Методы проведения социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:48, реферат

Описание работы

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследо¬вание ценностных ориентации членов социальных сообществ по отно¬шению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воз¬действия на членов этих сообществ.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Методы проведения социологических исследований
1.1.Выборка в социологическом исследовании 4 стр.
1.2. Опрос, его виды 9 стр.
1.3. Анализ документов 13 стр.
1.4. Наблюдение 15 стр.
1.5. Методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исследований 17 стр.
Заключение 19 стр.
Список литературы 20 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат_new.docx

— 44.33 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный  университет имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра менеджмента

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Елькина Елена Владимировна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Филиал в г. Коряжме

курс

6

группа

67.1

   
     
     
     
 

РЕФЕРАТ

 
     
 

По дисциплине

Исследование социально-экономических и

 
 

                                                           политических процессов

 
 

На тему

Методы проведения социологических

 
   

(наименование темы)

 
 

                                    исследований

 
     
                 
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

       

И.Н.Альхимович

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

 

 

 

 

 

 

 

Коряжма

 
 

2012

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                           3 стр.

 

1. Методы проведения социологических  исследований

1.1.Выборка в социологическом  исследовании                                            4 стр.

1.2. Опрос, его виды                                                                                         9 стр.

1.3. Анализ документов                                                                                 13 стр.

1.4.  Наблюдение                                                                                            15 стр.

1.5. Методы анализа и обобщения  информации, полученной в результате  социологических исследований                                                                    17 стр.

Заключение                                                                                                     19 стр.

Список литературы                                                                                        20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.

Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентации членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

Социологические методы позволяют более полно  представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.

Социологические методы дают точные представления о  состоянии и динамике социальных систем.

Метод социологического исследования является важным и надежным познавательным инструментом социолога. Он обеспечивает решение задач, которые  ставит перед исследователями общества социальная реальность. С его помощью изучаются мнения, оценки, ценности, установки людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся условиям жизнедеятельности) и т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы проведения социологических  исследований

1.1.Выборка в социологическом исследовании

Совокупность  всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется генеральной совокупностью. Выборочная совокупность (выборка) – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Если  исследование охватывает весь изучаемый  массив, оно будет сплошным, т.е. в таком исследовании каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более 500 человек, единственно правильным признается применение выборочного метода.

Преимущества  выборочного исследования по отношению  к сплошному:

а) позволяет  сократить затраты на сбор и обработку  социологической информации;

б) позволяет  добиться большей оперативности;

в) имеет  более широкую область применения;

г) в ряде случаев позволяет получить более  достоверные сведения.

Процесс выборки основан на двух моментах:

1) на  взаимосвязи и взаимообусловленности  качественных характеристик и  признаков социальных объектов;

2) на  правомерности выводов о целом  на основании изучения его  части при условии, что по  своей структуре эта часть  является микромоделью целого.

Основная  цель выборочного метода – выбор  элементов из совокупности таким  образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка.

Случайная выборка носит наиболее распространенный характер. Самый легкий путь получения  случайной выборки – присвоить каждому элементу свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка (например, каждый десятый номер в каждой случайной цепи). Можно выбирать из генеральной совокупности по какому-то принципу (каждая тысячная фамилия из списка абонентов телефонной сети, каждый третий дом на определенной улице, студенты, родившиеся в сентябре и т.д.). Преимущества случайной выборки:

• объективность  и точность отбора респондентов;

• не требуется  детальное знание изучаемой совокупности;

• использование  методов математической вероятности.

Недостатки  случайной выборки:

• сложность  процедуры отбора;

• затратность ресурсов.

На практике часто применяется метод гнездовой выборки. Он предполагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а групп (семьи, студенческие группы, бригады и т.д.), с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Гнездовая выборка будет репрезентативна (представительна) в том случае, если состав групп в максимальной степени близок по основным демографическим признакам респондентов.

В некоторых  случаях невозможно использование  вероятностных схем отбора, описанных  выше. Тогда используется целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляется с помощью следующих методов: стихийной выборки, метода квот и метода основного массива. В случае стихийной выборки невозможно предопределить структуру массива респондентов и, соответственно, трудно определить репрезентативность. Метод квотной выборки – это распространенный способ отбора респондентов при массовых опросах общественного мнения. Его используют в том случае, если до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты. Респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. Метод квот позволяет существенно сократить время и средства, затрачиваемые на опросы. Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для уточнения какого-нибудь контрольного вопроса. В таких случаях опрашивается 50-60% потенциальных респондентов.

Все рассмотренные  методы представляют собой пример одноступенчатой выборки. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько ступеней: на первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка, а потом проводится случайный отбор респондентов в гнездах. Многоступенчатая выборка используется в крупномасштабных исследованиях, когда в генеральной совокупности насчитываются тысячи и миллионы единиц, размещенных на значительной территории. При построении многоступенчатой выборки используются несколько способов отбора элементов выборочной совокупности.

Районированный  отбор (типический) – производится на основе распределения заданного числа отбираемых единиц измерения, т.е. объема выборки, между так называемыми «районами», типами – группами элементов генеральной совокупности, выделяемых в соответствии со значениями изучаемого в исследовании заданного «базового признака». Выделяемые таким образом слои будут внутренне однородными, но отличными друг от друга и взятые вместе – исчерпывать всю совокупность. Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования. Ее репрезентативность – целевой установкой программы.

Объем выборки  влияет на ошибки репрезентации: чем  больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Для увеличения точности в два раза необходимо увеличить выборку в четыре раза.

Ошибка  репрезентации – это различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупности. Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 человек и более).

Для пробных  опросов достаточна выборочная совокупность объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной  совокупности составляет менее 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности, гарантирующий достоверные результаты исследования, составляет 500 человек.

Оценка  надежности результатов выборочного  обследования:

• ошибка выборки до 3% – повышенная надежность;

• ошибка выборки 3-10°– обыкновенная надежность;

• ошибка выборки от 10 до 20% – приближенная;

• ошибка выборки от 20 до 40% – ориентировочная;

• более 40% – прикидочная.

Качество  выборки зависит:

1) от  меры однородности социальных  объектов по наиболее существенным  характеристикам (чем более они  однородны, тем меньшая численность  может обеспечить статистически  достоверные выводы);

2) от  степени дробности группировок  анализа, планируемых по задачам исследования;

3) от  целесообразного уровня надежности  выводов из предпринимаемого  исследования.

Традиционно выделяют следующие виды ошибок:

1) случайные  ошибки (случайные отклонения) выборочных  значений параметров);

2) систематические  ошибки (ошибки смещения);

3) погрешности  вычислений.

Погрешности вычислений возникают при математико-статистической обработке результатов измерений. О погрешности вычислений необходимо помнить при оценке точности и надежности выборочных данных и при интерпретации результатов исследования. Случайные ошибки бывают следствием большого числа разнообразных факторов и учесть действие каждого из них невозможно. Ошибка выборки считается случайной, а выборочная совокупность репрезентативно, если отклонение не превышает в среднем 5%. Наиболее опасный вид ошибок – систематические ошибки (или ошибки смещения). Такие ошибки являются результатом действий в одном направлении определенной группы причин, которую возможно выявить. Источники систематических ошибок:

Информация о работе Методы проведения социологических исследований