Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 06:07, реферат
Существование количественных и качественных тактик проведения социологического исследования в первую очередь определено желанием должным образом объяснить сущность процессов внутри социального мира. Говоря о соотношении количественных и качественных методов получения знания, следует отметить, что при количественном методе исследование в первую очередь направлено на выявление количественных признаков социальных процессов, качественные в свою очередь направлены на репрезентативный охват и анализ характерных признаков в определяемых социальных явлениях.
Существование количественных и качественных тактик проведения социологического исследования в первую очередь определено желанием должным образом объяснить сущность процессов внутри социального мира. Говоря о соотношении количественных и качественных методов получения знания, следует отметить, что при количественном методе исследование в первую очередь направлено на выявление количественных признаков социальных процессов, качественные в свою очередь направлены на репрезентативный охват и анализ характерных признаков в определяемых социальных явлениях. Тем самым, принципиальное различие между методами состоит в особом эмпирическом фокусе зрения при изучении действительности.
Использование количественных методов исследования подразумевает анализ данных по общим признакам для их последующей типизации, качественные методы ориентированы на определение различий. Качественные методы позволяют анализировать общее двух или нескольких признаков, опуская при этом из виду их различия. Количественные же методы дают возможность определить различие тем, что общие признаки используются как базис для сравнения. Главное отличие качественных методов от количественных заключается в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов. Из-за небольшого размера группы респондентов результаты качественных исследований нельзя обобщать на все население. Однако они могут быть чрезвычайно полезны для изучения того или иного вопроса, оценки различных программ. Кроме того, качественные методы позволяют, в отличие от количественных, выявить внутренние мотивы и побуждения людей.
В качестве основных преимуществ и ограничений с которыми сталкиваются при использовании этих методов получения знания можно выделить те стороны явления, которые затрагиваются в ходе выполнения исследования. Количественный метод отличается от качественного тем, что является объективным, мене затратным по сравнению с качественным, объекты остаются неизменны, подразумевает легкость обработки информации. Также преимуществом количественного метода является верификация результатов, то есть «эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем наглядного возвращения к наглядному уровню познания».1 Стоимость проведения такого вида исследований зависит от масштаба, но объем выборочной совокупности в данных исследования сравнительно значительно больше, нежели при проведении качественного исследования. Приведенные преимущества количественного метода исследования формируют ограничения качественного метода социологического исследования. Наряду с ограничениями качественные методы имеют и свои преимущества по сравнению с количественными. Среди них важно выделить: возможность исследования микросоциальные явления и процессы, возможность изучения субъективно-специфических факторов жизни микросоциумов, свободную форму сбора информации ( практически нет ограничения для генерации идей в ходе исследования); фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.
Обращаясь к вопросу о взаимной интеграции количественных и качественных методов исследования можно определить главные преимущества такой идеи: при помощи применения качественного метода становится возможным проверить правильно или неправильно интервьюер понимает существо заданного вопросы, совпадает или не совпадает это с планами составителя анкеты. Также возможно сравнения данных из стандартизированного опросного листка с высказанной позиции в ходе интервью.