Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
В целом обнаружилось, что для респондентов 2-й группы характерен более высокий уровень психологической готовности к материнству, чем у респондентов 2-й группы. Но уровень для подгруппы 20-25 лет недостаточен для того, чтобы женщины в полной мере справились с ролью матери.
Показатель подгруппы 26-29 лет достаточно высок.
Таблица 4 Показатели ценностно-смысловой готовности к материнству
| количество респондентов, желающих иметь детей | желаемое количество детей (средний показатель) | Ценность ребенка |
1группа (16-18 лет) | В ближайшее время - 0 В ближайшие 3-5 лет - 2 | 1 | 15-место |
2группа: 20-25 лет 26-29 лет | В ближайшее время -5 В ближайшие 3-5 лет - 8 |
1, 88 | 4-место |
В ближайшее время - 8 В ближайшие 3-5 лет -14 | 2-место |
Полученные данные (табл. 4) указывают, что наибольшую ценность ребенок представляет для группы 26-29 лет. В данной группе женщины определены в материальном плане, достигли некоторых профессиональных целей, и осознанно принимают решение завести ребенка. Таким образом нужно указать, что старшая группа респондентов имеет более высокие показатели по всем параметрам, составляющим понятие готовность к материнству; с увеличением возраста становится выше степень осознания респондентами ответственности за решение завести ребенка, повышается самоценность ребенка.
Заключение.
В проведенном эмпирическом исследовании целесообразно использовались такие показатели психологической готовности к материнству как наличие и особенности коммуникативного опыта респондентов (опыт общения и взаимодействия с матерью и младшими детьми), а также установки на стратегию воспитания ребёнка.
Целью работы, как указано во введении, являлось изучение степени психосоциальной готовности к материнству у молодежи.
В ходе работы было определено место материнства (ребенка) в системе ценностей молодежи относительно возраста, что отражено в пирамидах ценностей (рис. 13) – тем самым была выполнена задача – определить место материнства в системе ценности молодежи. Для респондентов 16-18 лет материнство имеет самую низкую ценность – 15 место из 15 возможных. Для респондентов 20-25 и 26-29 лет показатели значительно меняются – материнство и семья занимают 1 и 2 места. Несмотря на это, при более глубинном рассмотрении ситуации, оказывается, что респонденты осознанно откладывают рождение ребенка по другим различным причинам: экономическим, психологическим, социальным. Учтена и составляющая физиологической готовности: возраст. Наиболее благоприятным для рождения ребенка, как отмечалось выше, является возраст 24-26 лет.
Разбив понятие «готовность к материнству» на составляющие – потребностно-мотивационную, когнитивно-операционную, социально-личностную, было проведено измерение каждого из них у респондентов различных возрастов (от 16 до 29 лет) с помощью разработанного методического инструментария. Также при измерении учитывались показатели ценностно-смысловой готовности. Исследовав эмоциональное отношение респондентов к ребёнку, операционные навыки респондентов, и проведя сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, можно говорить о том, что наиболее готовы к материнству респонденты в возрасте от 26 до 29 лет, наименее – респонденты в возрасте от 16 до 18 лет, у которых наблюдается высокая тревожность и холодная эмоциональная окраска по отношению к ребенку.
Респонденты 26-29 лет имеют самые высокие показатели по всем составляющим понятия «готовность к материнству». Для этой возрастной группы, в отличие от остальных групп, ребёнок и материнство в целом имеют наибольшее значение среди жизненных ценностей. Они в полной мере осознают ответственность, которую берёт на себя женщина, решившаяся на рождение ребенка. Кроме того, респонденты 20-25 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка.
Таким образом, выявлена группа, которую по всем вышеперечисленным параметрам можно назвать готовыми к материнству, задачи выполнены, цель работы достигнута.
Рекомендации по формированию готовности к материнству.
Первый этап формирования отношения к материнству начинается с первых дней общения с собственной матерью, и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимый – период младенчества. Именно в младенческом возрасте у ребенка закладываются основы личности и отношение к миру. Многое зависит от того, как мама сумела создать ребенку атмосферу безопасности и комфорта, как смогла почувствовать, понять и удовлетворить потребности своего младенца, насколько мать и дочь были привязаны друг к другу в раннем детстве. Именно с семьи, с модели отношения внутри нее начинают складываться личностные особенности девочки – будущее матери. При этом все чаще молодые женщины, собирающиеся стать матерями, начинают чувствовать себя неуверенно из-за нехватки знаний об особенностях развития ребенка, своих функциях в уходе за ним и общении с ним, начинают ощущать тревогу уже в преддверии рождения ребенка. Дисбаланс отношений мать-дочь начинается ещё до появления ребенка. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что девочка не получает раннего коммуникативного опыта общения с ребенком. В таких условиях возникает потребность в повышении своей материнской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств. Все это ведет к направленному, осознанному поиску путей для формирования не только информационных, но и эмоциональных основ материнства. Женщина интересуется тем, что она должна чувствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к материнству не должна ограничиваться ведением беременности и сведениями об уходе за ребенком и кормлении. В нее входят развитие эмоциональной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения и т.п. Эта новая модель подготовки уже начинает зарождаться, и возможно, он приведет не только к новой модели материнства, но и окажется эффективным для воспитания ребенка, обладающего высоким уровнем эмоционального благополучия и способностью к активной и счастливой жизни в новых условиях развития общества. Поэтому необходимо как создание специальных учреждений, профессионально занимающихся вопросами психологической, личностной подготовкой к материнству тех, кто уже намерен завести ребенка, так и для тех, кто хочет проверить свои способности. Возможно, лучшей формой такого учреждения может стать Центр сопровождения в вопросах подготовки к материнству для молодежи.
В настоящее время существуют программы для вузов и колледжей медицинского профиля, включающие социальные, правовые, психологические аспекты отношений медицинского персонала, беременной женщины и её семьи, [6] но программы помощи и поддержки, в качестве превентивного метода социального сиротства, психологического напряжения в семье и т.д., необходимо разрабатывать и распространять не только на беременных, но и на женщин, только собирающихся стать матерями, или ещё не задумывающихся о рождении ребенка (например, в школьной среде).
Осуществляется государственная Программа планирования семьи, функционируют Центры планирования семьи и репродукции, организованные в крупных городах, имеющие в своих штатах социальных работников и медицинских психологов.[6] Следует поддерживать и развивать это направление. В то же время в некоторых районных женских консультациях, открывших кабинеты по планированию семьи, предлагается только акушерско-гинекологическая помощь.[6] Представляется необходимым создание профилактической социальной помощи в медицинских центрах, образовательных учреждениях.
Следует также обратить внимание на такую важную среду девочки как школа. Уже сейчас в школах проводятся факультативные занятия, в виде ролевых игр, бесед, лекций специалистов по вопросам родительства, но они носят непостоянный характер, а иногда и неоднозначно оцениваются родителями. Грядущие реформы в сфере школьного образования не должны исключить подобные факультативы, но напротив, должна быть разработана форма проведения таких занятий, позволяющая оценить их как необходимые и полезные.
Для повышения ценности ребенка и материнства в целом важными представляются следующие меры:
1. Изменение концепции государственной демографической политики в пользу повышения моральной, психологической ценности материнства.
2. Анализ принимаемых законодательных и нормативных ведомственных актов в свете проблемы демографической безопасности.
3. Создание строгого регламента условий, при которых разрешается производство абортов. Эта мера направлена в первую очередь на повышение уровня ответственности молодежи за свое сексуальное поведение, а также на сохранение и поддержание репродуктивного здоровья
4. Для получения женщиной всей полноты информации об интересующих её вопросов материнства при медицинских и медико-психологических учреждениях, должны быть созданы независимые от них консультационные пункты. Женщине, должны предоставляться обязательные консультации с социальным работником, а также медицинская.
5. Обязательное отчисление части прибыли от производства абортов в коммерческих медицинских учреждениях на пропаганду ценности ребенка и высокого статуса матери.
6. Государственная поддержка существующих и создание новых центров, учитывающих положительный опыт работы благотворительных организаций, специализирующихся на оказании помощи женщинам, собирающимся сделать аборт. Молодежи необходимо оказание психологической, духовной и материальной помощи.
7. Изменение концепции образовательной политики в школах в сторону приверженности традициям отечественной педагогики. Введение в школах предмета "Семья" в традиционном для России понимании этого важнейшего фактора процветания государства.
Список литературы.
1. Антонов А. И., Медков В. М., Архангельский В. Н. Демографические процессы в России ХХI века. М., 2002 г.
2. Антонов А.И. Микросоциологии семьи. М., 2005 г.
3. Антонов А. И. Социология рождаемости. М., 1990 г.
4. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. М., АСТ, 1996 г.
5. Андрюшенко Я. Влияние материальных условий жизни на рождаемость и проблемы демографической политики // Демографические исследования. №6, 2007 г.
6. Батуев А.С., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др. Биосоциальная природа материнства и раннего детства. Под ред. А.С. Батуева. // СПбГУ, 2007 г.
7. Батуев А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. // Психология сегодня. вып.4, 1996 г.
8. Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин. // Социологические исследования. № 12, 2006 г.
9. Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью. // Семья и школа. №3, 1996 г.
10. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000 г.
11. Бойко В.В. Малодетная семья. М.:Пр.1988 г.
12. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. М.:Пр 1980 г.
13. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня, вып.4, 1996 г.
14. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Енинополов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. № 5, 1994 г.
15. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.:Пр.1991 г.
16. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., Просвещение, 1988 г.
17. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство, 2002 г.
18. Гарбузов В.И. Перинатальная психология. // 1999 г.