Готовность к материнству у молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34

Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44

Заключение 68

Список литературы 72

Приложения 76

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 3.58 Мб (Скачать)

Матери, психологически готовые к родительству, ведут себя по отношению к ребенку иначе, чем те, которые к этому не готовы. Они разговаривают с малышом и поют во время кормления и одевания, комментируют его и свои действия, ловят его взгляд и реагируют на его действия. Они откликаются на инициативу ребенка, повторяют звуки, произносимые им, побуждают его улыбаться, поддерживают, сочувствуют. Они поощряют ребенка, хвалят, находят в нем и его действиях много положительного, поощряют любознательность и активность.

Матери, психологически не готовые к материнству, часто игнорируют инициативу ребенка, выполняют лишь то, что наметили сами и общаются с ним формально. Это ведет к тому, что дети женщин, готовых к материнству, более инициативны, лучше владеют мимикой, сопереживают матери, раньше начинают говорить, двигаться, сотрудничать с взрослыми, более эмоциональны, доброжелательны и любознательны. С возрастом эти различия нарастают.

С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной  детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций  и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству [30, 52].

Большинство авторов (Брутман, Батуев), исследующих проблему готовности к материнству также считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни, а на процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы [7,13].

В.И. Брутман рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери.[13, 30].

Г.Г.Филиппова, исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности  и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность [46, 55-56].

Матвеева Е.В.определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству [30, 11].

Потребностно-мотивационная готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный  и ценностно-смысловой компоненты.

Потребность в материнстве – комплексная потребность. Она подразумевает рефлексию своих состояний  и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей [12, 8-9].

Потребность в материнстве – необходимое, но не достаточное  условие для материнской деятельности, и побуждение к действию есть результат особого процесса – процесса мотивации. Мотив деятельности выступает непосредственным смыслообразующим фактором [22, 61].

Различные обстоятельства создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия мотивации рождения ребёнка для каждой женщины.

Потребность в детях -  центральное звено потребности в материнстве. Никаких биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует. Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях, по определению В.В. Бойко, - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями [11, 6-7].

Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли [50, 52].

Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на  роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери.

В ходе проведённых исследований было выявлено, что для женщин с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником отрицательных эмоций. Женщины с положительным отношением к беременности  говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются  сомнениям. Беременность для таких женщин является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни [7, 22].

Если ребёнок желанен, то он способен олицетворять представление женщины о счастье. Когда ребёнка не ждут, чаще встречаются преждевременные роды. Происходит это потому что, женщина находится в подавленном, напряжённом состоянии, её угнетает мысль о будущем ребёнке [19, 41-42].

Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной  высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.

Любая женщина неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь. Если девочка была для матери желанным ребёнком и не чувствовала себя в семье ненужной и одинокой, то, вырастая, она, как правило, не испытывает проблем, создавая свою семью. С самого детства между дочерью и матерью происходит неосознанная передача опыта, закладывается основа женского поведения, а также представления об основных жизненных ценностях [50, 19-20].

В ходе исследований, проводившихся в 1974 году, было выявлено, «в чём видят женщины свою главную задачу – в профессиональной деятельности или в воспитании детей и организации дома». В подавляющем большинстве ответов (86%) указывалось на то, что обе задачи главные [47, 64-65]. И в настоящее время женщины стремятся к самореализации, достижению больших успехов в карьере. Не простые экономические условия заставляют думать о том, как заработать деньги. Многие исследователи отмечают, что у современной женщины наблюдается противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей. Но всё же  наметился сдвиг ценностей женщины в сторону ребёнка, семьи. Результаты показывают, что семья и дети имеют у женщин значение как базовые ценности [53, 41].

Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности  ребёнка. Г.Г. Филиппова. выделяет четыре основных типа ценности ребёнка:

1. Эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери);

2.       Повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация  на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);

3.       Замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок -  как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ  и т.п.)

4.       Полное отсутствие ценности [49, 70-71].

Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них своё продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Человек хочет жить дальше – в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдёт своё продолжение.

Хорват Ф. считает, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к жизни  является результатом счастливого материнства. Ничто не может с такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убеждённость в том, что её материнские предназначения реализованы успешно. Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, важную роль.

Содержание когнитивно-операционного блока составляет знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании.

На самых ранних этапах развития особенности ребёнка достаточно жёстко определены функциями матери и их нарушение ведёт к изменениям в общем психическом развитии ребёнка по типу дефицитарности или искажения. Полное лишение ребёнка материнских функций, которые обеспечивают появление всех основных структур (развитие ребёнка как человеческого существа, появление и развитие потребности в общении, построение рабочей модели мира, поведения привязанности) ведёт к тяжёлому госпитализму. Даже частичное нарушение отражается на развитии ребёнка (Г.Г. Филиппова.). Это обуславливает необходимость знания будущей матерью своих функций [49,56-57].

Чем более поведение матери ориентировано на личность ребёнка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные условия она обеспечит ребёнку в первые месяцы и годы его жизни.

Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.

Неотъемлемой частью психологической готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию. Ю. В. Герман считает, что ответственность – это результат чувства любви [20, 39]. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана  с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Однако осознавать ответственность можно лишь при более или менее ясном представлении о поставленных целях, при ясном понимании мотивов, при определённом и обязательном осознании смысла своей  деятельности, своих намерений и усилий.

Е.В.Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения [30, 33].

Итак, готовность к материнству включает несколько составляющих: физиологическую, психологическую и социальную, при этом психологическая готовность понимается довольно широко и также включает в себя составляющие: потребностно-мотивационную готовность, потребностно-эмоциональную готовность, ценностно-смысловую готовность, а также когнитивно-операционный и социально-личностный факторы. Социальная составляющая определяется: типом внутрисемейных отношений женщины, наличие или отсутствие опыта общения с маленькими детьми, влияние ближайшего окружения и т.д. – на микроуровне, и социокультурные факторы – на макроуровне. Помимо этого представляется необходимым принятие во внимание уровня ценности материнства (ребенка) для женщины.

 

Психофизиологическая готовность к материнству

На уровень психосоциальной готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству.

В ходе некоторых исследований установлено, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.

Современной наукой установлено, что, несмотря на ускорение темпа индивидуального развития, - физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет, не наступает. Первого ребёнка женщина должна родить в возрасте 19 – 28 лет [7, 42-43].

В ходе исследований психоэмоциональных и личностных особенностей  у девушек в возрасте от 16 до 18 лет, ожидающих рождение ребёнка, делается вывод о том, что для беременных этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. При сравнении полученных результатов с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, автор отмечает искажённое формирование материнской сферы девушек, не достигших 19 лет, которые ожидают рождение ребёнка [14, 52].

Таким образом, девушка в возрасте 16 – 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и  из-за морально-социального  климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой матери и её ребенка.

В возрасте от 21 года до23 лет  обучение в основном заканчивается, женщина задумывается о своём будущем. А именно о замужестве, семье, ребёнке, а также работе. Последнее имеет немаловажное значение. Работа должна быть интересной, с достойной зарплатой. Кроме того, женщины считают, что необходимо какое-то время, чтобы обосноваться на новом рабочем месте, достичь определённого постоянства в профессиональной деятельности. Всё это необходимо для того, чтобы «построить основу» (бытовая обустроенность, уровень зарплаты, материальное благополучие) для планируемой семейной жизни и, в частности, для рождения ребёнка.

Существует мнение, что молодые супруги, которым  от 20 до 22 лет находятся в  самом расцвете физической формы. У них достаточно энергии, чтобы вырастить здорового ребёнка, беременность и роды проходят без особых осложнений. Но большинство пар в этом возрасте ещё не решили свои материальные и жилищные проблемы. Кроме того, желание сделать карьеру, реализовать свои возможности может помешать выполнить свои и родительские  и супружеские обязанности [41, 29-30].

Информация о работе Готовность к материнству у молодежи