Молодеж

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в существующем рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосред

Содержание

Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ государства, ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной политики государства, ее происхождение и сущность
1.2 Основные принципы и направления государственной политики в социальной сфере в Российской Федерации
1.3 Меры и механизмы реализации политики социального развития
1.4 Сфера здравоохранения и обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
глава 2.
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Правовые механизмы реализации социальной политики курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ государства, ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие социальной политики государства, ее происхождение и сущность

1.2 Основные принципы и направления государственной политики в социальной сфере в Российской Федерации

1.3 Меры и механизмы реализации политики социального развития

1.4 Сфера здравоохранения и обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

глава 2.

Заключение

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Наиболее  масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в существующем рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

     Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных  ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

     Социальная  политика представляет собой определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, организация). В данном определении заключены следующие важные проблемы:

  • имеются определенные технологии разработки социальной политики, основой которой является сбор, обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формируются цели, направления и задачи социальной политики;
  • в процессе разработки социальной политики большое значение (при прочих равных условиях) имеет ее ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает);
  • социальная политика – это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа;
  • для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм финансирования и контроля, т. е. четкая система постоянного получения обратной связи.

     В технологии социальной политики на любом  уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.

     В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат следующие принципы:

  1. Обоснованность, т. е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами. Наиболее распространенная ошибка – разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. Поэтому документ, содержащий ее изложение, может очаровать обилием замыслов, но с практической точки зрения предстанет как вариант «чрезмерного оптимизма и больших желаний»;
  2. Реалистичность, т. е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.

     После разработки социальной политики включается механизм ее реализации.

     Практика  показывает, что в процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:

  1. Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования;
  2. Результативность, т. е. социальная политика должна обеспечивать достижение результатов спустя определенный период времени.

     Если  социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых  – необоснованность и нереалистичность.

     Социальная  политика государства по своей природе  должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с децентралистическими началами федерального устройства страны, делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнения. При этом, чем менее конституционен (т. е. менее обстоятельно закреплен в основном законе) и чем более подзаконен и регионален массив рассматриваемых социальных обязательств тем легче “центру” осуществлять свои преобразования.

     При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных  сил, высокая степень демократической  культуры в обществе.

     Как показывает исторический опыт, при  осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

     Действительно, с одной стороны, потребность  и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

     С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

     В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

     Социальные  реформы последнего времени в  большинстве стран идут по пути перераспределения  социальных обязательств от государства  к гражданину. Правда, там это  базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния. В России же такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния большей части населения.

     Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.

     В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и  преобразований он особенно актуален…

 

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

     1.1 Понятие социальной политики государства, ее происхождение и сущность 

     Социальная  политика государства может быть представлена как форма сознательного  воздействия на социальную сферу  жизнедеятельности людей с целью  ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления, социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.

     Суть  социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

     Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

     Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение  и перераспределение доходов  различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

     Социально ориентированная рыночная экономика  предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что  рыночная экономика не гарантирует  трудящимся право на труд, стандартное  образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой войны и получила название «государства благосостояния».

     В социальной сфере господствующее положение  занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

     Социальная  политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение  государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

     Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

     Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Информация о работе Молодеж