Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа

Описание работы

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48


Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста..doc

— 402.00 Кб (Скачать)

 

Первый цикл

Занятие 1:

1.       Игра «Потерялся!».

2.       Игра «Подарок под елкой».

3.       Игра «Дудочка».

Занятие 2:

1.       Игра «Корабль и ветер».

2.       Игра «Фу, убирай!».

3.       Игра «Сосулька».

Занятие 3:

1. Игра «Винт».

2. Игра «Зайки и слоники».

Второй цикл

Занятие 4:

1.       Игра «Гусеница».

2. Игра «Шалтай-болтай».

3. Игра «Штанга»  (1).

Занятие 5:

1.       Игра «Дракон кусает свой хвост».

2.       Игра « Воздушный шарик».

 

Занятие 6:

1.       Игра «Клеевой дождик».

2.       Игра «Разрывание бумаги».

3.       Игра «Сосулька» (повтор).

Третий цикл

Занятие 7:

1.       Игра «Нарисуй свой страх».

2.       Игра «Штанга» (2).

Занятие 8:

1.       Игра «Злая фея».

2.       Игра «Шалтай-болтай» (повтор).

Занятие 9:

1.       Игра «Красивое имя».

2.       Игра «Испуганный ежик».

Занятие 10:

1.       Игра «Волшебный стул».

2.       Игра «Насос и мяч».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый цикл

Занятие 1:

Игра «Потерялся!»

Цель: первичный психологический контакт, представление имени в игровой форме, снятие напряжения.

Содержание: Мы все гуляем по лесу, вдруг видим – одного из нас нет (этому ребенку завязываются глаза). Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Ваня!». Но на самом деле он не потерялся, а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются (выбирается следующий ребенок и тд.).

Игра «Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

Содержание: Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь.

После выполнения упражнения можно обсудить, кто, о чем мечтает.

Игра «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр! 

 

Занятие 2:

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад.

Содержание: Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки.… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Упражнение можно повторить три раза.

Игра «Фу, убирай!»

Цель: активизация энергетического потенциала, снятие двигательного напряжения.

Содержание: Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок – это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой – получается дом. Затем психолог говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет «Фу, убирай!». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

Игра «Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

Содержание: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь весит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это «Сосулька». Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. И так, репетируем.… А теперь выступаем. Здорово получилось! 

 

 

 

Занятие 3:

Игра «Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Содержание: Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!

Эта игра может сопровождаться музыкой.

Игра «Зайки и слоники»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильным и смелым, способствовать повышению самооценки.

Содержание:    Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники».

Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся». Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбегаются и прячутся. А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждаются, кем им больше понравилось быть и почему.

 

Второй цикл

Занятие 4:

Игра «Гусеница».

Цель: формирование чувства доверия.

Содержание: Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Игра «Шалтай-болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Содержание: Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

Игра «Штанга» (1).

Цель: расслабить мышцы спины.

Содержание: Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.

 

Занятие 5:

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Содержание: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается.

Замечания: 1. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.

                    2. Необходимо, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.

Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Содержание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

Занятие 6:

Игра «Клеевой дождик»

Цель: формирование чувства доверия.

Содержание: Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что прошел клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться (при условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стульчика, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и тд.).

Игра «Разрывание бумаги»

Цель: снижение напряжения, дать ребенку возможность выразить эмоции.

Содержание: Психолог предлагает детям рвать бумагу. Затем он сам начинает рвать бумагу и бросать в центр комнаты. И просит детей делать тоже самое. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает детям поиграть с кусочками бумаги (можно делать кучки, подбрасывать бумагу вверх, обсыпать друг друга).

Игра «Сосулька» (повтор игры)

Цель: расслабить мышцы рук.

Содержание: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь весит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это «Сосулька». Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. И так, репетируем.… А теперь выступаем. Здорово получилось! 

Третий цикл

Занятие 7:

Игра «Нарисуй свой страх»

Цель: снятие страхов, тревоги.

Содержание: Дети рассаживаются за столами. Психолог предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок. А затем детям предлагается скомкать бумагу и выбросить в мусорное ведро и расстаться со своим страхом.

Игра «Штанга» (2).

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

Содержание: Давайте возьмем штангу, и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы.

Упражнение можно выполнять несколько раз.

 

Занятие 8:

Игра «Злая фея»

Цель: помочь детям преодолеть зажатость, дать возможность проявить свою индивидуальность.

Содержание: Детям предлагается продолжение сюжета о двух братьях.

«Жили себе Бом и Минь и бед не знали (психолог показывает, как братья веселились, играли, и просит детей повторить).

Как вдруг в их стране появилась злая фея (психолог изображает злую фею, просит детей повторить). Она заманила обманом принцессу и заточила у себя в замке. Бом и Минь сели на своих коней и отправились выручать принцессу (психолог показывает, как братья садятся на коней и скачут на выручку принцессе; просит детей повторить).

Приехали они к замку, как вдруг на них набросилась злая-презлая огромная собака, которая охраняла замок (психолог изображает злую собаку, просит ребенка повторить). Минь очень испугался (психолог показывает, как испугался Минь; просит детей повторить), но тут опять появился Добрый волшебник…»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

-        Что произошло дальше?

-        Что сделал Бом?

-        Что сделал Минь?

Игра «Шалтай-болтай» (повтор игры)

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Содержание: Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

 

 

Занятие 9:

Игра «Красивое имя»

Цель: повысить уровень самопринятия.

Содержание: Психолог ярким фломастером на отдельных листах пишет имена детей. При этом каждый ребенок обязательно четко читает и обводит написанное имя пальцем. Затем детям предлагается рисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось ярко и красиво.

Игра «Испуганный ежик»

Цель: формирование чувства доверия.

Содержание: Психолог делит детей на пары. Затем говорит, что один из детей будет ежиком, которого напугала собака, другой будет его успокаивать. После того, как ежики раскроются, дети меняются ролями.

 

Занятие 10:

Игра «Волшебный стул».

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Содержание: Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул». Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно по очереди сказать что-то хорошее о короле.

Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста