Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
Рис. 2
Состав семьи
Как показало исследование, чем больше состав семьи, тем чаще встречается неоднозначное эмоциональное отношение к ней. Так, например, на вопрос «как вы относитесь к своей семье» 3 респондентов (проживающих не только с родителями \ родителем) отвечают «плохо», и 4 отвечают «нейтрально». Почти у всех этих респондентов на вопрос «как вы относитесь к маленьким детям» появляются четкие ответы, имеющие негативную окраску: «отрицательно», «никак», «стараюсь их избегать», «иногда они выводят из себя» и т.п.
Возможно, в семьях, где совместно с родителями и детьми проживают также близкие родственники, и, учитывая, далеко не лучшие жилищные условия и сжатость индивидуального пространства, чаще происходят конфликты. В первую очередь, респондент стремиться уйти от таких конфликтов (первое место эти респонденты отдают «собственной квартире» и «деньгам»), через отделение от семьи. Таким образом, ценность ребенка и материнства отодвигается на задний план.
Говоря о респондентах, проживающих с обоими родителями или только с матерью, как о двух отдельных группах, нужно сказать, что перевес уровня показателей готовности в пользу той или иной группы не наблюдается. Ответы на вопросы об отношении к семье, беременности, ребенку по эмоционально позитивной \ негативной окраске распределяются равномерно (в группе с обоими родителями – 23 в целом позитивно настроенных, 9 – негативно настроенных; в монородительской группе – 13 позитивно настроенных, 5 негативно настроенных). Можно сделать вывод о том, что источником заботы, любви и необходимых условий существования и развития ребенка является собственная мать и модель её поведения, что подтверждает теорию значимости раннего коммуникативного опыта с матерью и его влиянием на собственную модель материнского поведения женщины.
По полученным данным наличие сестёр и братьев также имеет определенное влияние на отношение респондента к ребенку и материнству. В 1-й группе большинство составляют респонденты, у которых есть один брат или сестра (29). 15 респондентов являются единственным ребёнком, и именно у них возникли проблемы с ответом на вопрос, где предлагалось продолжить фразу «ребенок – это…». 9 респондентов - «единственных детей в семье» просто пропустили этот вопрос, чувствуя затруднения с ответом, а 4 респондентов ограничились одним словом («ребенок – это хорошо, это радость и т.п.») или общепринятым выражением («Ребенок – это цветок жизни»).
Рис. 3
Наличие детей в родительской семье респондентов
Очень важным условием латентной готовности к материнству является наличие в семье младших детей.
У респондентов, которые могли наблюдать беременность своей матери, участвовать (помогать) в процессе ухода за малышом, наблюдать за действиями матери и других членов семьи возникают более осознанные и реалистичные ответы на вопросы когнитивно-операционного блока. Младших детей в семье имеют 15 респондентов, и все они однозначно говорят о необходимости кормления грудью, о важности здорового образа жизни матери, о необходимости исключения нервного напряжения в период беременности, на вопрос «Что значит быть матерью?» в ответе сначала указывается необходимость «быть ответственной за ребенка, заботящейся о нем» (операционная составляющая), и лишь потом говориться о том, что «нужно быть любящей, понимающей» (эмоциональная составляющая). Также для девочек характерно негативное отношение к аборту, позитивное – к ответственности, здоровому образу жизни.
Рис. 4
Наличие братьев и сестер
Отдельно можно отметить, что в 1-й возрастной категории (16-18 лет) у 41 респондента прослеживается негативное отношение к родам, у 9 - нейтральное. Ответ «хорошо» не был дан ни разу.
Для 23 респондентов - характерно нейтральное отношение к разводу, для 23 - негативное отношение, а для 4 - положительное. Наблюдается тенденция снижения важности семьи с двумя родителями.
Анализируя ответы респондентов можно сделать следующие выводы:
Когнитивно-операционная и социально-личностная готовность к принятию роли матери наиболее ярко прослеживается у респондентов, у которых есть опыт общения с маленькими детьми (собственными младшими братьями и сестрами). Привлекаемые к различным занятиям с малышом, при этом имеющие хорошие отношения с матерью, девочки на порядок увереннее отвечают на вопросы, излагают свои мысли четче. Но таких респондентов всего 15 из 50. К тому же для данной возрастной категории приоритетными остаются обучение, поступление в ВУЗ, материальная обеспеченность, развлечения. Таким образом можно говорить о том, что уровень ценности ребенка, как для выделенных 15, так и для остальных 35 респондентов остается самым низким или вовсе отсутствует. То есть отсутствует и потребностно-мотивационный аспект готовности к материнству, этим объясняется резко негативное отношение к родам, нейтральное отношение к абортам. К тому же, необходимо помнить утверждения ученых о том, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане[10].
Условия проживания, состав семьи, с которой проживают респонденты второй группы:
Для второй группы респондентов характерно то, что начинается стремление отделиться от своей собственной семьи и начать самостоятельную жизнь.
Рис. 5
Условия проживания 2-й группы респондентов
В некоторых случаях условия проживания респондентов могут оказывать влияние отложить решение завести ребенка. Например, проживание в съемной квартире требует финансовых затрат, и 4 респондентов из 7 (арендующих квартиру) ответили, что главным препятствием к рождению ребенка являются «недостаточная материальная обеспеченность» и «собственное нежелание». С другой стороны, только 2 респондентов из 9, имеющих собственную отдельную квартиру, ответили, что планируют завести ребенка в ближайшее время. Можно сказать о том, что ценность ребенка, как такового, остается низкой, и даже решенный жилищный вопрос не всегда способствует появлению желания создать семью.
Наличие младших братьев и сестер у респондентов (26 респондентов) имеет схожее влияние, что и на респондентов 1-й группы: уровень когнитивно-операционной готовности выше у тех, кто имеет младших детей в семье, или хотя бы иногда остается с детьми родственников и друзей («ребенок это большая ответственность, уверенность в том, что сможешь посвящать ему большую часть времени», «в общении с ребенком важно правильно понимать его потребности, уметь организовать его пространство»).
Являясь единственным ребенком в семье или имея только старших братьев или сестер (24 респондента), респонденты показывают уровень знаний и эмоциональной потребности в детях ниже, чем респонденты, имеющие младших детей в семье, но в тоже время, уровень «интереса» к детям у некоторых респондентов проявляется сильнее («ребенок – это интересно», «мне нравится наблюдать за детьми, и за тем, что они делают»).
Рис. 6
Планирование детей
Показатель изменений, происходящих в вопросе планирования деторождения, с возрастом отражен на Рисунке 6. Так, 44 старшеклассниц отвечают, что не планируют рождение детей вообще, а уже к 20 годам этот показатель резко падает до 1, у девушек старше 26 лет, не имеющих детей, ответ «не планирую» - отсутствует.
Наблюдается отсутствие интереса к материнству у школьниц, т.к. отсутствует понятие ценности ребенка и материнства, как было сказано выше.
В возрастной категории 20-25 лет ответы распределились следующим образом:
Не планирует рождение детей лишь 1 респондент, 11 - в ближайшие 5-10 лет, 8 - в ближайшие 3-5 лет, а 5 - уже в ближайшее время.
Как видно из графика, эта группа характерна достаточными различиями временных рамок планирования беременности (они являются более размытыми), а также в количестве планируемых детей. Как правило, отношение к детям и материнству у респондентов данной группы позитивное («Ребенок - маленькое чудо, маленький человек, который станет самостоятельным членом общества с помощью мамы и папы »), они показывают наличие операционных знаний в вопросе ухода за детьми, обеспечения нормальной среды развития и («уход за ребенком, кормление, забота о нем, создание условий для обучения – главные функции матери»).
В основном показатели готовности высоки в этой группе, но у многих респондентов остается нерешенными профессиональные вопросы, вопросы с жильем и материальным благосостоянием.
У респондентов старше 26 лет отсутствует ответ «не планирую», и ответ «планирую в ближайшие 5-10 лет» дал всего 1 респондент. А ответы «планирую в ближайшие 3-5 лет» и «в ближайшее время» дали 8 и 14 респондентов соответственно.
Прослеживается высокая потребностно-мотивационная готовность. У таких женщин появляется яркая потребность в материнстве, повышенное эмоциональное, даже эйфорическое отношение к детям. На вопрос «Ребенок это-…» даются такие ответы, как:
- «интересно и ответственно. Человечек, требующий внимания и заботы»;
- «счастье, радость, ответственность. Маленькая личность, которая потом станет самостоятельной личностью»;
- «то, ради чего стоит жить»;
Также присутствуют и формальные ответы, лишенные эмоциональной окраски: «Ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет».
Ответы на вопрос «Как бы вы определили, что значит быть матерью» были получены следующие ответы:
- «быть самым главным человеком в жизни ребенка» - в подобных ответах (12 респондентов) прослеживается сильная концентрация эмоциональной привязанности на ребенке, что не всегда является позитивным явлением. Женщина может столкнуться с ситуацией, когда ребенок не будет оправдывать её ожиданий, столкнется с множеством проблем, и тогда, вполне возможно разочарование как в ребенке, так и в себе, как матери. Продуктивное взаимодействие матери и ребёнка в таких условиях сильно затрудняется.
- «забота, уход, внимание»;
- «помощь, лечение, уход, воспитание, развитие»;
- «питание, внешний вид, условия проживания, возможность получать образование» - подобная группа ответов (5 респондентов) объединяет исключительно «обеспечительные» функции матери, минуя эмоциональную составляющую отношений с ребенком.
- «заботиться, быть терпеливой, воспитывать и поощрять»;
- «быть человеком ответственным, любящим, помогающим».
Положительно-эмоциональные ответы, не имеющие аффективной окраски (8 респондентов). Представляются оптимальными в определении уровня ценности материнства.
Данная возрастная категория чаще характеризуется уже достигнутыми профессиональными целями, укреплением материального положения и желанием создать семью. Для данной возрастной группы ребенок имеет большое значение, но существует опасность замены самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, соответствие ожиданиям окружающих).
Группа старше 26 активнее других направлена на рождение ребенка в ближайшее время, это объясняется мнением женщин о том, что с каждым последующим годом будет все труднее выносить здорового ребенка, и без ущерба для собственного здоровья.
На вопрос о необходимости кормления грудью все респонденты (как старше 26, так и в возрастном диапазоне от 20 до 25 лет) однозначно ответили да, 36 респондентов старше 26 лет ответили, что грудное вскармливание необходимо для укрепления иммунитета для ребенка, 16 указали на то, что это является естественной и неотъемлемой частью становления связи между матерью и ребенком.
На вопрос «Сколько детей Вы хотели бы иметь» были получены следующие ответы (рис. 7;8), свидетельствующие об изменениях взглядов на количество планируемых детей с возрастом.
Рис. 7
Количество планируемых детей. 16-18 лет
На рисунке 7 представлено распределение ответов 1-й возрастной группы (16-18 лет). Диаграмма характеризуется достаточно весомыми показателями секторов «1» и «2» ребенка (12 и 16 респондентов соответственно). А сектор «не хочу детей» составляет всего 4 ответа. Необходимо отметить, что больше половины респондентов (16) дают ответ «не знаю». То есть почти половина респондентов данной группы не считают тему планирования семьи важной для обдумывания, не придают ей реального значения: «возможно, мне ещё рано думать об этом», а 6 респондентов ответили, что «работа с анкетой заставила задуматься на данную тему» чуть ли не впервые. Это положение характеризует низкая ценность своей собственной будущей семьи, ребенка для данной возрастной группы, также данный вопрос не поднимается ни в школах, ни в родительской семье. Снижается не только ценность, но и интерес к детям.
На Рисунке 8 представлено распределение ответов, данных второй возрастной группой (20-29 лет).
Рис. 8
Количество планируемых детей. 20-29 лет.
Наблюдается значительное увеличение сектора «2-е детей», и уменьшение сектора «не хочу детей» до 1 респондента, а так же уменьшение сектора «не знаю» до 4 респондентов. Потребность в ребенке для данной возрастной группы увеличивается. Интересно, что более половины респондентов (27) планируют завести 2-х детей, конечно, это не может быть показателем того, что у девушек действительно будет именно это количество детей. В исследовании 2000г. указывается, что семьи в основном были ориентированы на 1-го ребенка. Возможно, увеличение количества планируемых детей связано с активной пропагандой семейных ценностей и развитием программ государственной поддержки семей.