Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа

Описание работы

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48


Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста..doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Таким образом, наше предположение,  о том, что если в качестве  метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.

 

 

Литература

 

1.     Альманах психологических тестов. – М., 2005 г.

2.     Аникеева М.П. Воспитание игрой. – М., 1987 г.

3.     Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск, 2000 г.

4.     Батаршев А.В. Темперамент и характер. – М., 2001 г.

5.     Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990 г.

6.     Бурменская В.Г. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков. – М., 2001 г.

7.     Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976 г.

8.     Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001 г.

9.     Детский практический психолог: Программы и методические материалы // Под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. – М., 2001 г.

10.                       Дьяченко О.М. Психология детства. – М., 1984 г.

11.                       Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000 г.

12.                         Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997 г.

13.                       Заньковский В.В. Психология детства. – М., 1996 г.

14.                       Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 1999 г.

15.                       Изард К.Э. Эмоции человека. – М., 1980 г.

16.                       Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997 г.

17.                       Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – М., 2000 г.

18.                       Кравцова Н. Тревожные дети.// Школьный психолог.–2003 г. - №19,с 6.

19.                       Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2002 г.

20.                       Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990 г.

21.                       Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994 г.

22.                       Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. – М., 2002 г.

23.                       Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001 г.

24.                       Марцинковская Т.Д.  Детская практическая психология. – М., 2000 г.

25.                       Миллер С. Психология игры. – СПб., 1999 г.

26.                       Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2003 г.

27.                       Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1996 г.

28.                       Немов Р.С. Психология. – М., 2001 г. – кн. 1.

29.                       Немов Р.С. Психология. – М., 2001 г. – кн. 3.

30.                       Никольская Н.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2001 г.

31.                       Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.– М.,2004 г

32.                       Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2001 г.

33.                       Основы психологии семьи и семейного консультирования. // Под ред. Посысоева Н.Н.  – М., 2004 г.

34.                       Педагогика здоровья. – М., 1990 г.

35.                       Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000 г.

36.                       Прихожан А.М. Предвосхищающая эмоция. // Школьный психолог. – 2004 г. - №8, с 18.

37.                       Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Под ред. Дубровиной А.Н. – М, 1998 г.

38.                       Психология (словарь).// Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990 г.

39.                       Психологические тесты. – М., 2003 г.

40.                       Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2002 г.

41.                       Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. – М., 2003 г.

42.                       Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1987 г.

43.                       Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия.// Школьный психолог. – 2004 г. - №8,  - с 2 – 3.

44.                       Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 1997 г.

45.                       Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001 г.

46.                       Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М., 2002 г.

47.                       Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988 г.

48.                       Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.., 2001 г.

49.                       Экслайн В. Игровая терапия в действии. – М., 2003 г.

50.                       Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Приложение 1

 

Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммпл, М. Дорки, В. Амен).

                                                                         

Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

Психодиагностический материал представлен серией рисунков размером 8,5 на 11 см. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Каждый рисунок выполнен в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с мате­рью, которая везет коляску с младенцем).

Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кро­ватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговари­вает ребенку за что-то).

Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одино­честве).

Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).

Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).

Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).

Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке. Показав ребенку рисунок, психолог дает инструкцию следующего содержания:

1.  Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у
ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2.  Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет
у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3.  Объект агрессии.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное?»

4.  Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое? Он (она) одевается».

5.  Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими
детьми».

6.  Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7.  Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8.  Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?»

9.  Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».

10.   Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: печальное или веселое?»

11.   Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12.   Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?»

13.   Ребенок с родителями.  «Как ты думаешь,  какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и па­
пой».

14.   Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо».

 

Имя ребенка:                                             Возраст ребенка:

Дата проведения обследования:

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребенка

 

 

Выбор лица

весёлое

печальное

1.

2.

.

.

.

.

.

.

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Приложение 2

 

 

Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

 

Инструкция: Вам предложен опросник, который состоит из 20 утверждений. Каждое утверждение является признаком тревожности. Необходимо напротив каждого утверждения поставить знак «+» (если вы согласны с утверждением) и знак «-» (если вы не согласны с утверждением).

 

Признаки тревожности

Ребенок:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

 

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15 – 20 баллов.

Средняя тревожность - 7 – 14 баллов.

Низкая тревожность - 1 – 6 баллов.

 

                                                                             Приложение 3

 

Программа коррекции тревожности методом директивной игротерапии «От сердца к сердцу».

 

Цель программы – снижение уровня тревожности дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

 

Тематический план программы «От сердца к сердцу».

(продолжительность занятий не должна превышать 30 мин.)

Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста