Факторы психологической готовности к материнству

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с одной из его новых ролей – ролью родителя.

Содержание

Введение

Глава I. Беременность как этап развития материнской сферы женщин

1.1. Самовосприятие беременности как фактор психологической готовности к материнству

1.2. Различные подходы к понимаю материнства

1.3. Этапы развития и содержание материнской сферы в онтогенезе

Выводы

Глава II. Смысловые переживания материнства – основное психологическое новообразование в сфере самосознания женщин

2.1. Смысловые переживания на этапе материнства

2.2. Внутренний диалог как проявления смыслового переживания матери

Выводы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Псих.берем№2.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

 

ФИЛИАЛ  МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. М. В. ЛОМОНОСОВА

______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Факторы  психологической  готовности к материнству» 
 

Выполнила: студентка 3 курса

Группа  П1-08

Джунаева  М.Т.

Научный руководитель:

                                                                              Доц. Бабаджанова Н. Р. 
 

Ташкент 2011 г.

 

     Введение

     Глава I. Беременность как этап развития материнской сферы женщин

1.1.  Самовосприятие беременности  как фактор психологической готовности к материнству

1.2.  Различные подходы к понимаю  материнства 

1.3. Этапы развития и содержание материнской сферы в онтогенезе

Выводы

     Глава II. Смысловые переживания материнства – основное психологическое новообразование в сфере самосознания женщин

2.1. Смысловые  переживания на этапе материнства

2.2. Внутренний  диалог как проявления смыслового  переживания матери 

Выводы

    Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.  
Сухомлинский В. А.
 

     Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее  время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с одной из его новых ролей – ролью родителя.

     Ожидание  ребенка при этом является важным этапом в формировании как материнского, так и отцовской – родительской позиции. Именно поэтому период формирования материнства находится сегодня в центре многих исследований в рамках психологии развития.

     Материнство изучается в русле различных  наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

     Учитывая все вышесказанное, можно считать тему данной курсовой работы «Факторы психологической готовности к материнству » актуальной и своевременной.

     Цель  данного исследования: Провести теоретическую работу по сбору и систематизации факторов, связанных с психологической готовностью женщины к материнству.

     Задачи  исследования:

    1. Изучить научные работы, авторы которых исследуют проблему материнства.
    2. Рассмотреть различные подходы к проблеме материнства
    3. Подвергнуть анализу этапы развития материнства, в том числе период ожидания ребенка

     Объектом  данного исследования является женщина в период подготовки к материнству.

     Предметом данного исследования является отношение женщины к материнству и содержание материнской сферы на ранних этапах развития материнства.

    В соответствии поставленной целью, мы выдвигаем гипотезу:

     - Во время беременности в эмоционально-мотивационной сфере женщины происходят значительные изменения;

     - Самовосприятие беременных женщин различно на каждом её этапе.

     Каждый  этап формирования материнства вносит свой вклад в целостный процесс подготовки к материнству; вместе с тем ожидания ребенка является кульминационным этапом, проявляющим степень психологической готовности к новой роли.

     Методологической  базой исследования послужили работы, связанных с феноменологией (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю., 1992; Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., 1993; Брутман В.И., 1996), психофизиологией (Батуев А.С., 1996; Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В., 1995), психологией материнства (Коваленко Н.П., 1998; Радионова М.С., 1997), психотерапевтическими (Шмурак Ю.И., 1993) и психолого-педагогическими (Брутман В.И., 1994) аспектами беременности и ранних этапов материнства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Беременность как этап развития материнской сферы женщин

1.1.  Самовосприятие беременности  как фактор психологической готовности к материнству

     Самовосприятие  беременной женщины может определяться как восприятие женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация этих переживаний, которая ведет к выработке определённых действий и стереотипов поведения, адекватных этим переживаниям. [21]

     Беременность  в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской  сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему выполнению материнских  функций в постнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству. [6;16]

     С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая  готовность к материнству может  рассматриваться с двух основных позиций: [12]

  1. Готовность к материнству как готовность к обеспечению благоприятных условий для развития ребёнка. С этой позиции она рассматривается как специфическое личностное образование, «стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[12 ].
  2. Готовность к материнству как к переходу к новой стадии личносной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рассматривается в аспекте удовлетворённости женщины своей материнской ролью.

     Проблема  самовосприятия беременных женщин занимает особое место среди аспектов психологической готовности к материнству. От самовосприятия беременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития, образование позитивных или негативных установок на его воспитание и т.п. – т.е. «непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребёнком.» [21] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции.

     С позиций самовосприятия беременных женщин психологическую готовность к материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и половозрастной идентификации, можно говорить об удовлетворённости или неудовлетворённости женщины своей материнской ролью на данном этапе, т.е. своей беременностью.

     Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность является критическим периодом жизни  женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности». Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотношения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вживание в роль матери. Для многих женщин исход беременности может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины материнско-детских отношений».

     Особенно  стрессовой является первая беременность, т.к. она означает окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанными с запросами беспомощного и зависимого существа. Беременность можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. [21]

     Другое  направление исследований (В.И. Брутман, М.И. Шмурак) рассматривает беременность как подготовительную фазу в развитии взаимной привязанности матери и  ребёнка, которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. В.И. Брутман считает центральным в формировании привязанности к ребёнку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Наблюдения показывают, что с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное вслушивание в свою телесность, фиксация на своих ощущениях. Данный психологический механизм позволяет осуществить подготовку самосознания беременной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этого особого состояния постепенно формируется образ ребёнка, который включается в самосознание беременной. [1;2]

     Таким образом, в результате успешного завершения этого критического периода осуществляется переход к новой личностной половозрастной идентификации, женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус.

     В психологии выделяются разные стадии родительствования: принятие решения о рождении ребёнка, беременность, период зрелого родительства, период «постродительства» (для бабушек и дедушек)[19]. В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период [6]. В гинекологии и акушерстве выделяются три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Одной из задач данной работы является отражение особенностей самовосприятия женщиной своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пять периодов беременности: идентификация беременности, до начала ощущений шевеления, появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка, седьмой и восьмой месяцы беременности, предродовой период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмотрим самовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее:

     1период. Идентификация беременности.

     Этот  период в большинстве случаев  начинается и заканчивается ещё до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности.

     Обычно  предположение о возможности  беременности появляется у женщины  через 2-3 дня после задержки менструации. В обычных случаях возникновение первого подозрения уже вызывает определённые переживания.

     Пока  не подтверждён факт беременности эти  переживания почти всегда носят  оттенок беспокойства, причиной которого является либо страх наступления  беременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычно ведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В случаях нежелательной беременности в сочетании с затруднениями её прерывания, возможно, напротив длительное затягивание её подтверждения. Сроки идентификации беременности составляют примерно одну неделю. В большинстве случаев за это время принимается решение о сохранении беременности или её прерывании.

     Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов  самовосприятия идентификации беременности:1.Тревожное. 2.Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерянность, разочарование и др.) 3.Слабо выраженные отрицательные эмоции перемежаются с более выраженными положительными. 4.Эйфорическое состояние. 5.Амбивалентное отношение. 6.Слабо выраженное амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения о сохранении беременности. 7.Неправдоподобно длительная интенсификация беременности. 8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности.

Информация о работе Факторы психологической готовности к материнству