Проблема культурного
смысла материнства, его сущности
и назначения является одной
из сквозных тем в европейской
философской мысли. В философско-культурной
мысли античности материнство
рассматривалось в аспекте гражданского
долга и понималось как обязанность
перед государством (преимущественно
в социально-политическом аспекте),
что совершенно естественно для
«мужского взгляда на мир», характерного
для античной философии.
Европейская
средневековая философия представляет
материнство преимущественно в
религиозно-нравственном аспекте
как завет Божий людям. Мать
рассматривается как исполнительница
Божьей воли, как транслятор духовных
и нравственных ценностей, как
посредник между Богом и младенцем.
В период Возрождения
и Нового времени во многом
восстанавливается античный взгляд
на материнство как выполнение
высокого долга перед Отечеством.
В эпоху Возрождения проблема
материнства приобретает двойственность:
с одной стороны, подчеркивается
чувственная природа женщины,
как объекта красоты и вожделения,
а с другой стороны - духовная
красота и святость Мадонны.
Эпоха Просвещения концентрирует
свое внимание на нравственно-духовной
составляющей материнства, на
проблеме воспитания добродетельного
человека и гражданина. Философия
Новейшего время синтезирует
все предыдущие подходы в понимании
материнства, с явным преобладанием
социологизаторского.
В русской
культуре смыслы материнства
выросли из взаимодействия образов
Матери-Сырой Земли, Богородицы и Софии.
В русской религиозной мысли София предстает
как высший символ материнства, как хранящая
и творящая сила.
В современной
отечественной культуре распространены
три основных подхода в понимании
сущности материнства: феминистский,
рассматривающий материнство как
обузу, препятствие для профессиональной,
творческой реализации женщины;
нравственно-духовный, определяющий
материнство как главную, приоритетную
жизненную позицию, как выражение
метафизической сущности женщины,
ее предназначения; социально-паритетный,
осуществляющий более или менее успешные
попытки соединить социально-прагматический
и нравственно-духовный аспекты материнства,
исходя из представления о том, что современная
женщина должна быть и «прекрасной детной
матерью», и профессионально-успешной
личностью.
Современная демографическая
ситуация, ценностная неоднозначность
таких явлений, как социальное и суррогатное
материнство, свидетельствуют, в том числе,
и о кризисе идеологии материнства. Существующее
отношение к материнству в современной
России — итог реализации западного утилитарно-прагматического
мировоззрения. Установлению оптимального
варианта решения демографических, гендерно-женских
проблем может способствовать ориентация
на русское мировоззрение, где материнство
рассматривается в космическом, метафизическом,
нравственно-ценностном аспектах.
Федотьева Ольга
5 курс струнные