Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:35, реферат
Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та” , что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
Молодежь по отношению к культурному досугу
Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?
Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та” , что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
В сегодняшних разговорах и в социально-исторических исследованиях современной молодежной культуры можно столкнуться с множеством различных суждений. Причем мнения высказываются самые противоречивые. Одни подчеркивают интеллектуальный рост молодежи, восхищаются ее образованностью, профессиональной компетентностью, широким диапазоном интересов, проявлением социальной инициативы и творчества. И это справедливо. Но во многом правы и те, кого беспокоит духовная невоспитанность, чрезмерный рационализм и утилитаризм, неразвитость культуры чувств, эмоциональная сухость, серость и ограниченность интересов. Обнаруживается односторонность вкусов, когда увлечение, например, рок-музыкой и современными музыкальными ритмами уживается с безразличием к классике, когда видео- или аудиокассета обгоняет книгу, падает интерес к народному искусству, самодеятельному творчеству. Иных захлестывает волна потребительства, подражание не самым лучшим образцам массовой культуры, пассивное отношение к досугу. Большую тревогу вызывают нравственные пороки, разрушающие личность. Эгоизм, моральная распущенность, падение престижа труда и учебы, безответственность и бездуховность, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность свидетельствуют о низкой культуре части российской молодежи.
Найти себя в мире культуры, определить свои интересы - задача чрезвычайной сложности.Современные рыночные отношения, с одной стороны, расширили возможности личности в плане культурной идентификации. В то же время осуществление этих возможностей для подавляющей части молодежи, как бы далеко ни простирались ее амбиции, является весьма проблематичным, и прежде всего по причинам имущественного положения, как самих молодых людей, так и их родителей.
Почти все исследователи современной молодежи отмечают резкое снижение интереса к культуре вообще. Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни общества, считает, что сейчас для этого нет условий. В структуре культурных потребностей молодежи также происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму и потребительству. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе и в познавательной сфере, сегодня приоритет познания, творческой деятельности и тем более нравственных потребностей утрачен. В обществе потребления, благодаря СМИ, массовая культура становится товаром массового спроса, регулируемого рекламой. Идя навстречу непритязательным духовным потребностям «спонтанного потребителя», рынок культурной продукции ставит ее на поток, гибко реагируя на малейшие изменения в конъюнктуре спроса.
Существуют довольно яркие проявления молодежи относительно культурного досуга.Одним из таких примеров служит «ART.START»-фестиваль творческих работ школьников и студентов.Целями фестиваля являются: раскрытие творческого потенциала молодых талантов в сфере визуальных коммуникаций;поощрение авторов, предложивших новые нестандартные креативные идеи в рекламных носителях;выработка национальных приоритетов социального рекламирования и одновременно выявление общих тенденций в освещении социальных проблем средствами социальной рекламы;поддержание и развитие профессионализма специалистов, чья деятельность в той или иной степени связана с социальной рекламной коммуникацией.11 работ наших земляков вошли в шорт-лист фестиваля, а четыре стали победителями.
Хотелось
бы отметить, что духовно-нравственный
мир современной молодежи является довольно-таки
пестрым и калейдоскопичным. В нем сохраняются
порой противоречивые, взаимоисключающие
элементы. Тем не менее необходимо иметь
в виду, что культурное наследие всегда
служило фундаментом духовного развития
поколений. В нем сосредоточены те гуманистические
ценности, которые не подвержены старению.
Памятники истории и культуры продолжают
свою жизнь в современности, оказывая
благотворное влияние на молодежь. Историческая
культурная среда окружает человека с
детства, в ней он учится достоинству и
благородству, уважению к труду прошлых
поколений. Она становится источником
его духовной «оседлости»,
привязанности к родным местам. Если человек
равнодушен к истории своей страны, своего
города или села, своей семьи, не гордится
своим домом, то его патриотические чувства
теряют силу и устойчивость. Академик
Д. С. Лихачев писал:
«Каждый человек обязан знать, среди какой
красоты и каких нравственных ценностей
он живет. Он не должен быть самоуверен
и нагл в отвержении культуры прошлого
без разбора и «суда».
Каждый обязан принимать посильное участие
в сохранении культуры».Молодежь, будущее
за вами!