Готовность к материнству у молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34

Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44

Заключение 68

Список литературы 72

Приложения 76

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 3.58 Мб (Скачать)

Идеологию движения childfree, и движений подобных ему, можно характеризовать как идеологическую причину, препятствующую развитию готовности к  материнству и становлению матерью в целом.

В качестве мощного противовеса движению Чайлдфри можно назвать Всероссийскую общественную организацию «Сообщество многодетный семей «Много деток – хорошо!», ведущую активную политико-социальную деятельность, широко публикующуюся в сети Интернет. Сотрудничают и поддерживают православные, так называемые «просемейные» сообщества, в том числе инициативную группу «Азбука веры - Омега» (также называющиеся себя «пролайферы»), проводящие общественные акции «против аборта».  «Азбука веры – Омега» проводит такие акции не менее трех раз в месяц. За четыре года в них приняли участие более ста волонтеров. Сотни тысяч жителей и гостей северной столицы получили информацию о человекоубийственной сути «процедуры» аборта. Известно также группа давно сотрудничает с факультетом социологии СПбГУ, где проводились тематические встречи о вреде абортов со студентами и другие мероприятия.

Идеология Сообщества, равно как и его инициативных групп построена на православном учении о семье, где  одной из главных целей брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание - рождение и воспитание детей. "Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда, - согласно святителю Григорию Богослову, - брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу" [31]. Согласно мнению святителя Иоанна Златоуста брак учрежден Богом, чтобы восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Отныне супругом нужно постоянно помнить о том, что у них нет более личной свободы, нет более своей жизни, своих интересов, своей печали или радости. Все должно быть общее, все отдано другому. Когда же семья увеличивается, появляются дети, то полнота самоотвержения возрастает еще в большей степени. Для жены и матери, равно как для мужа и отца, нет более своей жизни - но есть жизнь лишь супруга и детей [31].

Существование подобных движений, говорят о наличии интереса общества к проблеме детства и материнства, показывает наличие радикально отличающихся друг от друга точек зрения на проблему, которые также могут повлиять на решение каждой конкретной женщины в вопросе материнства.

 

 

 

Социальные проблемы, связанные с низким уровнем готовности к материнству

Одной из наиболее серьезных социальных проблем, причина которой - низкий уровень готовности к материнству, является социальное сиротство. Государственная система социального призрения сирот, не решает проблему, т.к. «лечит симптомы», а не занимается профилактикой. На данный момент профилактикой столь сложного социального явления в практическом плане занимаются акушеры и юристы, оформляющие документы для передачи ребенка в приют. Естественно, что ни одни, ни другие не подготовлены ни в психологическом, ни в профессиональном плане, и, зачастую не только не помогает женщине, находящейся в состоянии психологического кризиса, но и, как правило, становятся дополнительным травмирующим фактором, способным лишь привести к негативному эффекту.

Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более конкретные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации.

К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в

масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Снижение уровня бедности и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям, повышение престижа семьи, возвращение ей высокого социального статуса.

Также важными мероприятиями являются открытие и распространение учреждений, помогающих семьям в воспитании детей начиная с яслей, детских садов, школ. Специалистами таких учреждений должны стать как специалисты по социальной работе с семьей и детьми, так и психологи. Необходимо разрабатывать современные методы работы с молодежью, направленные на повышение общего уровня компетенции в отношении как материнства, так и родительства в целом.

Основные выводы, касающиеся изучения ценностных ориентаций современной молодежи относительно материнства:

1.       Необходимо принимать во внимание социальную обусловленность материнского поведения, учитывая тот факт, что она не является универсальной.

2.       Наблюдается снижение ценности материнства, ребенка, семьи в целом, преобладание внесемейных ценностей над семейными.

3.       Малодетность не связана с уровнем благосостояния, а одним из определяющих факторов готовности к материнству является потребность в ребенке.

4.       Важное влияние на собственное репродуктивное поведение оказывает наличие сестер и братьев (в особенности младших).

5.       Основными причинами, препятствующими готовности к материнству, называются социально-экономические, психологические и личностные причины. При этом решение лишь социально-экономической проблемы (например, увеличение денежных выплат и пособий матерям) не улучшит ситуацию. Необходим комплексный подход к решению данной проблемы.

6.       Появление общественных организаций и движений, которые пропагандируют различные подходы к вопросу материнства, говорит о наличии интереса общества к данной проблематике, и могут служить индикаторами «настроений» в данном вопросе. Более того, общественные организации и движения (независимо от своего идеологического контекста) могут оказывать влияние на решение каждой конкретной женщины в вопросе материнства.

7.       Государственная система помощи на данный момент не занимается профилактикой проблем, связанных с готовностью к материнству, и это также подтверждается наличием такой проблемы как социальное сиротство. 

 


Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодёжи

Программа исследования.

Цель эмпирического исследования: выявить степень готовности к материнству у молодежи, обращающейся в центр профессиональной ориентации «Вектор».

Задачи исследования:

1.       определить место материнства в системе ценностей молодежи.

2.       выявить группу респондентов, которая наиболее соответствует представлениям о готовности к материнству.

3.       провести возрастной анализ показателей готовности к материнству девушек и молодых женщин.

Объект исследования: факторы готовности к материнству.

Предмет исследования:  уровень готовности к материнству у девушек и женщин от 16 до 29 лет, не имеющих детей.

В ходе работы отдельно учитывались показатели:

- потребностно-мотивационной готовности (наличие или отсутствие желания стать матерью у женщины; позитивное \ негативное отношение женщины к беременности и родам; эмоционально положительный \ отрицательный образ ребенка; положительное \ отрицательное отношение к роли матери);

- когнитивно-операционной готовности (наличие \ отсутствие знаний у женщины о своих материнских функциях; знаний об особенностях воспитания; об особенностях взаимодействия с ребенком и ухода за ним; знаний о грудном вскармливании) ;

- социально-личностной готовности (развитие половой идентификации).

База эмпирического исследования:

Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодёжи «Вектор».

Методы исследования: анкетирование, проективная рисуночная методика.

Контингент респондентов: девушки и молодые женщины от 16 до 29 лет, не имеющие детей. Количество респондентов: 100 человек.

 

3.1 Описание методов исследования

В проведенном исследовании использовались следующие методы и методики:

1. Метод анкетирования.

Применялся в качестве основного исследовательского метода. Специально разработанная анкета (Приложение 1) была направлена на выявление степени ценности ребенка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.

Анкету можно условно разделить на следующие блоки вопросов:

       социальное положение (1-7 вопросы) – данный блок вопросов, позволяет оценить социальное положение респондента.

       эмоциональность, потребность (8 - 15 вопросы) – блок, отражает потребностно-эмоциональный и  ценностно-смысловой компоненты (составляющие потребностно-эмоционального критерия готовности), а также уровень ценности ребенка. (Эмоциональная, положительно-эмоциональные переживания матери; повышенно-эмоциональная; замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы, повышение социального и семейного статуса матери; полное отсутствие ценности).

При анализе материнского отношения к ребёнку использовались следующие критерии: эмоционально-тёплое отношение (отношение к ребёнку, как к субъекту, с ориентацией на себя и одновременно на состояние ребёнка); эмоционально-холодное отношение (негативное отношение к маленьким детям); отстранённое отношение(безразличие по отношению к ребёнку).

       коммуникативные навыки (16, 26 вопросы) – вопросы затрагивают особенности коммуникативного опыта женщины с её родителями в детстве и влияние этого опыта на её личные установки воспитания своих собственных  детей (составляющие социально-личностной готовности).

       Операционные навыки (17 - 25 вопросы) – блок вопросов, который позволяет   выявить знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребенком, знание о грудном вскармливании.

       Значимость материнства (27 вопрос) - «Что для Вас наиболее важно в жизни» предлагает проранжировать 15 предложенных понятий-ценностей. Вопрос позволил построить «пирамиды» ценностей для разных возрастных категорий анкетируемых и проследить, «перемещение» ценностей с возрастом.

 

2. Проективная рисуночная методика.

Данная методика представляет собой рисуночную технику – модификацию проективных методик «Рисунок моей семьи» [10]. Методика была использована для исследования эмоциональной готовности к материнству, поскольку отражает переживание и восприятие женщинами, девушками ребёнка и отношение к нему. За основу, при анализе рисунков, были взяты тесты Р. Бернса и С. Кауфмана [10].

Согласно методике требовалось нарисовать ребёнка в представлении респондентов. Художественность рисунков не учитывалась, обращалось внимание на следующие параметры:

- прорисовка деталей рисунка и их характеристики;

- расположение композиции на листе бумаги;

- расположение персонажей и объектов относительно друг друга на рисунке;

- использование цвета;

- эмоциональная окраска рисунка и т.д.

Описание контингента респондентов:

Исследование проводилось в 2-х группах, разделённых по возрастному принципу.

1-      я группа старшеклассниц (от 16 до 18) лет в количестве 50-ти человек. Все респонденты учатся в школе, не работают, проживают со своими родителями и\или другими членами семьи.

2-      я группа девушки, молодые женщины от 20 до 29 лет в количестве 50-ти человек, из них 18 являются и студентками, и имеют постоянное рабочее место.

44 респондента являются студентками Высших учебных заведений Санкт-Петербурга, 6 - профессиональных училищ, постоянное рабочее место имеют 39 респондентов (из них 18, как указано выше, одновременно являются студентами).

2-я группа по ряду показателей разбивалась на 2 возрастные подгруппы: от 20 до 25 лет (25 респондентов); от 26 до 29 лет (25 респондентов).

Все респонденты постоянно проживают в Санкт-Петербурге.

В официальном браке состоят 17% респондентов. 100% респондентов не имеет детей.

Исследование проводилось в 2 этапа:

1. Анкетирование.

2. Создание рисунка «Мой ребенок».

В данной работе будут использоваться следующие составляющие психологической готовности к материнству: физиологическая, психологическая и социальная, при этом психологическая готовность включает в себя несколько блоков: потребностно-мотивационная, в свою очередь состоящий из потребнстно-эмоционального и ценностно-смыслового факторов, когнитивно-операционного блока и блока социально-личностной готовности. Социальная составляющая определяется: типом внутрисемейных отношений женщины, наличие или отсутствие опыта общения с маленькими детьми, влияние ближайшего окружения – на микроуровне, и социокультурные факторы – на макроуровне.

3.2 Анализ результатов исследования

Анализ полученных данных по анкетированию показал следующие результаты:

В группе старшеклассниц, проживающих с родителями и другими членами семьи был прослежен состав семьи, и его влияние на отношение девочки к материнству.

Рис. 1

Полная / монородительская семья

 

По данным анкет прослеживалось влияние на респондента проживания в семье с обоими родителями и в монородительской семье; наличия других родственников в семье; наличия младших братьев и сестер в семье.

В ходе исследования установлено, что в первой возрастной группе респондентов (16-18 лет) в  семье с обоими родителями проживают 32 респондента, в монородительской семье (с матерью) проживают 18 респондентов. При этом в семьях  2 респондентов также проживают другие близкие родственники (тети, дяди, племянники и т.д.), а в семьях 11 респондентов проживают  бабушки и\или дедушки (помимо родителей).

Информация о работе Готовность к материнству у молодежи