Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
Женщины, состоящие в браке, но не имеющие детей, имеют представление о семье как о совместном проживании супругов, с обязательным появлением детей в будущем. Это говорит о том, что косвенно все представительницы этой группы готовы к материнству. Единственный названный фактор, препятствующий рождению детей – беспокойство о материальном обеспечении детей в будущем. Фактору психологической готовности к материнству особое значение не придаётся. А это и может вызвать проблемы, связанные с появлением ребёнка в семье в будущем.
Женщины, имеющие детей, но не состоящие в браке, единогласно говорят о том, что появление детей это важная жизненная цель, но она не приоритетна. Причиной появления детей служили обстоятельства (ребёнок не запланирован, но желателен – «решили оставить»; благоприятные экономические условия, позволяющие оставить незапланированного ребёнка; состояние здоровья матери, при котором прибегать к аборту нельзя), а не запланированность беременности. Можно говорить о том, что речь ведётся только об экономической готовности к материнству, или о «вынужденном материнстве» из-за состояния здоровья, а также о некоторых позитивных социальных факторах («моя семья не против», «отец ребёнка готов принять участие в воспитании и помогать ему материально» и т.п.), а не о психологической готовности и запланированности. При этом некоторые участницы говорят о готовности к появлению второго ребёнка, так у них есть «желание и возможность», остальные высказались, что были бы не против появления второго ребёнка при определённых внешних факторах (лучшее материальное положение, помощь родителей и т.п.). У таких матерей есть опыт общения со своим ребёнком и навыки, позволяющие способствовать его нормальному развитию. Они чувствуют любовь и привязанность к ребёнку. Но эти чувства развиваются на уровне «материнских инстинктов». Психологическая же готовность должна быть осознанной. Это позволяет избежать возникновения множества проблем (психологических и не только), связанных с появлением ребёнка.
Участницы исследований этому фактору особого значения не придают.
Респонденты относятся к заключению официального брака скептически. Причины этого можно разделить на 2 группы:
1. Экономические. Имущественные потери со стороны супруги при расторжении брака, большие экономические расходы, связанные с церемонией бракосочетания, невыгодное положение детей от первого брака при разделе наследства.
2. Социально-психологические. Преобладание быта после заключения брака, потеря момента ухаживания за партнёром.
К сожалению, основной причиной, препятствующей появлению ребёнка в семье, называется экономическая причина. С одной стороны, этот факт кажется позитивным: женщина хочет быть уверена в том, что её будущий ребёнок будет обеспечен. Но, тщательно обдумывая экономическую сторону вопроса, молодые семьи не придают необходимой важности проблеме психологической готовности к материнству (родительству) и благоприятному климату в семье. Этот факт может стать источником проблем, которые появятся в будущем, в связи с рождением ребёнка.
Основные выводы, сделанные после анализа исследований, проведенных по вопросам семьи и материнства:
1. Материнским поведением называется скорее переменная величина, зависящая от социальной ситуации, а не сформированный с детства психобиологический конструкт, при этом следует учитывать, что социальная обусловленность репродуктивного поведения не универсальна.
2. Наблюдается усиление ориентации на комфортные супружеские взаимоотношения, при этом ценность ребенка значительно снижается.
(Средний показатель детности для петербургских семей составил– 1,14,
а самый большой показатель предпочитаемого типа детности 50,4% относится к ориентации на одного ребенка, к тому же открыто говорят о своей ориентации на бездетность – 2,8% респондентов. Данные исследования 2000г.).
3. Внесемейные ценности все чаще превалируют над семейными. А принятие решения о рождении ребенка, по мнению респондентов, может стать помехой карьере, активному образу жизни.
4. Выявлено, что малодетность и падение уровня рождаемости не связано с уровнем благосостояния – определяющим фактором является потребность и ценность ребенка.
5. Показатель детности в семьях тех, кто воспитывался в многодетных семьях выше, чем показатель детности в семьях тех, кто был единственным ребенком в семье (1,51 и 0,98 соответственно).
6. Наблюдается снижение уровня ценности семьи, в её традиционном представлении, в целом. Это характеризуется также и скептическим отношением к браку (исследования 2007 г.)
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству
Можно назвать множество причин, которые можно расценивать как препятствующие готовности к материнству. Целесообразно объединить их в несколько групп: социально-экономические; психологические, личностные.
Социально-экономические причины. Низкий уровень жизни, высокие цены и маленькие детские пособия остаются основными проблемами материнства и детства, во многом препятствующими росту рождаемости в России. Часто женщины просто боятся, что не смогут обеспечить своих будущих детей. В условиях жизни в современной России необходимо усиливать материальную поддержку материнства, увеличивая пособие по уходу за ребёнком. Однако было бы ошибкой полагать, что для решения проблемы воспроизводства населения достаточно в несколько раз увеличить материальную помощь, например, пособие по уходу за ребёнком. Ведь при таком подходе остаются незадействованными многие другие инструменты демографической политики, в частности, — финансовые, кредитные, страховые, полагающие льготное налогообложение, увеличение размера заработной платы пропорционально числу детей в семье, льготное кредитование, бесплатное страхование родителей с детьми и многое другое.
По мнению Ярослава Андрюшенко (кандидат социологических наук Уфимского государственного университета) денежные «премии», выплачиваемые государством, скорее всего, будут иметь временное влияние на интенсивность деторождения, в основном за счёт смещения календаря рождений [5, 41]. Определённое повышение уровня рождаемости, вероятно, не очень значительное, произойдет практически неизбежно, поскольку влияние принятых решений подождать с рождением ребёнка на общий коэффициент рождаемости в конечном итоге сойдёт на нет. Если же правительство считает необходимым добиться долгосрочного повышения рождаемости, то оно может решить эту задачу путём более энергичного предоставления в рамках политики заботы о семье финансовых или налоговых льгот отдельным людям и супружеским парам, имеющим детей. Совершенно необходимы меры, которые позволили бы супружеским парам легче сочетать свои родительские функции и трудовые обязанности, и позволили бы женщинам, имеющим детей, продолжать в то же время работать, а также способствовали улучшению благополучия семей с детьми через финансовые и фискальные механизмы. Для реализации этих мер, возможно, потребуются значительные средства, но они отнюдь не являются несовместимыми с рыночной экономикой.
Рождаемость в долгосрочной перспективе вряд ли удастся увеличить одними только денежными премиями. Последние, в отрыве от комплексной демографической политики, отвлекают внимание общественности от подлинного решения проблемы и порождают иждивенческие настроения в обществе, приучая людей ждать помощи от государства. Основная задача государства — создавать условия, в которых подавляющее большинство семей сами смогут о себе позаботиться, не нуждаясь в постоянной поддержке государства. Осуществляя демографическую политику стимулирования рождаемости, государство должно понять неэффективность и отказаться от патерналистских мер разрозненного характера в пользу создания благоприятного «инвестиционного климата» вокруг семьи с детьми и выгодного во всех отношениях её экономического и социального статуса в обществе.
Психологические, личностные причины. Структуру психологической готовности к материнству определяет противоречие между сложившимся образом жизни и тем образом жизни, который предполагается после рождения ребенка [53, 27-29]. Поэтому наряду с ценностями материнства, в структуру готовности к рождению ребёнка входят параметры готовности к изменению образа жизни.
В структуре психологической готовности к материнству можно выделить следующие аспекты:
1. мотивационный аспект – мотив рождения ребенка, ответственность за его рождение и воспитание, чувство долга.
2. оценочный аспект – рефлексия своей подготовленности и соответствия себя в роли матери оптимальному образу матери.
3. эмоциональный аспект – эмоциональное восприятие ситуации материнства, преобладающий фон настроения, сопровождающий беременность и взаимодействие с ребенком, удовлетворенность или неудовлетворенность ролью матери.
4. операционный аспект – материнская компетентность: владение способами, приемами, знаниями, навыками, умениями, необходимыми для ухода за ребенком, умение моделировать собственную деятельность.
5. регуляционный аспект – саморегуляция женщины во время беременности и после рождения ребенка во взаимодействии с ним посредством следующих факторов.
Как правило, только при удовлетворительных показателях по всем аспектам можно говорить о готовности женщины к материнству. Упущение в каком-либо из них может стать причиной возникновения внутриличностных конфликтов у женщины и, как следствие, конфликтов в семье.
На стадии подготовки к беременности в психологической готовности к материнству доминируют оценочный аспект, проявляющийся в мере расхождения между сложившимся (устоявшимся) образом «Я» и образом «Я – мать»; и мотивационный аспект, проявляющийся в формировании мотива рождения ребенка.
Мотивационная сторона материнства формируется на протяжении всей жизни женщины [8, 17]. В онтогенезе «материнской потребностно-мотивационной сферы» до беременности выделяются четыре этапа, которые имеют разные возрастные границы и разную роль в возникновении и развитии содержаний всех блоков «материнской потребностно-мотивационной сферы»: взаимодействие с собственной матерью; развитие материнской сферы в игровой деятельности; няньчание и этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер.
В основе оценочного аспекта психологической готовности к материнству лежат рефлексивные возможности женщины, а также психологический механизм идентификации, которая понимается как уподобление одной личности другой, отождествления себя не только с другим человеком, но и с идеалами, образцами, с общественными ценностями, со своими стремлениями, целями.
Нарушения одного или нескольких аспектов психологической готовности влечет за собой ряд проблем, нарушений процесса принятия женщиной новой для себя материнской роли, что негативно отражается как на ней самой (что может также служить причиной отказа от материнства), так и на ребенке.
Современные движения, пропагандирующие различные подходы к вопросу ценности материнства
Чайлдфри – термин обозначающий людей, сознательно отказавшихся от деторождения. Причины возникновения и стремительного увеличения количества таких людей в развитых странах мира следующие: повышение уровня жизни, возникновение множества различных возможностей, уход в прошлое традиционного уклада, изменение роли женщины в обществе, а также появление надежных методов контрацепции.
Сообщество бездетных предположительно впервые появилось в Америке в 1992 году. Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN), в которой насчитывается более 5 тысяч участников, 33 отделения по всей стране. В сети звучали политические и социальные претензии к обществу, поощряющему исключительно детные семьи. В Америке движение Лафайет было встречено крайне отрицательно: так, одним из требований CFN была отмена привилегий для тех, кто имеет детей. Тем не менее неполиткорректная организация возымела успех, выросла и распространились по Европе и Австралии. Западные исследователи охотно подхватили тему, результатом чего стало большое количество книг, посвященных чайлдфри, исследовательских работ, статистических данных. Перепись 2003 года в США показала: бездетными являются 44 процента женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Женщин, определявших себя «добровольно бездетными», было 2,4 процента в 1982 году, в 1995-м — уже 6,6 [70].
В Сети существует множество сайтов и сообществ ЖЖ, посвященных проблемам чайлдфри. Чайлдфри объединяются для защиты своих прав в обществе, ориентированном на деторождение; ради поиска партнеров, друзей и спутников жизни, разделяющих их взгляды на деторождение; для обсуждения вопросов контрацепции, в том числе стерилизации. Существуют даже христианское объединение чайлдфри, девиз которого Because choosing not to have children is not a sin («Отказ от деторождения – не грех»).
Сообщество childfree очень популярно в русскоязычной части «Живого журнала» и стремительно пополняется новыми членами. По результатам проводившихся опросов, большинство этих людей – женщины от 20 до 35, с высшим образованием, успешные и живущие в счастливом браке. Многие занимаются творческой деятельностью, интеллектуальным трудом, любят путешествия, ведут активный образ жизни, обладают массой увлечений.
Среди причин такого жизненного выбора, основная – это нежелание иметь детей, отсутствие такой потребности и поэтому нежелание жертвовать своим образом жизни ради соблюдения традиций. Среди причин так же называются: нежелание прерывать карьеру, отказываться от досуга и личностного роста, опасения, что беременность и роды необратимо скажутся на внешности, на отношениях с партнером и так далее.
Существуют также некоторые философские убеждения, обосновывающие сознательную бездетность: нежелание способствовать усугублению перенаселенности планеты, восприятие жизни как страдания или черт своей личности - как недостойных для воспроизводства в последующих поколениях.
Чайлдфри называют себя также некоторые родители, осознавшие, что воспитание детей – это не их предназначение, но не считающие себя вправе отказаться от ребенка.