Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………
Мы видим, что если до эксперимента показатели высокого уровня тревожности в экспериментальной группе составляли 77,7 %, то после проведения эксперимента они изменились и составили 61,1 %, т. е. показатели высокого уровня тревожности снизились. И как следствие этого возросли результаты среднего и низкого уровня тревожности.
До эксперимента средний уровень тревожности был 16, 7 %, после эксперимента стал 27, 8 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента составлял 5,6 %, после проведения эксперимента составил 11,1 %;
Итак, до применения коррекционной программы показатели большего количества детей соответствовали высокому уровню тревожности, после ее применения наблюдался рост среднего и низкого уровней тревожности. Показатели уровня тревожности в контрольной группе остались прежними.
На основе наблюдений и беседы с родителями можно отметить, что дети этой группы показали некоторые изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим.
Они стали более самостоятельными, активными, решительными, и менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности.
Хотя у детей пока отсутствует внутренний источник оценки, и они все еще ориентированы на реакцию окружающих, теперь у этих детей нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов деятельности.
Результаты опроса родителей после проведения эксперимента в экспериментальной группе также изменились, они представлены в таблице 6.
Таблица 6
Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа).
Уровень тревожности
|
Группы испытуемых
| |
Экспериментальная |
Контрольная | |
Высокий
|
55, 6 %
|
70 %
|
Средний
|
33,3 %
|
25 %
|
Низкий |
11,1 % |
5 % |
До применения программы коррекции 66,6 % родителей набрали то количество баллов, которое соответствует высокому уровню тревожности, а после применения программы эта цифра составила 55,6 %; Мы также можем констатировать факт роста показателей среднего и низкого уровня тревожности. Средний уровень тревожности до эксперимента – 27,8 %; после эксперимента – 33,3 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента – 5,6 %; после эксперимента – 5 %; В контрольной группе видимых изменений не произошло. Эти данные подтверждают успешность использования игротерапии в работе с тревожными детьми.
После применения программы коррекции в экспериментальной группе, показатели уровня тревожности, по результаты проведенного теста с детьми и по данным опроса родителей, изменились в лучшую сторону.
Таким образом, наше предположение о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности игротерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников. Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ психокоррекции с использованием игры является весьма ценным.
На основе вышесказанного мы сделали некоторые выводы:
Мы предлагаем ряд рекомендаций по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей. и считаем, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении с детьми.
а) Рекомендации родителям по профилактике тревожности.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
4. Необходимо ежедневно отмечать успехи вашего ребенка, сообщая о них в его присутствии, другим членам семьи.
5. Полезно снизить количество замечаний.
6. Ласковые прикосновения помогут ребенку обрести чувство уверенности.
7. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
б) Рекомендации для родителей по преодолению тревожности.
2. Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожные ситуации.
3. Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать …….).
4. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
5. Если ребенка не удается вызвать на разговор, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним.
6. Будьте более оптимистичны, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
7. Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
в) Рекомендации для воспитателей по работе с тревожными детьми.
Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении и работе с детьми дошкольного возраста, так как благополучие ребенка во многом зависит от социальной ситуации развития.
Заключение
В современной психологии проблема тревоги и тревожности является одной из наиболее разрабатываемых и сложных. Но, несмотря на это, многочисленные авторы не приходят к единому мнению относительно статуса самого понятия тревожности или точнее явления, которое обозначается им. Тревожность характеризуется двумя видами проявлений: психическими и физическими.
Многие авторы (Л.М. Костина, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, А.М. Прихожан, Т.И. Чиркова и др.) в своих работах отмечают, что высокий уровень тревожности оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья, деятельность и поведение индивида.
Чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой необходима ее ранняя диагностика и коррекция.
Д.Б. Эльконин и А.И. Захаров подчеркивают, что при проведении коррекционной работы следует делать упор на ведущую в данном возрасте деятельность. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить то, что переживает.
В то же время игра для ребенка – это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень
далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.
В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С того момента берет свое начало такое направление психотерапии, как игротерапия. Игротерапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игротерапии. Но в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой, этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми. Игротерапия успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и с меньшей тревогой.
Теоретической основой изучения темы в нашем исследовании стали работы следующих авторов А.А.Осиповой, Л.М. Костиной, В.Г. Бурменской, Р.С. Немова, Г.А. Урунтаевой, А.И.Захарова и других.
Анализ научной литературы показывает, что проблема детской тревожности и ее коррекция в настоящее время остается весьма актуальной.
Цель нашей работы исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста. Для того чтобы достичь цели исследования мы поставили ряд задач. Поставленные задачи решались следующим образом:
При исследовании использовались такие методы как наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В качестве испытуемых привлекались дети муниципальных дошкольных образовательных учреждений села Маймы, Республики Алтай.
Наше исследование проходило в 3 этапа:
В результате своего исследования, мы, выявили, что в процессе формирующего эксперимента в экспериментальной группе, после психотерапевтического воздействия, уровень тревожности снизился по сравнению с контрольной группой.
Можно сделать вывод о гармонизирующем, коррекционном влиянии игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста, на психическое состояние в целом.
Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста