Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:10, контрольная работа
В научной и справочной литературе можно найти различную трактовку термина «социологические исследования». Ряд авторов понимает под ними вид профессиональной деятельности, другие – совокупность процедур научного познания, третьи – разновидность социального исследования.
Основной причиной ошибок во втором случае является то, что в выборке всегда остаются неизученными некоторая доля единиц, с которыми затруднен контакт (это, например, наиболее высокодоходные группы населения, крупные государственные руководители, деятели искусства и т.д.) Таким образом, информация исследования будет надежна, если она валидна, правильна и точна. Различные методы в разной степени позволяют избежать всех перечисленных ошибок. Однако, важно не столько полностью исключить ошибки, сколько осознанно контролировать их влияние и соответственно интерпретировать результаты, а это можно сделать при любом методе исследования”.
ТЕМА 13. Подготовка исходных данных к | |
| обработке и методы их первичной |
обработки |
1. При изучении семейных бюджетов жителей некоторого региона с помощью социологических методов были получены следующие величины дохода, приходящегося на одного члена семьи:
Величина дохода (в руб.) | Количество ответов |
Менее 100 руб. | 80 |
101–200 руб. | 95 |
201–300 руб. | 110 |
301-400 руб. | 125 |
401–500 руб. | 140 |
501–600 руб. | 150 |
601–700 руб. | 135 |
701–800 руб. | 100 |
801–900 руб. | 95 |
901–1000 руб. | 80 |
Свыше 1000 руб. | 40 |
Верно ли, что данное распределение имеет только одно модальное значение?
Данное распределение имеет несколько модальных значений с наибольшей частотой (количеством ответов): 125, 135, 140, 150.
Можно ли сказать, что большинство семей в исследованном регионе находится за чертой бедности (580 руб. на одного человека)?
Да, по данному распределению можно сказать, что большинство семей в исследованном регионе находится за чертой бедности.
Можно ли назвать данный регион бедным?
Да, этот регион можно отнести к бедным.
(Определите среднее арифметическое; для оценки величины дохода используйте средние значения интервалов – 50, 150, 250 и т.д.).
2. Существенно ли отличаются между собой по уровню доходов семьи жителей исследованного региона? (Найдите величину среднеквадратичного отклонения.)
Семьи жителей исследованного региона несущественно отличаются между собой по уровню доходов.
3. В результате перекрестной группировки данных маркетингового исследования получена следующая таблица (абсолютные цифры):
| Хотели бы в ближайшее время купить | ||
Товар А | Товар Б | Товар В | |
Жители крупных городов | 120 чел. | 32 чел. | 178 чел. |
Жители небольших городов | 88 чел. | 65 чел. | 18 чел. |
Сельские жители | 41 чел. | 89 чел. | 174 чел. |
Означают ли эти результаты, что:
а) товар А сегментирован для жителей крупных городов – нет; товар В – для жителей небольших городов – нет; товар Б – для жителей села - да;
б) товар В в целом будет иметь больший спрос, чем товары А и Б - да;
в) жители села проявят меньшую покупательскую активность, чем жители города: чем жители небольших городов – нет.
ТЕМА 14. Меры статистической связи и | |
| индексы в социологическом |
исследовании |
1. При изучении предвыборных установок избирателей была осуществлена перекрестная группировка между показателем возраста респондентов и показателем отношения к участию в предстоящих выборах. Получены следующие данные (в абсолютных цифрах):
Вариант 1
| Собираются участвовать в голосовании (показатель B) | |||
да | нет | Сумма | ||
Возраст (показательA) | До 35 лет | 90 | 380 | 470 |
Старше 35 лет | 50 | 220 | 270 | |
Сумма | 140 | 600 |
|
Вариант 2
| Собираются участвовать в голосовании (показатель B) | |||
да | нет | Сумма | ||
Возраст (показатель A) | До 35 лет | 250 | 480 | 730 |
Старше 35 лет | 350 | 530 | 880 | |
Сумма |
|
|
|
Можно ли утверждать, что между возрастом населения и желанием участвовать в голосовании существует выраженная отрицательная связь? То есть чем больше возраст человека, тем выше его избирательная активность?
Нет, такого сказать нельзя. В разных вариантах разные предпочтения.
Подтвердите свое заключение расчетами коэффициентов двухклеточной сопряженности Q и Ф. Можете ли Вы привести примеры аналогичных зависимостей?
2. В ходе изучения эффективности рекламной кампании была предпринята попытка установить взаимосвязь через показатель посещаемости между наличием рекламы (в виде листовок) и прибылью торговых павильонов.
| Прибыль торговых павильонов | ||
Высокая | Средняя | Низкая | |
Реклама проводилась | 4100 | 2000 | 800 |
Реклама не проводилась | 900 | 2500 | 1700 |
| 5000 | 4500 | 2500 |
Информация о работе Методология и методика проведения социологического исследования