Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:10, контрольная работа
В научной и справочной литературе можно найти различную трактовку термина «социологические исследования». Ряд авторов понимает под ними вид профессиональной деятельности, другие – совокупность процедур научного познания, третьи – разновидность социального исследования.
В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы, давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы или отвечать вопросом на вопрос. При интервьюировании уйти от вопроса подобными способами сложнее. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.
Несомненно, большое значение имеет способность интервьюера добиваться взаимопонимания с респондентом. Кроме того, вопросник как «инициатор» разговора является важнейшим элементом в создании благоприятной атмосферы и стимулировании желания респондента предоставить необходимую информацию. Плохой вопросник, как и неловкая беседа, может превратить исходно благоприятную ситуацию в скучную и разочаровывающую встречу. Помимо стремления сформулировать отдельные вопросы наилучшим образом, вам как составителю вопросника должно быть присуще умение видеть его в целом и оценивать его совокупное влияние на процесс опроса. При включении в вопросник тем, которые могут не заинтересовать респондентов, необходимо быть особенно внимательным к тому, чтобы некоторые разделы интервью были для них интересны и, возможно, могли развлечь.
Рассматривая интервью как особый случай социального взаимодействия, можно понять источники ошибок при составлении вопросов. Большинство респондентов добровольно участвуют в исследованиях. Они изначально хотят предоставить наиболее релевантную информацию. Ваша задача – усилить эту тенденцию, создав такой вопросник, который будет поддерживать намерение респондентов отвечать на вопросы. Если предмет обсуждения требует возврата к прошедшим событиям, вопрос должен включать все возможные подсказки, помогающие точно воспроизвести события.
ТЕМА 9. Интервью, экспертный опрос и | |
| социометрия как методы |
социологического исследования |
1. Некоторые специалисты полагают, что метод социологического экспертного опроса появился задолго до появления самой социологии и широко использовался, например, военачальниками. Вот как описывает Л.Н. Толстой сцену военного совета в Филях после Бородинского сражения:
«Вокруг мужицкого стола, на котором лежали карты, собралось много генералов: Ермолов, Кайсаров, Толь, Барклай де Толли, Уваров, Дохтуров, граф Остерман-Толстой, Раевский, Коновицын. Вошел Бенигсен, и Кутузов выдвинулся из своего угла и пододвинулся к столу.
Последовал вопрос вошедшего: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Кутузов прервал его вопросом: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения?» Мнения разделились, были слова в пользу и против этого мнения.
Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена, как бы не понимая, что совет ничего не изменит, и Москва уже оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое при отступлении должно принять войско. Прения продолжались, пока Кутузов, тяжело вздохнув, не встал и подошел к столу. «Некоторые будут не согласны со мной. Но я властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление».
Какими признаками социологического экспертного опроса обладал военный совет в Филях, какие роли были у его участников? Попробуйте описать картину военного совета, чтобы он обладал всеми признаками социологического экспертного опроса с использованием одной из методик (обмена мнениями, «мозгового штурма»).
Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному. Но в сложных случаях заболевания или угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация - в армии. Обычно командующий принимает решение единолично. Но в сложных и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных примеров такого рода - военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством М.И. Кутузова решался вопрос: "Давать или не давать французам сражение под Москвой?"
Другой простейший пример экспертных оценок - оценка номеров в КВН. Каждый из членов жюри поднимают фанерку со своей оценкой, а технический работник вычисляет среднюю арифметическую оценку, которая и объявляется как коллективное мнение жюри (ниже увидим, что такой подход некорректен с точки зрения теории измерений).
2. В результате исследования студенческой группы методом социометрии при ответе на вопрос: «С кем бы из своих однокурсников ты предпочел (предпочла) бы пойти на концерт популярной музыкальной группы?», – получены следующие ответы (см. таблицу).
На основе этих данных заполните свободные графы социоматрицы и постройте социограмму. Дайте характеристику взаимоотношений в группе. Рассчитайте социометрические статусы каждого студента и степень сплоченности группы. Кого можно предположительно назвать неформальными лидерами коллектива? Отверженными? Можно ли считать эти выводы окончательными и почему?
3. Предложите другие вопросы (социометрические критерии), которые можно задать студентам в ходе социометрического опроса, чтобы получить полное представление о характере взаимоотношений в группе.
При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов социометрируемой группы. Для удобства работы, для простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером в списке группы. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, имеется или нет ограничение на выбор, если да, то каково оно. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, постольку следует обязательно объяснить опрашиваемому цели опроса, гарантировать сохранение тайны его ответов.
1. Кого бы Вы хотели видеть в качестве своего бригадира?
2. Кого бы Вы не хотели видеть в качестве своего бригадира?
3. Кто может предложить Вас в качестве бригадира?
4 .Кто не предложит Вас в качестве бригадира?
ТЕМА 10. Анализ документов как метод | |
| сбора социологической информации |
Когда в 60–70-е гг. XX века в СССР возродился интерес к социологическим исследованиям, многие специалисты искренне считали, что они и до этого занимались социологией, но только не догадывались, что это так называется. В частности, весьма любопытной является точка зрения работников кадровых органов, что они на основании автобиографий и анкетных данных работников регулярно проводят обобщения и докладывают начальству отчет о состоянии кадровой политики, который мало отличается от аналитического отчета по результатам социологического исследования.
1. Можно ли сказать, что социологические исследования являются неотъемлемой частью кадровой работы? Является ли социологическим анализом документов практикуемый работниками кадровых органов качественный анализ характеристик персонала предприятий (организаций), разрабатываемый на основе обобщения социально-демографических характеристик персонала?
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), зачем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
2. В ходе контент-анализа семи печатных изданий за истекшее полугодие в качестве единиц анализа выступали статьи, в которых так или иначе упоминались некоторые политические фигуры. В качестве единиц счета использовались различные варианты упоминания этих лидеров (фамилия, имя, отчество, должность, прозвище, местоимения и др.). Таким образом, было вычислено общее количество обращений к данным персонам каждого печатного издания (см. таблицу).
№ п/п | Издание | Периодичность | Количество упоминаний | |
1-го лидера | 2-го лидера | |||
1 | Московский комсомолец | 6 раз в неделю | 236 | 145 |
2 | Аргументы и факты | 1 раз в неделю | 67 | 56 |
3 | Комсомольская правда | 5 раз в неделю | 84 | 75 |
4 | Итоги (журнал) | 1 раз в неделю | 86 | 104 |
5 | Коммерсантъ (газета) | 5 раз в неделю | 145 | 123 |
6 | Работница (журнал) | 1 раз в месяц | 22 | 10 |
7 | Труд | 5 раз в неделю | 39 | 43 |
На основе полученных данных необходимо:
а) о ком из политиков предпочитает писать больше пресса – о 1-м лидере;
б) ангажированные каждым из политиков печатные издания – «МК» и «Коммерсант» - 1 лидер; «МК», «Итоги» и «Коммерсант» - 2 лидер;
в) издания, которые отводят наибольшие печатные площади перипетиям политической борьбы в целом – «Коммерсант».
ТЕМА 11. Наблюдение как метод | |
| социологического исследования |
1. В социологической литературе многие авторы, характеризуя метод наблюдения, называют его одновременно самым объективным и самым субъективным, самым простым и самым сложным методом сбора данных.
Какими особенностями социологического наблюдения можно объяснить столь противоречивые характеристики метода?
Психические явления, имеющие статус субъективной реальности, не могут быть непосредственно представлены внешнему наблюдателю как явления внешнего мира. Решение вопросов о том, как связаны внешние проявления наблюдаемых реакций, действий и состояний человека с феноменальной картиной его внутреннего опыта и регуляцией психической жизни, предполагает включение теоретической интерпретации, т.е. определенных объяснительных схем для конкретизации области наблюдаемых психологических фактов. В этом аспекте и эксперимент, и наблюдение есть лишь разные способы получения эмпирических данных. Однако наблюдение как метод научного познания характеризуется иной совокупностью приемов, способов и регулятивных принципов деятельности исследователя.
Понимание наблюдения как метода исследования и как методики – средства получения эмпирических данных – не противоречит, а дополняет одно другое. Разведение этих двух значений термина «наблюдение» необходимо для полного его понимания.
2. В одном из научных журналов были описаны наблюдения автора (журналиста по профессии), ставшего случайным свидетелем возникшего в автобусе конфликта между ревизорами и безбилетным пассажиром, в который были постепенно вовлечены почти все пассажиры. Им были живописно и подробно описаны стадии зарождения конфликта, его развития и разрешения, ролевые функции участников и даже проанализированы механизм вовлечения в конфликт и мотивация принятия той или иной позиции. Автор полагает, что он провел социологическое исследование.
Информация о работе Методология и методика проведения социологического исследования