает методами опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

- Подготовка собранной информации к обработке  и обработке на ЭВМ. После того, как о явлениях, выступающих предметом исследования, собрана вся необходимая информация, на основе которой явления могут быть объективно и полно исследованы, социологи приступают к классификации данных. Собранные и классифицированные материалы статистически упорядочиваются  и выражаются посредством различных таблиц, которые в обобщённом виде (например, в % выражении) представляют собой ответы на каждый поставленный вопрос и вносятся в компьютер.

- Анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Эта фаза является заключительной в социологическом исследовании. Она включает изучение как содержания, структуры и функций, так и причин, способов возникновения и развития изучаемых явлений.

 

2. Программа  социологического исследования.

Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса. От степени её научной обоснованности в значительной мере зависит результативность проводимых социологических исследований. Программа социологического исследования  представляет собой теоретико-методологическую основу исследовательских процедур: сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций. Программой социологического исследования определяется его структура, призванная, во-первых, обеспечить перевод исходных положений социологической науки на язык операциональных определений и процедур исследования; во-вторых, наметить пути теоретического обобщения эмпирических данных с таким расчетом, чтобы вновь полученные факты могли служить дальнейшему развитию социологии и выработке практических рекомендаций в области социального управления.

Построение программы  исследования включает в себя изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа состоит из двух частей – методологической и методической. 

Методологическая  часть программы включает: формулировку и обоснование проблемы; определение объекта и предмета исследования; определение целей и задач; интерпретация  и операционализация основных понятий; формулировка рабочих гипотез.

Методическая  часть программы включает: организационно-методический план (определение обследуемой совокупности); характеристику используемых методов сбора первичной информации.

Методологическая  часть программы.

  Постановка проблемы - это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие, как частного, так и общего характера. Проблемная социальная ситуация более или менее точно отражается в научной проблеме,  которая фиксирует противоречие между знанием о потребностях общества и его организаций в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий.

Постановка  научной проблемы означает выход  за пределы изученного в сферу  того, что подлежит, должно быть изучено. Не всегда та или иная проблема может  быть решена в пределах имеющегося знания. В этих случаях необходимо проведение определенных теоретических и прикладных исследований, направленных на получение нового знания в форме выводов (теоретическая ориентация) и практических рекомендаций (прикладная ориентация).

Для определения направленности социологического исследования следует  определить его цель и задачи. Цель – социологического исследования определяет его ориентацию: теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого

результата ориентируется данное исследование? Важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Основные  задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном — прикладным.

Неосновные  задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Следующим этапом социологического исследования является определение его объекта и предмета.

Объектом социологического исследования является  общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При определении объекта социологического исследования должны учитываться его следующие характеристики: профессиональная или отраслевая принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, село), функциональная направленность (производственная, политическая, духовная, бытовая и т.д.), временные границы.

Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства, с его сезонным характером распорядком рабочего дня, смены и т.п. (рыболовецкое, сельскохозяйственное, проходчики – строители метро, водолазы и др.). Если объектом социологического исследования является деятельность людей и условия этой деятельности, то единицами наблюдения выступают носители этой деятельности – люди.

Единицей наблюдения – в социологии называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать: единицы наблюдения о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения от которых поступает информация (единицы сбора).

Если объект независим  от исследования и противостоит ему, то предмет  изучения, напротив, формируется  самим исследованием.  Предметом социологического исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное для решения какой социальной проблемы выбран.

Информация о работе Методика и методология социологического исследования