Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:48, реферат
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследо¬вание ценностных ориентации членов социальных сообществ по отно¬шению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воз¬действия на членов этих сообществ.
Введение 3 стр.
1. Методы проведения социологических исследований
1.1.Выборка в социологическом исследовании 4 стр.
1.2. Опрос, его виды 9 стр.
1.3. Анализ документов 13 стр.
1.4. Наблюдение 15 стр.
1.5. Методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исследований 17 стр.
Заключение 19 стр.
Список литературы 20 стр.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра менеджмента |
|||||||||||||||
(наименование кафедры) |
|||||||||||||||
Елькина Елена Владимировна |
|||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество |
|||||||||||||||
Филиал в г. Коряжме |
курс |
6 |
группа |
67.1 |
|||||||||||
РЕФЕРАТ |
|||||||||||||||
По дисциплине |
Исследование социально- |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
На тему |
Методы проведения социологических |
||||||||||||||
(наименование темы) |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Отметка о зачёте |
|||||||||||||||
(дата) |
|||||||||||||||
Руководитель |
И.Н.Альхимович |
||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(и.,о., фамилия) |
|||||||||||||
(дата) |
|||||||||||||||
Коряжма |
|||||||||||||||
2012
|
Оглавление
Введение
1. Методы проведения
1.1.Выборка в социологическом
исследовании
1.2. Опрос, его виды
1.3. Анализ документов
1.4. Наблюдение
1.5. Методы анализа и обобщения
информации, полученной в результате
социологических исследований
Заключение
Список литературы
Введение
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения
социологических методов
Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.
Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.
1.
Методы проведения
1.1.Выборка в социологическом исследовании
Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется генеральной совокупностью. Выборочная совокупность (выборка) – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Если исследование охватывает весь изучаемый массив, оно будет сплошным, т.е. в таком исследовании каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более 500 человек, единственно правильным признается применение выборочного метода.
Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошному:
а) позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации;
б) позволяет добиться большей оперативности;
в) имеет
более широкую область
г) в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения.
Процесс выборки основан на двух моментах:
1) на
взаимосвязи и
2) на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого.
Основная цель выборочного метода – выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка.
Случайная выборка носит наиболее распространенный характер. Самый легкий путь получения случайной выборки – присвоить каждому элементу свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка (например, каждый десятый номер в каждой случайной цепи). Можно выбирать из генеральной совокупности по какому-то принципу (каждая тысячная фамилия из списка абонентов телефонной сети, каждый третий дом на определенной улице, студенты, родившиеся в сентябре и т.д.). Преимущества случайной выборки:
• объективность и точность отбора респондентов;
• не требуется детальное знание изучаемой совокупности;
• использование методов математической вероятности.
Недостатки случайной выборки:
• сложность процедуры отбора;
• затратность ресурсов.
На практике часто применяется метод гнездовой выборки. Он предполагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а групп (семьи, студенческие группы, бригады и т.д.), с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Гнездовая выборка будет репрезентативна (представительна) в том случае, если состав групп в максимальной степени близок по основным демографическим признакам респондентов.
В некоторых случаях невозможно использование вероятностных схем отбора, описанных выше. Тогда используется целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляется с помощью следующих методов: стихийной выборки, метода квот и метода основного массива. В случае стихийной выборки невозможно предопределить структуру массива респондентов и, соответственно, трудно определить репрезентативность. Метод квотной выборки – это распространенный способ отбора респондентов при массовых опросах общественного мнения. Его используют в том случае, если до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты. Респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. Метод квот позволяет существенно сократить время и средства, затрачиваемые на опросы. Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для уточнения какого-нибудь контрольного вопроса. В таких случаях опрашивается 50-60% потенциальных респондентов.
Все рассмотренные методы представляют собой пример одноступенчатой выборки. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько ступеней: на первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка, а потом проводится случайный отбор респондентов в гнездах. Многоступенчатая выборка используется в крупномасштабных исследованиях, когда в генеральной совокупности насчитываются тысячи и миллионы единиц, размещенных на значительной территории. При построении многоступенчатой выборки используются несколько способов отбора элементов выборочной совокупности.
Районированный отбор (типический) – производится на основе распределения заданного числа отбираемых единиц измерения, т.е. объема выборки, между так называемыми «районами», типами – группами элементов генеральной совокупности, выделяемых в соответствии со значениями изучаемого в исследовании заданного «базового признака». Выделяемые таким образом слои будут внутренне однородными, но отличными друг от друга и взятые вместе – исчерпывать всю совокупность. Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования. Ее репрезентативность – целевой установкой программы.
Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Для увеличения точности в два раза необходимо увеличить выборку в четыре раза.
Ошибка репрезентации – это различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупности. Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 человек и более).
Для пробных
опросов достаточна выборочная совокупность
объемом 100-250 человек. При массовых
опросах, если величина генеральной
совокупности составляет менее 5000 человек,
достаточный объем выборочной совокупности,
гарантирующий достоверные
Оценка надежности результатов выборочного обследования:
• ошибка выборки до 3% – повышенная надежность;
• ошибка выборки 3-10°– обыкновенная надежность;
• ошибка выборки от 10 до 20% – приближенная;
• ошибка выборки от 20 до 40% – ориентировочная;
• более 40% – прикидочная.
Качество выборки зависит:
1) от
меры однородности социальных
объектов по наиболее
2) от
степени дробности группировок
анализа, планируемых по
3) от
целесообразного уровня
Традиционно выделяют следующие виды ошибок:
1) случайные ошибки (случайные отклонения) выборочных значений параметров);
2) систематические ошибки (ошибки смещения);
3) погрешности вычислений.
Погрешности вычислений возникают при математико-статистической обработке результатов измерений. О погрешности вычислений необходимо помнить при оценке точности и надежности выборочных данных и при интерпретации результатов исследования. Случайные ошибки бывают следствием большого числа разнообразных факторов и учесть действие каждого из них невозможно. Ошибка выборки считается случайной, а выборочная совокупность репрезентативно, если отклонение не превышает в среднем 5%. Наиболее опасный вид ошибок – систематические ошибки (или ошибки смещения). Такие ошибки являются результатом действий в одном направлении определенной группы причин, которую возможно выявить. Источники систематических ошибок:
Информация о работе Методы проведения социологических исследований