Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
Респондентам было предложено нарисовать своего ребенка так, как они себе его представляют. Наиболее яркими являются следующие рисунки:
Рис. 14 (Маша О., 16 лет)
Фигура девочки - будущей матери изображена в профиль, что говорит о склонности к интроверсии, к тому же композиция рисунка направлена влево, что можно интерпретировать как обращение к прошлому. Девочка проецирует свою роль матери не на будущее, а на прошлое – наблюдается внутренний конфликт. Более того, изображение самого ребенка отсутствует как таковое, что говорит об отсутствии эмоциональной связи. Лицо матери также не отражает эмоций, а её фигура в целом кажется напряженно склоненной к коляске.
В целом рисунок отражает эмоциональную холодность.
Рис. 15 (Татьяна В. – 26 лет)
Композиция рисунка направлена вправо – проекция своего образа, как матери, обращена в будущее. Стопы матери, так же изображенные в профиль – символ устойчивости, уверенности в себе. Рисунок передает теплое эмоциональное отношение к ребенку (улыбка матери, украшение коляски). Чепчик на голове ребенка можно интерпретировать двояко – с одной стороны это желание матери защитить ребенка, с другой – способ избежать собственной тревоги, связанной с рождением ребенка. Пропорции головы и туловища характеризуют отношения между физическим и духовным, т.е. подчеркнута важность духовной, эмоциональной составляющей контакта матери с ребенком.
Сравнивая эти два похожих по композиции рисунка можно сделать вывод о том, что эмоционально-положительное состояние испытывает респондентка второй группы.
Рисунок 2.3 является образцом часто встречающейся интерпретации «своего» ребенка респондентами 1-й группы. На рисунке изображается только лицо ребенка. В таких рисунках детали лица прорисовываются достаточно тщательно.
Изображение головы вообще – символ интеллектуальной сферы, духовного начала, но отсутствие тела можно трактовать как отсутствие целостного восприятия ребенка или его искаженное восприятие.
В целом можно говорить о теплой эмоциональной окраске (улыбка), но большие зрачки являются символом тревоги. Об уровне ценности можно судить по площади, отведенной рисунку, очень малой.
Рис. 16 (Женя Л. – 18 лет.)
На рисунке 2.4 автор изобразила свою будущую семью. Для автора важным условием появления ребенка является материальное благосостояние, на рисунке это отражено наличием дома, машины и даже будки с собакой. Ребенок изображен взрослым, что можно интерпретировать как желание автора уйти от сложного периода от рождения ребенка до того времени, когда он станет самостоятельным.
Рис. 17 (Наталья Л. – 25 лет)
На втором этапе исследования принимали участие 20 респондентов. 7 из них не справились с заданием, ссылаясь на нежелание, невозможность представить себе своего ребенка (4 из них – представители возрастной группы 16-18 лет, 3 – представители группы 20-25 лет).
Справились с заданием 13 респондентов: 6 респондентов группы 16-18 лет, 2 респондентов – 20-25 лет, 5 респондентов – 26-29 лет.
Некоторые респонденты 1-ой возрастной группы не изображают ребенка, то есть изображают его условно, например, внутри коляски (рис. 2.1)
Также для данной группы характерно изображение ребенка схематично, состоящего из прямых линий и окружностей, или частичное изображение, например, изображается только голова ребенка. Для респондентов данной возрастной группы характерен низкий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, изображение его уже взрослым, что говорит о том, что этим респондентам на данный момент скорее нужен друга, а не ребёнок. Кроме того, ребенок изображён улыбающимся не на всех рисунках (на 4-х из 6-ти). Все рисунки выполнены в чёрно-белом цвете.
В целом можно сказать, что положительно-эмоциональный образ ребенка прослеживается на 2-х рисунках из 6-ти. Данные, полученные в результате анализа анкет показали наличие положительно-эмоционального образа ребёнка у 29 респондентов из 50.
Для респондентов возрастной категории 20-29 лет (7 респондентов), характерны следующие схожие особенности рисунков: обязательное изображение себя рядом с ребенком – 5 респондентов, изображение не только ребенка, но и всей семьи – 2 респондентов. В целом наблюдается эмоционально-теплое отношение к ребенку, улыбающиеся персонажи, отсутствие напряженности. Но изображение себя рядом на рисунке «Мой ребенок» может говорить об осознании себя как неотъемлемой частью жизни ребенка, необходимой ему. Дети изображены маленькими в 5 рисунках их семи. В двух случаях изображена семья в целом, что может свидетельствовать о том, что ценность полной семьи высока и рождение ребенка желательно при наличии обоих родителей.
Респонденты 2-ой возрастной группы показывают наиболее положительно-эмоциональный настрой при изображении ребенка и себя рядом с ним. Вместе с этим, прослеживается указание на необходимость создания материального благополучия, как обязательного условия рождения ребенка.
Проанализировав два этапа исследования отдельно, необходимо провести обобщенный анализ результатов исследования в целом, учитывая рассматриваемые показатели готовности к материнству, описанные выше:
Таблица 1 Показатели потребностно-мотивационной готовности к материнству
| Положительно-эмоциональный образ ребенка | Положительно-эмоциональный образ материнства | Положительно-эмоциональный настрой на беременность | Положительно-эмоциональный настрой на роды |
1группа (16-18 лет) | 29 респондентов | 29 респондентов | 16 респондентов | 0 респондентов |
2группа: 20-25 лет 26-29 лет | 19 респондентов | 22 респондента |
42 респондента | 2 респондента |
23 респондент | 21 респондентов | 7 респондентов | ||
Общ. | 71% | 72% | 58% | 9% |
Полученные данные (табл.1) указывают на то, что для первой группы характерен низкий уровень потребностно-мотивационной готовности к материнству. Респонденты часто отмечали, что над вопросом материнства их заставило задуматься участие в исследовании.
Для второй группы уровень потребностно-мотивационной готовности представляется значительно более высоким. Часть респондентов уже серьезно задумываются над вопросом появления ребенка в ближайшее время, планируют посещение занятий и изучение специальной литературы.
Таблица 2 Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству
| Знание функций матери | Знание особенностей процесса воспитания | Наличие раннего опыта общения матери с детьми (участие в развитии ребенка) |
1группа (16-18 лет) | 42 респондента | 24 респондентов | 15 респондентов |
2группа: 20-25 лет 26-29 лет |
46 респондентов |
29 респондентов |
26 респондентов |
Общ. | 88% | 53% | 41% |
Большинство (88) респондентов знают, что входит в обязанности матери по отношению к ребёнку. В своих ответах они указали, что «мать должна ухаживать за ребёнком», «способствовать его развитию, воспитывать», «обеспечивать всем необходимым», «дать образование». При этом ценность ребенка для первой группы респондентов занимает последнее место, т.е. наличие знаний функций матери не говорит о том, что девушки готовы их исполнять. Для второй группы ценность ребенка и знания об обязанностях сочетаются гармонично, дополняют друг друга.
Все респонденты (100) отмечают, что ребенка необходимо кормить грудью, то есть ими осознается эта потребность ребенка.
Таблица 3 Показатели социально-личностной готовности к материнству
| количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации | готовность к принятию ответственности | осознанность желания завести ребенка, осознанное планирование |
1группа (16-18 лет) | 14 респондентов | 4 респондентов | 3 респондентов |
2группа: 20-25 лет 26-29 лет | 19 респондентов | 21 респондент | 7 респондентов |
23 респондента | 24 респондента | 21 респондентов | |
Общ. | 56% | 49% | 31% |