Тревожность в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая по тревожности в дошк. возр. 3835.docx

— 99.92 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

    1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6

1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12

1.3. Тревожность  в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Методы и  методики изучения тревожности  у дошкольников….….22

2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32

2.3. Уровень тревожности  у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43 
 
 
 

     Введение

     Психическое развитие личности протекает в основном в детском возрасте и связано  с непосредственным воздействием со стороны окружающих. Особо значимым является взаимодействие ребенка с  родителями или теми взрослыми, которые  его воспитывают. Необходимо знать  особенности эмоциональной сферы  детей для того, чтобы верно  реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или  поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

     Современные дети достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью. Большое количество исследователей занимаются проблемой тревожности. Анализ исследований различных авторов  позволяет рассматривать факторы  проявления детской тревожности  как, с одной стороны врожденную, психодинамическую характеристику (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов) и, с другой стороны, как условие и результат  социализации (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, К. Хорни). Другими словами, причины  тревожности кроются как в  природных, так и в социальных факторах развития психики ребенка.

     Актуальность  проблемы исследования. Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе рассматривается один из малоисследованных ее аспектов - вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей дошкольного возраста.

     Цели  исследования:

- описать  сущность понятия тревожности,

- выявить  причины формирования и следствия  детской тревожности в дошкольном  возрасте, как для большего понимания  сути данного явления, так и  для оценки возрастных закономерностей  развития эмоционально-личностной  сферы ребенка,

- предложить  систему психодиагностических методик  по изучению уровня детской  тревожности

     Объект  исследования:

     Динамика  тревожности детей дошкольного  возраста, индивидуальные формы ее проявления

     Предмет исследования:

     Источники, причины, особенности проявления тревожности  у детей, посещающих дошкольные учреждения.

     Гипотеза  исследования:

     В дошкольном возрасте высокий уровень  тревожности встречается чаще у  мальчиков, чем у девочек.

     Задачи  исследования:

     1. Провести теоретический анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме детской тревожности  и выявления ее у дошкольников

     2. Изучить факторы, оказывающие  влияние на формирование детской  тревожности

     3. Описать систему психодиагностических  методик по определению уровня  тревожности детей дошкольного  возраста.

     4. Экспериментально изучить особенности  проявления тревожности у дошкольников  с учетом половозрастных различий.

     Методы  исследования:

     1. Теоретический анализ генезиса  детской тревожности.

     2. «Тест тревожности» 

     3. Использование методов математической статистики для анализа полученных результатов.

     Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования:

     В данном исследовании обобщены и систематизированы  разнообразные критерии показателей  проявления тревожности у детей, систематизированы факторы, влияющие на возникновение тревожности у  детей, посещающих дошкольные образовательные  учреждения; проанализированы особенности  проявлений тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий; предложена система психодиагностических методик по изучению тревожности.

     Полученные  данные могут быть использованы в  практике дошкольного воспитания и  обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению детской тревожности, интерпретация их результатов позволяют  получить достоверную информацию об уровне тревожности ребенка дошкольного  возраста, а также дать оценку его  эмоционально-личностному состоянию.

     Данная  курсовая работа состоит двух глав, введения, заключения и библиографического списка. Глава I содержит теоретические аспекты изучения тревожности в психологии. В главе II представлено диагностическое исследование уровня тревожности у мальчиков и девочек.

Теоретические аспекты изучения тревожности в  психологии

Основные  подходы в изучении тревожности в  зарубежной и отечественной  литературе

 

     Слово «тревога» было известно в русском  языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже  появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее  объяснение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным  переживаниям состояния тревоги, а  также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью  нервных процессов» [11].

     В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога»  и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это  эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость  во рту, ком в горле, слабость в  ногах [8]. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др [22].

     А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности”. [6].

     Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

     По  определению Р.С. Немова: “Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое  свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических  социальных ситуациях”.

     Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что “широкое распространение получило в последние годы использование  в психологических исследованиях  дифференцированного определения  двух видов тревожности: тревожность  характера и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом.

      По  определению А.В. Петровского: “Тревожность - склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность  обычно повышена при нервно-психических  и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся  субъективным проявлением неблагополучия личности”.

     Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический  термин, который описывают как  определенное состояние индивидов  в ограниченный момент времени, так  и устойчивое свойство любого человека. Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга  человека, обуславливающими постоянно  повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [1].

     Подход  к объяснению склонности к тревоге  с точки зрения физиологических  особенностей свойств нервной системы  мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории И.П. Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

      Данные  Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с  силой нервной системы. Высказанные  им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной  системы, нашло экспериментальное  подтверждение в исследованиях  В. Д. Небылицина. Он делает предположение  о более высоком уровне тревожности  со слабым типом нервной системы.

     Рассмотрим  основные подходы в изучении тревожности  в зарубежной психологии.

     Основатель  психоанализа З. Фрейд утверждал, что  человек имеет несколько врожденных влечений - инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд  считал, что столкновение биологических  влечений с социальными запретами  порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются  на запреты цивилизации, и человек  вынужден маскировать и подавлять  свои влечения. Драма психической  жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд  видит в сублимировании “либидиозной энергии”, то есть в направлении  энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная  сублимация освобождает человека от тревожности [17].

     Стремясь  к превосходству, индивид вырабатывает “способ жизни”, линию жизни  и поведения. Уже к 4-5 годам у  ребенка может появиться чувство  неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

     А. Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению  у ребенка неправильной позиции  и стиля жизни. Эти условия  следующие:

     Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто  не отвлечет, не заинтересует другими  людьми. Сравнение себя с другими  приводит этих детей к чувству  неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться  благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается  в трудных ситуациях, где такой  ребенок будет себя чувствовать  хуже, чем обычный ребенок.

     К таким же результатам может привести и избалованность. Легко доступное  превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта  общения и помощи людям, заботы о  них. Единственный способ реакции на трудность - требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.    

     Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское  сотрудничество. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как  не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому  и в свои силы. Он не верит, что  может заслужить любовь и высокую  оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта  любви к другим, потому что его  не любят, и он платит враждебностью. Отсюда - необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

     В теории К. Хорни главные источники  тревоги являются результатом неправильных человеческих отношений. К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

     С. Салливен известен как создатель  “межличностной теории”. Ученый считает, что ребенок с первого дня  рождения вступает во взаимоотношение  с людьми и в первую очередь  с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено  межличностными отношениями. Так, у  человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом  межличностных  отношений.

Информация о работе Тревожность в дошкольном возрасте