Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 06:40, контрольная работа
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.
Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен уменьшить или увеличить свои теплопотери. Эта способность в основном сводится к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже в свою очередь обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться в просвете (диаметре).
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Сущность понятия закаливания…………………………………………………...5
2. Принципы закаливания…………………………………………………………….7
3. Методы закаливания (традиционные, нетрадиционные)………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….......13
Литература…………………………………………………………………
Государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
Контрольная работа по
ПМ. 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление
здоровья ребёнка и его физического развития»
МДК.01. 02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
Тема: «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия закаливания…………………………………………………
2. Принципы
закаливания…………………………………………………
3. Методы закаливания (традиционные, нетрадиционные)………………………...9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Организм человека непрерывно подвергается
разнообразному воздействию внешней среды
(солнечная радиация, химический состав
атмосферного воздуха и его физические
свойства, вода и др.). Из всех факторов
внешней среды наиболее длительное, по
существу непрерывное воздействие на
организм оказывают воздушная среда, солнечная
радиация и вода.
Приспосабливаясь к сложному воздействию
всех перечисленных внешних условий, организм
способен уменьшить или увеличить свои
теплопотери. Эта способность в основном
сводится к увеличению или уменьшению
количества крови, притекающей к кожным
покровам. Больший или меньший приток
крови к коже в свою очередь обусловлен
способностью кожных капилляров сужаться
или расширяться в просвете (диаметре).
Сужение и расширение
кожных капилляров осуществляется мышцами
капилляров. В ответ на получаемые извне
холодовые и тепловые раздражения из центральной
нервной системы к кожным капиллярам по
сосудосуживающим и сосудорасширяющим
(сосудодвигательным) нервам направляются
соответствующие импульсы. В результате
кровенаполнение кожи либо увеличивается
и она отдает больше тепла в окружающую
среду, либо уменьшается и теплоотдача
понижается.
Чем моложе ребенок, тем хуже проходят
в его организме процессы терморегуляции,
тем быстрее, при неблагоприятных условиях
среды, он может переохладиться или перегреться.
Это объясняется тем, что у детей поверхность
кожи относительно массы тела (на 1 кг)
больше, кожа, в частности ее роговой слой,
тоньше, а просвет кожных капилляров шире,
нежели у взрослых людей. При этом в связи
с малой приспособленностью детей младшего
возраста передача раздражений к центрам
и ответная реакция у них протекают замедленно
и не в полную меру. Их организм часто не
успевает быстро отреагировать и защитить
себя от холода или жары. Поэтому маленьких
детей приходится искусственно ограждать
как от воздействия холода, так и от перегревания
в целях предупреждения у них различных
заболеваний.
Закаливание в преддошкольном
и дошкольном возрасте следует рассматривать
как важнейшую составную часть физического
воспитания детей. Лучшими средствами
закаливания являются естественные силы
природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают
повышение сопротивляемости организма
главным образом низким температурам,
поскольку в возникновении ряда заболеваний
играет важную роль охлаждение организма
(болезни верхних дыхательных путей, воспаление
легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания — выработать
способность организма быстро изменять
работу органов и систем в связи с постоянно
меняющейся внешней средой. Способность
организма приспосабливаться к определенным
условиям внешней среды вырабатывается
многократным повторением воздействия
того или иного фактора (холода, тепла
и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.
В процессе закаливания
в организме ребенка происходят весьма
сложные изменения. Клетки покровов тела
и слизистых оболочек, нервные окончания
и связанные с ними нервные центры начинают
быстрее и целесообразнее реагировать
на изменения окружающей среды. Все физиологические
процессы в тканях и органах, в том числе
расширение и сокращение кровеносных
сосудов, протекают экономнее, быстрее
и совершеннее. Кроме того, окрепшие под
влиянием закаливания кожа и слизистые
оболочки становятся менее чувствительными
и проницаемыми для ряда болезнетворных
микробов и их ядов, а способность организма
к борьбе с уже проникшими в него микробами
возрастает.
В результате закаливания
ребенок становится менее восприимчивым
не только к резким изменениям температуры
и простудным заболеваниям, но и к другим
инфекционным болезням. Закаленные дети
обладают хорошим здоровьем, аппетитом,
спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью,
жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Однако всех этих результатов можно добиться
лишь при правильном выполнении закаливающих
процедур.
1. Сущность понятия закаливания.
Нельзя успешно противостоять утомлению, не утомляясь, научиться поднимать тяжести, не поднимая их, противостоять жаре или холоду, не подвергаясь их воздействию. Человек научился защищаться от внешних температур, создав специальные жилища и одежду, внедрив различные технические средства. Но вот парадокс: научившись защищать себя от холода, человек стал чрезвычайно чувствительным к нему. Его организм как бы разучился самостоятельно противостоять охлаждению, мобилизовать те защитные силы, которые обеспечивают постоянство температуры тела.
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.
Биологической основой всякого тренировочного процесса, в том числе и закаливания, является адаптация к воздействующим нагрузкам, в основном кумулятивная адаптация. Она характеризуется приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения внешних воздействий.
Приспособительные изменения, происходящие в организме ребенка в процессе закаливания, проходят две стадии: переходную и стационарную. В первой стадии происходит собственно процесс адаптации (закаливание), во второй – достигается состояние адаптации (закаленность), и, если на организм не будет оказано новых воздействий или величина нагрузок будет недостаточной, начнется процесс реадаптации, постепенного возврата всех систем организма к начальному уровню функционирования.
Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки. Закаленность специфична, так как определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию закаливающего фактора (при воздействии холодом – к холоду, теплом – к теплу).
При резких перепадах, но коротких по продолжительности Холодовых воздействиях (моржевание, хождение босиком по снегу, обливание на морозе и пр.) развивается стереотип устойчивости именно к таким воздействиям, т. е. сильным и ограниченным по времени термическим изменениям, а не к замедленным, наиболее часто встречающимся в повседневной жизни. Явление переноса адаптации здесь не отмечается, в то время как при закаливании слабыми раздражителями происходит повышение устойчивости и к сильным охлаждениям. Эффект переноса адаптации, таким образом, является односторонним.
Механизм данного эффекта пока не ясен. Предполагается, что слабые холодовые раздражители обладают особым информационным свойством. Учитывая их большое разнообразие, воздействующее на человека в повседневной жизни, нельзя ждать адекватного ответа организма на каждое из этих воздействий: организм попросту не выдержал бы такого напряжения смены уровня протекания обменных процессов. Однако эти раздражения не проходят бесследно для организма. Их анализ проводится в центральной нервной системе и закрепляется в памяти, чтобы соответствующе отреагировать на возможное в будущем повторение аналогичного или более сильного воздействия. Таким путем может накапливаться информация и происходить тренировка физиологических механизмов терморегуляции – информационная форма закаливания. Возможно, слабые раздражители способны восстанавливать в генетической памяти следы имевших место в эволюционном прошлом воздействий и реакций на них.
Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта.
Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Именно в раннем и дошкольном возрасте закаливание приобретает особое значение.
2.Принципы закаливания
Чтобы получить положительные
результаты от применения закаливающих
процедур, необходимо соблюдать основные
принципы:
1. Постепенность увеличения дозировки
раздражителя. Постепенность заключается,
прежде всего, в том, что первые закаливающие
процедуры должны как по своей силе, так
и по длительности вызывать минимальные
изменения в организме, и лишь по мере
привыкания к данному раздражителю их
можно осторожно усиливать. Закаливание
лучше начинать в летнее время года, когда
температура воздуха выше, чем в другие
сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
2. Последовательность применения
закаливающих процедур. К водным процедурам
и солнечным ваннам можно переходить после
того, как ребенок привык к воздушным ваннам,
вызывающим меньшие изменения в организме;
к обливанию не допускать детей прежде,
чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию
в открытых водоемах — раньше, чем с ними
не проведены обливания.
3. Систематичность начатых процедур.
Нельзя прерывать закаливающие процедуры
без серьезных к тому оснований, так как
при этом исчезают те приспособительные
изменения, или «механизмы», которые вырабатываются
в организме в процессе закаливания, и
тем самым чувствительность его к внешнему
раздражителю снова повышается.
4. Комплексность. Специальные закаливающие
процедуры не дают нужных результатов,
если они не сочетаются с мероприятиями
в повседневной жизни ребенка, направленными
на укрепление его организма (прогулки
на свежем воздухе, утренняя гимнастика,
регулярное проветривание помещений и
т. д.), и если они не проводятся комплексно.
Так, воздушные ванны желательно сочетать
с подвижными играми, физическими упражнениями
и физической работой. Эти виды деятельности
сопровождаются активными движениями,
вызывающими потребность в глубоком дыхании,
при котором площадь слизистых оболочек
дыхательных путей, соприкасающаяся с
воздухом, увеличивается. Кроме того, при
движениях усиливается теплообразование,
предупреждающее в прохладную погоду
организм от переохлаждения. После того
как ребенок привыкнет к воздушным ваннам,
хорошо их объединить с солнечными и водными
процедурами, а в летнее время — с купанием.
5. Учет индивидуальных особенностей
ребенка. Прежде чем начать закаливание,
необходимо тщательно изучить физическое
и психическое развитие каждого ребенка.
На основании данных медицинского обследования,
педагогических наблюдений, сведений,
полученных от родителей, воспитатель
составляет характеристику ребенка. При
проведении закаливающих мероприятий
в детских учреждениях всех детей по состоянию
их здоровья делят на 3 группы.
Первая группа — практически здоровые
дети, с которыми можно проводить полный
комплекс закаливающих процедур.
Вторая группа — дети,
с которыми закаливающие процедуры проводятся
ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные
к частым катарам верхних дыхательных
путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.
Третья группа — дети,
которым в условиях массового проведения
закаливающие мероприятия противопоказаны
(имеющие острые или хронические воспалительные
процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты
и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными
заболеваниями).
6. Активное и положительное отношение
детей к закаливающим процедурам. Результаты
закаливания во многом зависят от того,
как относятся к нему дети. Страх перед
процедурами и тем более насильственное
их проведение не будут способствовать
положительному воздействию их на организм.
Важно так продумать и организовать проведение
процедур, чтобы они вызывали у детей положительные
эмоции.
В начале процедур на
каждого ребенка заводят специальную
карту, в которую воспитатель ежедневно
заносит дату, температуру воздуха, воды,
продолжительность процедуры, а также
реакцию на нее ребенка.
Хороший сон, нормальный
аппетит, бодрое настроение детей, а в
дальнейшем улучшение их физического
развития и здоровья будут свидетельствовать
о положительном действии закаливающих
процедур.
3.Методы закаливания (традиционные, нетрадиционные).
Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять гимнастические упражнения. Через 10-12 дней после начала закаливания можно начинать хождение по полу босиком, затем присоединяются водные процедуры (обтирания, обливания, душ и т.д.). Если возникает ощущение озноба, следует прекратить процедуру, либо увеличить двигательную активность. Хорошо помогает при появлении озноба растирание сухим полотенцем. Важно, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе и чтобы помещения, в которых они находятся, всегда хорошо проветривались. Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка. Прием ребенка в детский сад ежедневно проводится на улице, если на улице нет сильного ветра и дождя. За это время дети играют в спокойные игры на участке, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, проводятся наблюдения за природой, беседы. Утренняя гимнастика также проводится на улице (за исключением зимы, ненастной погоды – в хорошо проветриваемом помещении, в облегченной одежде). Когда на улице тепло, то снимаем куртки, шапки, перчатки, расстегиваем пояса, развязываем шарфы. Во время проведения гимнастики на улице особое внимание уделяем правильному дыханию. Придя с прогулки, дети обязательно переодеваются (в зависимости от температуры воздуха в групповой комнате дети одевают облегченную одежду). Эти переодевания способствуют закаливанию организма детей. Дети не перегреваются в помещении.
Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.
Во время одевания на прогулку, следим, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подборе подвижных игр с чередованием малоподвижных игр, проведении гимнастических упражнений, направленных на развитие двигательной активности, организованная трудовая деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организация сюжетно – ролевых игр, проведение индивидуальной работы с детьми с учетом возрастных особенностей).