Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
Женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка.
Учёные-медики также считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка. У женщин, старше 29, лет выше частота рождения детей с недостаточной массой тела и недоношенных. Смертность на первой неделе у таких детей в 20 раз выше, выше и вероятность врождённых пороков развития. Связано это с тем, что возможности половой системы женщины после 29 лет снижаются [28, 52].
Кроме того, граница в 26 лет объясняется тем, что, начиная с 25 лет, проявляется следующая закономерность: чем старше женщина, тем чаще она отказывается от рождения ребёнка [41, 10-11]. Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью.
Таким образом, женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.
Проведённый анализ существующих подходов и положений, касающихся материнства, позволил сделать следующие выводы:
1. нет строгого определения понятия «готовность к материнству»;
2. в данной работе будет использоваться обобщенное понятие: готовность к материнству - осознанное желание конкретной женщины завести ребенка, процесс подготовки, планирования семьи, готовность изменить свой образ жизни, принять новую ответственную роль, понимание того, какие трудности могут возникнуть в процессе развития и воспитания ребенка
3. существуют различные взгляды относительно составляющих компонентов психологической готовности к материнству.
4. в данной работе будут использоваться следующие составляющие психологической готовности к материнству: физиологическая, психологическая и социальная, при этом психологическая готовность включает в себя несколько блоков: потребностно-мотивационная, в свою очередь состоящий из потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового факторов, когнитивно-операционного блока и блока социально-личностной готовности. Социальная составляющая определяется: типом внутрисемейных отношений женщины, наличие или отсутствие опыта общения с маленькими детьми, влияние ближайшего окружения – на микроуровне, и социокультурные факторы – на макроуровне.
5. основные составляющие физиологической готовности: репродуктивное здоровье женщины, строение тела женщины, возраст. Наиболее благоприятным возрастом для становления женщины матерью называется возраст 24-26 лет.
Рассмотрев теоретические аспекты вопроса готовности к материнству целесообразным представляется провести анализ уже проведенных исследований по данной проблематике. К тому же это позволит проследить динамику изменения ценностей в течение некоторого времени и наметить тенденции трансформации ценностных ориентаций.
Глава 2. Ценностная ориентация современных женщин в отношении материнства
Ценностная проблематика занимает одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях. Многочисленные факты и данные научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ценность семьи, как на институциональном, так и на личностном уровне неуклонно снижается. Семья как социальный институт перестает выполнять свои основные функции, которые перехватываются другими социальными институтами.
Происходит разрушение прежней системы ценностно-нормативной регуляции социального поведения, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали устойчивое самосохранение и эффективное функционирование общества. На личностном уровне ценностный кризис семьи как социального института и материнства в частности находит свое выражение в изменении структуры ценностных ориентаций личности, в росте её внесемейных ориентаций в ущерб семейным, во всё нарастающем противоречии между ними.
В связи с этим необходимо расширение глубоких исследований семейных и внесемейных ценностей, а также совершенствование существующих социологических методов измерения ценностных ориентаций личности, поиск методик, адекватных новым исследовательским задачам.
2.1. Социальные аспекты материнства и семейных отношений
Предположение о том, что отношение к материнству и материнское поведение - это не сформированный с детства психобиологический конструкт, а зависимая от социальной ситуации переменная величина, попыталась подтвердить в своём исследовании, проведённым в 1997 году, Исупова О.Г. (научный сотрудник Института социологии РАН) [24]. Исследование проводилось при участии 30-ти женщин, которые так или иначе сталкивались с необходимостью решать «материнский» вопрос. С другой стороны, исследование показало, что социальная обусловленность репродуктивного поведения не универсальна. Основным использовавшимся методом работы с женщинами стало качественное интервью.
Основные выводы, сделанные по результатам проведенных институтом РАН интервью следующие:
2. Существуют крайние группы женщин, которым ребенок нужен или не нужен без явной зависимости от условий их жизни. Это, так называемые, "экстремальные" позиции. Например, сохранение ребёнка вопреки объективным условиям жизни или отказ от новорожденного, несмотря на внешне благоприятные обстоятельства. «Экстремальные» позиции занимает меньшинство. Для большинства же конкретное поведение в отношении материнства в определенный момент времени определяется теми или иными социальными причинами. Например, ребенок дает возможность привязать к себе мужчину, или все окружающие считают, что родить - обязанность любой женщины в данных обстоятельствах. Или, наоборот, ребенок разрушает привычное жизненное пространство, приводит к потере мужчины-партнера, ухудшению или ломке отношений.
3. Исследователь образно выделила 3 группы причин, которые, по её мнению, побуждают женщин к материнству или к воздержанию от него:
Первая группа мотивов, которую можно обозначить как «мужчина», то есть
когда ребенок появляется на свет ради некоего конкретного мужчины, или, чаще, косвенно, из-за этого мужчины. Такие причины обычно выражены в словесных объяснениях самих интервьюируемых. Сюда можно отнести как ситуации "борьбы за мужчину", а также рождения ребенка из-за того, что его хочет значимый для женщины мужчина-партнер, так и некоторые другие случаи.
Отрицательное отношение к мужчине, часто основанное на реальных обидах, может переноситься на ребенка, который в результате отвергается матерью. С другой стороны в большинстве случаев, если женщина испытывает необходимость в мужчине, то появляется и психологическая необходимость родить ребенка от него: желание иметь ребенка очень многими связывается с любовью к конкретному мужчине.
Ребенок может быть нужен и сам по себе, вне зависимости от того, есть ли у женщины постоянный партнёр. Выделяется группа мотивов, которая обозначается как «ребёнок». Мужчина в таких случаях иногда имеет скорее инструментальное значение "отца детей".
Иногда желание рожать детей перерастает во что-то вроде страсти, которой невозможно сопротивляться, становится подлинным удовольствием. Для одной из участниц исследования материнство стало в определенном смысле чем-то безусловным после того, как она родила первого ребенка. Она обнаружила, что с появлением первого ребёнка аборт для нее стал невозможен.
Третья группа мотивов, обозначена как "я сама", отделяет эту группу мотивов готовность женщины поступиться своими интересами ради чьих-то еще, сочувствовать, жалеть, ощущение необходимости делать что-то для кого-то другого. Для некоторых все это доходит до чувства невозможности жить «только для себя».
Но встречаются и такие случаи, когда и мужчина, и ребенок находятся на периферии жизненного мира женщины. Так одна из участниц утверждает, что для нее главное содержание жизни - работа над своим сознанием, духовное, и самое важное - покинуть эту жизнь в более "просветленном" в смысле сознания состоянии, чем то, в котором ты в нее попал. При этом дети не отрицаются, но они мало существенны с точки зрения выполнения главной задачи. "Я сама"- сложная группа мотивов, и она может работать как "против", так и "за" принятие материнства. Под этим названием объединены те причины, побуждающие женщину к рождению - или к нерождению - которые так или иначе связаны с ее собственной личностью, то есть все то, что она, осознанно или неосознанно, прямо или косвенно, рассчитывает или надеется получить для себя (или потерять) в связи с появлением ребенка на свет.
Эти причины многообразны: некоторые интервьюируемые говорят о бессмертии, продолжении рода или, скорее, о своем собственном продолжении.
О том, что ребенок может служить цели удержания, "привязывания" мужчины, говорилось выше. Это тоже достаточно "личный" мотив в том смысле, что женщина рассчитывает получить мужчину для себя с помощью ребенка. Ребенок может также представляться "обеспечением" неодинокой старости, или спасением от одиночества уже сейчас. С ребенком могут быть связаны надежды на улучшение жизни, на него могут быть переложены собственные неосуществленные амбиции.
Ребенок не всегда кстати в женской жизни, и даже те, кто в какой-то период времени начинает считать деторождение единственным смыслом существования, в неподходящее время весьма решительно отказываются от материнства.
Особый круг мотивов, возможно, наиболее важный для многих, можно назвать "материнство как идентичность". То есть материнство - нечто настолько существенное для некоторых женщин, что можно говорить о нем как о центральном аспекте личности женщины. Для многих стать матерью - значит найти себе место в жизни, самореализоваться.
Являясь стержнем идентичности многих женщин, материнство, тем не менее, не кажется им универсальным путем самореализации, которым должны идти все. Напротив: тем, кто действительно состоялся в жизни именно через материнство, оно видится скорее как их индивидуальное призвание, как своего рода профессия, работа. Следовательно, как и любая профессия, материнство не должно быть уделом всех и каждого, ведь всякое призвание подразумевает существование людей, у которых такого призвания нет. В этом можно увидеть еще одно проявление изменений в статусном характере материнства - теперь оно становится предметом "профессиональной гордости" "хороших матерей", качественно и с любовью к своему делу выполняющих свою работу.
Описанные три группы побудительных причин деторождения (или нежелания рожать) в некоторых конкретных случаях могут оказывать совместное влияние на женщину.
В других ситуациях присутствуют только одна или две из причин, а остальные не имеют серьезного субъективного значения - или имеют только инструментальное, как средство достижения целей из ценностных групп. Иногда какая-то из групп мотивов может иметь одновременно ценностный и инструментальный смысл.
Результаты социолого-демографического исследования «Россия-2000», проведенного под руководством А. И. Антонова кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, говорят о широком распространении в обществе ориентаций на внесемейные ценности (на высокий уровень дохода, профессиональный рост, повышение социального статуса и т.д. [1]
Традиционным методом изучения репродуктивных ориентаций является выявление предпочитаемого числа детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей). А. И. Антоновым была создана методика выявления репродуктивных установок[1,13-14]. Респондентам предлагалось оценить однодетность, двухдетность, среднедетность (3 - 4 детей в семье) и бездетность по ряду шкал антонимов: «активное — пассивное», «свое — чужое», «тяжелое - легкое» и т.д.
Для каждого респондента было получено четыре значения: ориентация на однодетность, на двухдетность, трехдетность и бездетность. Наименьшее из них отражает предпочитаемые репродуктивные ориентации.
Полученные результаты распределения по предпочитаемому типу детности:
Ориентация на бездетность – 2,8%;
Ориентация на одного ребёнка – 50,4%;
Ориентация на двух детей – 26,7%;
Ориентация на 3-х и более детей – 2,8%.
Результаты показывают, что в настоящее время все большую популярность приобретает семья с одним ребенком (50,4%).
Наблюдается усиление ориентации на супружеские взаимоотношения, взаимопонимание, психологический комфорт, сексуальную гармонию. Ценность детей снижается все заметнее, при этом отношение к бездетности стало менее негативным, что в дальнейшем может привести к широкому распространению добровольной бездетности.
Подтверждением того, что ценность детей вообще стала иной, является распределение ответов респондентов на вопросы относительно ощущений, связанных с детьми. При оценке слова «Дети» по шкалам антонимов: активное/пассивное, тяжелое/легкое, свое/чужое, светлое/темное и т.д. (интенсивность отношения измерялась на континууме из 7 градаций от -3 до +3) почти половина респондентов воспринимает детей, как нечто темное, чужое, пассивное.[1, 45]. Эти результаты являются тревожным фактом при изучении динамики репродуктивных ориентаций и установок, семейных ценностей и норм.
По прямым (лобовым) вопросам семейные ценности занимают высокое место. Так достижение жизненного благополучия 90% респондентов связывает с успехом в семейной жизни, 75% — с укреплением здоровья и высокой зарплатой. Наряду с семейными ценностями наиболее значимыми для большинства респондентов являются: наличие собственного источника дохода, уважение со стороны окружающих, повышение уровня образования, квалификации.
При обработке данных исследования «Россия-2000» был применен факторный анализ, цель которого состояла в том, чтобы выразить большое число переменных через меньшее число их группировок, но более емких и существенных.