Методика проведения налогового аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:13, реферат

Описание работы

В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Работа содержит 1 файл

методика налогового аудита.docx

— 16.10 Кб (Скачать)

Методика  проведения налогового аудита 

     Практически каждая аудиторская фирма имеет  собственные методы и способы  проведения аудита. Создать универсальную  методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой  системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет  свои особенности в исчислении и  уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление  которых и является задачей налогового аудита. В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов: предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта; проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

     На  каждом из этих этапов аудиторы выполняют  определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо: провести общий анализ элементов системы  налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели; проверить  правильность методики исчисления налоговых  платежей; провести правовую и налоговую  экспертизу существующей системы хозяйственных  отношений; проанализировать организацию  документооборота и изучить функции  и полномочия служб, ответственных  за исчисление и уплату налогов; осуществить  предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

     На  следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам  предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты  в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный  аудит всех участков налоговой системы  нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

     Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в  тематическом разрезе. Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых  обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих  разные режимы налогообложения (общий  режим у головной организации  и единый налог на вмененный доход  у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При  проведении второго этапа работ  осуществляется проверка налоговой  отчетности, представленной экономическим  субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы  и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Например, при проверке правильности исчисления налога на прибыль в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат.

     В ходе налогового аудита проводится проверка правильности формирования налоговой  базы и заполнения налоговых деклараций организации. Как уже отмечалось, под налоговым учетом мы понимаем весь учет, в том числе и бухгалтерский, который содержит данные, влияющие на формирование налоговых обязательств организации. В настоящее время  практически все налоги, за исключением  налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость  и некоторых других, исчисляются  по данным бухгалтерского учета. Итак, аудиторы, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа  первичных документов, получение  разъяснений от руководства о  показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно  взаимодействовать с бухгалтерской  и юридической службами организации, а также непосредственно с  руководством.

     В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом  деле занимается проверяемая организация. Дело в том, что практически любая  фирма в той или иной степени  и в разных масштабах заключает  сделки, в которых существо отношений  не соответствует их юридическому оформлению. Наиболее распространенный пример - обналичивание денежных средств. В целях документального оформления такой сделки многие организации заключают фиктивные договоры подряда. Проведение данных операций при недостаточно грамотном юридическом оформлении может привести к весьма серьезным последствиям. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

     Необходимость тесного взаимодействия проверяющей  и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что  в ходе проверки бухгалтерия организации  должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок. На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

     Однако  само по себе заключение не несет аналитической  и рекомендательной информации. Поэтому  заказчик аудита должен также требовать  отчет об аудиторской проверке, в  котором подробно рассмотрены все  выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация  несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в  заключении и (или) отчете аудитора о  выявленных им искажениях. 

Информация о работе Методика проведения налогового аудита