Готовность к материнству у молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34

Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44

Заключение 68

Список литературы 72

Приложения 76

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 3.58 Мб (Скачать)

На вопрос «Что, по вашему мнению, может заставить вас отложить решение завести ребенка?» ответы распределились следующим образом:

Рис. 9

Причины, препятствующие принятию решения завести ребенка

 

Высокими показателями для обеих возрастных групп являются «недостаточная материальная обеспеченность» и «отсутствие собственного жилья», то есть на первом плане для респондентов стоят материальные блага, а самостоятельная ценность ребенка заменяется на ценности из социально-комфортной среды. Ребенок является скорее инструментом ещё большего повышения социального и семейного статуса («сначала нам нужна своя квартира, и, желательно машина, постоянная работа, потом у нас будут двое детей»). С возрастом показатель хоть и снижается, но незначительно. Для всех возрастных групп респондентов материальная обеспеченность является почти важнейшим условием рождения детей.

Ощущение неготовности к принятию ответственной роли отметили главным показателем, который может привести к решению отложить беременность, лишь 3-е респондентов из первой возрастной категории и 6 респондентов из второй, что является достаточно низким показателем для осознанного решения отложить беременность.

О «собственном нежелании» респонденты в большинстве своем говорят не как о решении не иметь детей вообще, но как о важности собственного мнения, с которым должна считаться как семья так и окружение женщины.

13 респондентов из 50 во второй возрастной группе, указали причину, не входившую в перечень предложенных вариантов ответа, а именно «отсутствие партнера».

Для 13 респондентов на момент проведения исследования именно отсутствие партнера, помимо прочего, послужило решению отложить беременность.

Можно говорить о том, что ценность ребенка как такового для них выше, чем партнера, и соответственно выше, чем продуктивно и гармонично взаимодействующей семьи с обоими родителями. Такая аффективная повышенная концентрация на ребенке не может являться положительный фактором готовности к материнству.

Представление о наличии некоторых знаний в области материнства и детства дается в распределении ответов на следующие вопросы:

       Рис. 10

Наличие знаний в области материнства

 

Из рисунка 10 видно, что планировать беременность заранее собирается большинство респондентов из обеих групп (45 респондентов 1-й возрастной категории и 42 респондента 2-й возрастной категории). Это говорит о том, что большинство респондентов так или иначе хотят ответственно подойти к вопросу рождения детей.

Изучению специальной литературы по психологии, педагогике, уходу за ребенком посвящалось время 16 респондентами 1-й возрастной категории и 32 респондентами 2-й возрастной категории. Потребность в получении специальных знаний в старшем возрасте выше в 2 раза. Это обусловлено начинающейся подготовкой к планированию рождения детей, а также указывает на нехватку знаний данной области, которую респонденты и стремятся заполнить.

Участие в занятиях по подготовке к материнству \ родительству немного чаще наблюдается у старшеклассников. Это объясняется наличием в школе обязательных предметов (таких, например, как валеология), где рассматриваются вопросы подготовки к родительству. Респонденты второй группы посещают подобные занятия добровольно, по той же причине нехватки навыков и информации, касающейся родительства \ материнства. В общем, показатель посещения специальных занятий остается на невысоком уровне (10 респондентов из первой возрастной категории и 5 респондентов из второй возрастной категории).

Ответы на вопросы «посещаете ли Вы женскую консультацию» и «как вы оцениваете уровень своего здоровья» представлены на рисунке 11, 12.

Рис. 11

Посещение женской консультации

 

Вторая группа респондентов чаще посещает женскую консультацию как регулярно, так и время от времени. При этом количество респондентов старше 20, которые регулярно посещают женскую консультацию, составляет всего 13 респондентов (из 50-ти), при этом только 4 из них собираются завести ребенка в ближайшее время.

Очень низкий показатель оценки своего здоровья как «крепкого» характерен для обеих возрастных групп. При этом «слабое» чаще указывается девушками первой возрастной категории, чем второй.

Рис. 12

Оценка здоровья

 

Общий пониженный уровень здоровья, проблемы экологии и вредные привычки не могут не сказываться на репродуктивном здоровье, а информирование об особенностях репродуктивного здоровья на данный момент происходит не в школах, а проводится именно специалистами женских консультаций, регулярное посещение которой, как показано на рисунке 11 , является низким. Хотя общий показатель посещаемости женских консультаций респондентами 2-й возрастной категории остается высоким – 38 респондентов из 50. и средний показатель для респондентов 1-й возрастной категории – 27 респондентов.

Необходимо рассмотреть возможности привлечения женщин в женские консультации не только для проведения лечения уже имеющихся заболеваний, но и для проведения профилактических мероприятий, распространения информации о важности поддержания репродуктивного здоровья.

Ценностная ориентация

Респондентам также был задан вопрос «Что для Вас наиболее важно в жизни», и было предложено проранжировать имеющиеся варианты, которые соответствовали бы собственным взглядам респондента на жизненные ценности. У респондентов имелась возможность добавить свои варианты и включить их в свой «рейтинг» ценностей.

Каждой ценности каждым респондентом было присвоено свое число (от 15 до 1 - по убыванию важности ценности для респондента), по каждой отдельной ценности было подсчитано среднее арифметическое значение, которое и определило её положение в «сводной» пирамиде. Ответы представлены в виде 3-х пирамид ценностей, каждая пирамида соответствует своей возрастной категории.

ПИРАМИДА.
Для группы 16-18 лет важнейшими ценностями являются Интернет, собственная квартира, деньги, карьера. Для 1-й возрастной группы одной из важнейших ценностей является Интернет, как основное средство коммуникации, получения информации. Интернет в последнее время вообще стал неотъемлемой сферой жизни людей, особенно молодых, которые с каждым годом знакомятся с всемирной сетью все раньше и раньше. Повышение уровня технологизации общества приводит к отдалению таких ценностей, как например, спорт, хобби, путешествия, и даже дискотеки.

Наиболее важной для данной группы становится сфера материального благополучия, которая становится главной целью жизни на данном этапе, при этом средства достижения этой цели, такие как обучение и карьера – имеют меньшую ценность (при этом обучение имеет ценность куда меньшую, чем карьера). Непоследовательность в достижении профессиональных целей, которые в итоге должны привести к материальному благополучию, объясняются ещё слабой осознанностью необходимости постепенного, поэтапного развития. Это касается и таких понятий как свадьба, семья и любовь. Свадьба для многих респондентов оказывается намного важнее любви (которая оказывается на периферии ценностной пирамиды). Для первой возрастной категории осознание важности некоторых понятий ещё только предстоит. Ребенок, и, собственно, материнство, для данной группы ценности не представляют, и уходят на задний план.

 

Во второй возрастной группе расположение ценностей разительно отличается от положения ценностей первой группы. На первый план выходят семья, ребенок, любовь, дружба, при этом эти ценности «переплетаются» с материальными ценностями – так, собственная квартира занимает 3-е место. Далее следует карьера, при этом о карьере чаще говорят не как о достижении высоких должностей, а как о стабильной работе, приносящий стабильный доход. Обучение уходит на задний план – многие респонденты заканчивают обучение. Многие уже начали профессиональную деятельность, у них уже обозначились материальные возможности  формирования благосостояния, и появляется желание подумать о планировании собственной семьи, которая и занимает 1-е место.

 

В третьей группе семья, ребенок и любовь занимают первые места и приобретают наивысшую ценность именно для этой возрастной категории. Респонденты этой группы уже решили, или планируют решить свой квартирный вопрос, определены в профессиональной сфере, и, в основном, рождение ребенка становится важнейшей целью, к достижению которой респонденты осознанно или нет, но планомерно стремятся, решая те задачи, которые, по их мнению, являются препятствием к этой цели.

Исходя из данных пирамид ценностей и ответов на вопросы, определяющие эмоциональное отношение к ребенку и материнству, можно сделать вывод о том, что наиболее готовы к принятию роли матери респонденты 3-й группы, показатель уровня ценности ребенка для которых является наивысшим из трех групп.

 

Выводы по результатам 1-го этапа исследования:

1. Состав и количество членов семьи, живущих «под одной крышей» имеют определенное влияние на респондентов:

Респонденты, проживающие вместе со своими родителями (родителем), младшими (старшими) детьми,  а также другими родственниками, испытывают некоторые  трудности в организации индивидуального пространства. Эти трудности появляются и по причине невозможности семьи улучшить жилищные условия (например, увеличить площадь жилья), что может приводить к конфликтам.

С другой стороны, решенная жилищная проблема молодой семьи не всегда является залогом появления ребенка, поэтому не может считаться единственно важной в вопросе подготовки к материнству, как считают 50% респондентов.

2. Говоря о влиянии полной или монородительской семьи на респондентов нужно отметить, что не наблюдается радикальных различий в уровне готовности к материнству в пользу той или иной группы респондентов. Увеличивающееся число монородительских семей может говорить о снижении ценности института семьи в целом, что влияет и на уровень ценности материнства и ребенка. Вместе с тем ранний коммуникативный опыт именно с матерью, которая, как правило, и является единственным родителем в семье, важен для девочки, как модель поведения в статусе будущей матери.

3. Важным фактором в определении уровня готовности к материнству является наличие младших братьев и сестер в семье (41 респондент). У этой группы респондентов, вне зависимости от возраста, наблюдается наиболее осознанный подход к вопросу планирования рождения детей, и наиболее развита когнитивно-операционная готовность, так как у них есть опыт общения и взаимодействия с детьми, постоянно находящимися (проживающими) рядом с респондентом.

4. Радикальные изменения в отношении планирования рождения детей происходят с возрастом. Так от 16-18 до 26-29 лет происходят значительные изменения показателей: ответ «не планирую рождение детей» дают 44 и 0 респондентов соответственно; ответ «в ближайшее время» - 0 и 14 респондентов соответственно.

С увеличением возраста все респонденты начинают, так или иначе, планировать рождение детей.

5. Количество планируемых детей также меняется и зависит от возраста. Увеличивается число ответов «2 ребенка» и «3 ребенка» (с 16 до 27 и с 2 до 11 соответственно для 1-й и 2-й возрастной категории). Радикально уменьшается количество ответов «не знаю» и «не хочу детей» (с 16 до 4 и с 4 до 1 соответственно для 1-й и 2-й возрастной категории). С возрастом появляется осознание желания иметь ребенка, а также увеличивается число желаемых детей.

6. Главными проблемами, которые могут повлиять на решение завести ребенка были названы: отсутствие собственного жилья (50%) и недостаточная материальная обеспеченность (84%). Вместе с тем, говорить о том, что это единственно важные проблемы нельзя. Необходимо принять во внимание предположение о том, что возможно, этими проблемами вуалируются более глубокие, психологические, социальные, ценностно-личностные недостатки, и проверить это предположение в ходе будущих исследований.

7. Позитивной тенденцией можно считать желание планировать беременность заранее(87%), изучение литературы по вопросам материнства (48%). При этом  показатель участия в занятиях по подготовке к материнству остается невысоким (15%). Можно считать способ распространения информации по вопросам материнства через печатные издания наиболее удобным, что необходимо учесть в рекомендациях по формированию высокого уровня готовности к материнству. С другой стороны,  практические занятия имели бы больший эффект, так как у женщин была бы возможность не только получить ответы на интересующие вопросы, но и применить их на практике, тем самым  повышая уровень когнитивно-операционной готовности.

8. Репродуктивное здоровье женщины во многом зависит от образа жизни, а также регулярного посещения врача-специалиста, с целью предупреждения серьезных заболеваний и осложнений. Анализ полученных данных показывает, что только 20% респондентов посещают врача регулярно. 45% - посещают врача лишь иногда, а 35% не посещают вообще, что является негативным показателем.

9. Состояние здоровья в целом оценивается респондентами низко. «Слабым» называют состояние своего здоровья 21%, на наличие периодических заболеваний указывают 54%, «крепким» уровень здоровья характеризуют лишь 15% респондентов.

10. Исходя из анализа полученных ценностных ориентаций, необходимо отметить, что ребенок является наибольшей ценностью для респондентов возрастных групп 20-25 и 26-29 лет.

 

 

На втором этапе исследования был проведен анализ рисунков респондентов по методике «Мой ребенок». За основу были взяты тесты Р. Бернса и С. Кауфмана.[9]

Информация о работе Готовность к материнству у молодежи