Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
В результате были выделены 7 блоков вопросов: семья, дети, ценностные ориентации, внесемейные ценности, аборты, религия, доход.
Все вопросы были приведены к стандартному виду и к стандартизированным вопросам. В результате этого были получены общие факторы и факторные нагрузки, по которым производилась интерпретация факторов.
В блоке вопросов о семье наиболее значимыми факторами стали:
фактор родительства (материнство, отцовство, воспитание детей);
фактор негативного отношения к семье (т.е. семью респондент воспринимает как «тормоз» для личных успехов, потерю свободы, монотонный и неинтересный домашний труд и т.д.);
фактор положительного отношения к семье (семья является источником удовлетворения, источником достижения жизненных потребностей индивидов);
фактор высоких семейных ориентаций (отрицательное отношение к разоду, отрицательное отношение к абортам и др.).
В блоке вопросов относительно репродуктивных ориентаций наиболее значимые:
фактор мотивации рождения детей (страх перед абортом, бездетностью как его последствием, потребность в реализации родительства, укрепления семьи, влияние общественного мнения и другие мотивы рождения детей);
фактор эмоционального удовлетворения от рождения детей;
фактор негативных моментов, связанных с воспитанием детей (дети отнимают важную часть жизни, высокая значимость работы, упущенные возможности и т.д.);
фактор репродуктивных установок к рождению определенного числа детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей).
В блоке вопросов о ценностных ориентациях были выделены:
фактор степени важности для индивида семейных ценностей (проводить свободное время с семьей, быть хорошими родителями, участвовать в воспитании детей, поддерживать тесные родственные связи и др.);
фактор высокой ценности детей (такой же, как удачная карьера, богатство, слава, престиж, уважение в глазах окружающих);
фактор высокой значимости внесемейных ценностей (карьера, работа вне дома, собственный источник дохода, повышение профессионального и образовательного уровня и др.);
фактор внесемейного общения (общение с друзьями, успех у противоположенного пола) [1, 28-29].
Затем к факторам был применен корреляционный анализ. Анализировались тенденции, наблюдаемые в современном обществе.
Выявилась обратная зависимость фактора родительства и внесемейных ориентаций: чем выше ориентации на родительство, тем менее допустимыми становятся супружеские измены, сожительства, тем меньшую принципиальную значимость приобретает повышение социального статуса, уровень дохода. Получение эмоционального удовлетворения от семьи напрямую зависит от превалирования семейных ценностей над внесемейными.
Факторный анализ показал, что религиозные респонденты в большей степени ориентированы на семью, семейные ценности, на рождение нескольких детей, чем те респонденты, которые характеризуют себя как не религиозные. У таких респондентов негативное отношение к абортам, сексуальным сожительствам до брака, супружеским изменам.
Несмотря на относительно высокую контрацептивную грамотность многих современных женщин, в опрошенной совокупности широко распространена практика искусственного прерывания беременности, а также весьма позитивное в целом отношение к ним. Чаще всего мотивами абортов становится нежелание потерять хорошую денежную работу, упустить возможность профессионального роста, плохие материальные условия. Из этого следует, что более приоритетными при принятии решения о рождении ребенка становятся внесемейные ценности, которые, по мнению респондентов, могут стать помехой карьере, мобильности, активности.
Факторный анализ показал, что чем более состоятельными являются респонденты, тем ниже у них репродуктивные ориентации, а также они менее ориентированы на материнство, отцовство. Также была выявлена обратная корреляция между отношением к детям и негативными эмоциями, когда семья воспринимается как потеря личной свободы, тормоз для индивидуальных успехов и т.д.[1, 32-33].
Необходимо отметить, что практически ни в каких корреляциях, связанных с репродуктивными установками, не фигурирует категория «Доход». Это говорит о том, что малодетность и дальнейшее падение уровня рождаемости не связано с уровнем благосостояния. Безусловно, условия жизни играют определенную роль. Но определяющим фактором является потребность в детях.
Результаты проведенного факторного и корреляционного анализа подтверждают негативную динамику ценностных ориентаций. Хотя семья пока еще продолжает считаться жизненно важной ценностью для многих людей, большую значимость имеют: высокий доход, карьерный рост, повышение квалификации. Таким образом, семья с детьми становится неконкурентоспособной в борьбе престижных ценностей [1, 57].
Результаты исследования базовых семейных ценностей в обществе для дальнейшего развития городской семейной политики, проводимого в Санкт-Петербурге в феврале 2008 года, отражают следующие показатели по количеству детей в семьях:
26% от числа населения города не имеют детей. Естественно, в большинстве своем это молодежь, еще не успевшая обзавестись семьей. 41% населения города имеют одного ребенка, 28% - двух детей, и лишь 5% - трех и более детей. Средний показатель детности для петербургских семей – 1,14 [67].
Эти показатели являются очень низкими даже по отношению к России в целом, и лишь незначительно превосходят показатели Москвы, где фиксируется самая низкая по стране рождаемость. Можно констатировать обратную зависимость уровня рождаемости от величины населенного пункта в Российской Федерации – так, в Москве доля жителей, имеющих трех и более детей, составляет лишь 4%, когда как для сельского населения этот показатель составляет 21%. При этом уровень жизни, доходы и покупательная способность москвичей в разы выше, нежели в селе [67]. Возможно, низкая рождаемость в российских мегаполисах обусловлена структурой системы ценностей их жителей.
В этой связи представляется чрезвычайно важной зафиксированная взаимосвязь между количеством детей у жителей Петербурга и одной из важных составляющих социального опыта этих людей – наличием у них братьев и сестер. Так, среди тех, кто был единственным ребенком в семье, показатель детности составляет 0,98, и доля имеющих трех и более детей всего 2%, когда как среди тех, кто воспитывался в многодетной семье (5 и более детей) детность составляет 1,51, а доля имеющих трех и более детей – 11% [67].
В 2007 году ООО «Агентство Социальной Информации Санкт-Петербург» провело фокус-групповую дискуссию на предмет базовых ценностей населения Санкт-Петербурга в отношении брака, семьи и рождения детей. Фокус-группа, состояла из женщин в возрасте от 17 до 30 лет, состоящих в официальном браке, не имеющих детей. Всего участниц - 8 человек. Цель исследования заключалась в получении представлений отдельных групп населения о базовых ценностях в отношении брака, семьи и материнства для дальнейшего формирования городской семейной политики [66].
Основные итоги и выводы:
В жизненных стратегиях группы брак присутствует как один из основных элементов, являясь обязательным условием семейных отношений.
Варианты базовых установок в отношении брака:
1. Брак как одна из главных жизненных целей, реализовать которую желательно как можно раньше.
2. Брак как условие рождения детей.
3. Брак как планы к реализации после достижения ряда жизненных задач.
Решение о вступлении в брак – желанное и запланированное. Основные стратегии прихода к брачным отношениям:
1. Строгое соблюдение норм традиционной семьи.
2. Принципиальная желательность официальных брачных отношений.
3. Переход от совместного проживания к оформлению официального брака.
Для данной подгруппы наиболее близким человеком является муж, который характеризуется как "самая ближняя семья". На втором месте идут единокровные родственники – в основном родители, реже сестра - "другая семья". В соответствии с этим делением, два основных критерия, по которым человек либо относится к семье, либо не относится – эмоциональная связь в форме любви, поддержки, и совместное времяпрепровождение.
В соотношении карьеры жены и карьеры мужа выявляются аспекты традиционно домостроевского характера, с акцентом на успешность мужчины в семье, и отсутствием ориентации на профессионально-статусное развитие женщины.
Существует неразрывная ассоциативная связка "семья-дети", что является положительным признаком четкой ориентированности представителей подгруппы на планирование и рождение детей. Представление о семье только как о партнерстве (сожительстве двух партнеров) отсутствует.
В представлениях респондентов понятия семьи и брака сильно различаются по смысловой нагрузке. Основной вектор различия – семья воспринимается как отношения родственности и имеет оттенок индивидуальности, брак – как отношения обязательств, выражаемые абстрактными понятиями. Эти ассоциативные образы можно интерпретировать так:
Семья – близкие отношения, источник удовольствия
Брак – источник ответственности, которая может выразиться как в вознаграждении, так и в наказании
Все участницы продемонстрировали ориентированность на рождение детей и готовность к материнству. Планируемый период – от 22 до 30 лет. Только в одном случае предпочтителен один ребенок, в остальных речь идет о 2-3. В двух случаях говорили о желании иметь много детей (неограниченное количество). Установок на партнерство без рождения детей выявлено не было.
Прослеживается озабоченность материальным обеспечением будущих детей. Из рациональных аргументов – это основной сдерживающий мотив, препятствующий реализации естественного желания родить и воспитать много детей. В двух случаях прозвучала необходимость достижения психологической зрелости перед принятием решения о ребенке.
Вторая фокус группа состояла из женщин, уже имеющих детей, но не состоящих в браке. Основные выводы по этой фокус-группе:
Три основные жизненные позиции по рождению детей:
1. Рождение детей – одна из главных жизненных целей, желанная и осознанная.
2. Включение рождения детей в жизненные планы без принципиальной приоритетности.
3. Отсутствие четких жизненных планов, касающихся детей.
Почти для всех участниц решение родить ребенка было не запланированным, а принятым по обстоятельствам. Три базовых сценария принятия решения:
1. Ребенок запланирован и желателен, рожден в браке.
2. Ребенок не был запланирован, но был желателен, отношения родителей официально не зарегистрированы. Характерным моментом является появление эмоциональной привязанности матери к ребенку уже во время беременности.
3. Ребенок не был запланирован, не был желателен, отношения родителей официально не зарегистрированы. Появление ребенка, не в последнюю очередь, обусловлено состоянием здоровья матери, не позволяющее произвести аборт.
Некоторые представители подгруппы планируют рождение других детей в ближайшее время. Другие могли бы запланировать рождение детей при определенных внешних условиях, так как есть желание большой семьи.
Подгруппа воспринимает неполные семьи, состоящие из матери и ребенка, как норму для российской действительности. Также была отмечена новая тенденция – нежелание многих женщин вступать в брачные отношения.
К официальному браку представители подгруппы относятся скептически, в основном эта форма отношений связывается у них с рядом опасений:
1. Значительные имущественные потери при расторжении брака со стороны партнерши.
2. Исчезновение момента ухаживания за партнером, преобладание быта в отношениях.
3. Формальность брачной церемонии, предполагающая большой расход денег.
4. При повторном браке, дети от первого мужа находятся в невыгодном положении при разделе наследства.
Единственным недостатком совместного проживания без официальной регистрации видится только более сложная процедура оформления прав на имущество, особенно в случае смерти партнера.
На фоне отрицательного отношения к заключению официального брака, идея частичного признания государством партнерских отношений длительностью от 3-5 лет также вызвала скорее негативную реакцию, примерно по тем же мотивам.
Оптимальным возрастом для рождения первого ребенка подгруппа считает период от 20 до 25 лет. Важными факторами являются осознанное желание иметь ребенка и возможность самостоятельно его обеспечивать. Ведущим критерием для рождения ребенка назвали здоровье матери.
Отношение к раннему рождению первого ребенка выражено толерантное, позднее рождение (после 30 лет) также воспринимается в пределах нормы.
Общие выводы, которые можно сделать на основании рассмотренных исследований заключаются в следующем: