Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………
Таким образом, наше предположение, о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.
Литература
1. Альманах психологических тестов. – М., 2005 г.
2. Аникеева М.П. Воспитание игрой. – М., 1987 г.
3. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск, 2000 г.
4. Батаршев А.В. Темперамент и характер. – М., 2001 г.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990 г.
6. Бурменская В.Г. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков. – М., 2001 г.
7. Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976 г.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001 г.
9. Детский практический психолог: Программы и методические материалы // Под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. – М., 2001 г.
10. Дьяченко О.М. Психология детства. – М., 1984 г.
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000 г.
12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997 г.
13. Заньковский В.В. Психология детства. – М., 1996 г.
14. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 1999 г.
15. Изард К.Э. Эмоции человека. – М., 1980 г.
16. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997 г.
17. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – М., 2000 г.
18. Кравцова Н. Тревожные дети.// Школьный психолог.–2003 г. - №19,с 6.
19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2002 г.
20. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990 г.
21. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994 г.
22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. – М., 2002 г.
23. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001 г.
24. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 2000 г.
25. Миллер С. Психология игры. – СПб., 1999 г.
26. Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2003 г.
27. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1996 г.
28. Немов Р.С. Психология. – М., 2001 г. – кн. 1.
29. Немов Р.С. Психология. – М., 2001 г. – кн. 3.
30. Никольская Н.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2001 г.
31. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.– М.,2004 г
32. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2001 г.
33. Основы психологии семьи и семейного консультирования. // Под ред. Посысоева Н.Н. – М., 2004 г.
34. Педагогика здоровья. – М., 1990 г.
35. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000 г.
36. Прихожан А.М. Предвосхищающая эмоция. // Школьный психолог. – 2004 г. - №8, с 18.
37. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Под ред. Дубровиной А.Н. – М, 1998 г.
38. Психология (словарь).// Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990 г.
39. Психологические тесты. – М., 2003 г.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2002 г.
41. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. – М., 2003 г.
42. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1987 г.
43. Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия.// Школьный психолог. – 2004 г. - №8, - с 2 – 3.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 1997 г.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001 г.
46. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М., 2002 г.
47. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988 г.
48. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.., 2001 г.
49. Экслайн В. Игровая терапия в действии. – М., 2003 г.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999 г.
Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммпл, М. Дорки, В. Амен).
Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Психодиагностический материал представлен серией рисунков размером 8,5 на 11 см. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Каждый рисунок выполнен в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми).
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).
Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке. Показав ребенку рисунок, психолог дает инструкцию следующего содержания:
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у
ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет
у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими
детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: печальное или веселое?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и па
пой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо».
Имя ребенка: Дата проведения обследования: | |||
Данные обследования | |||
Номер и содержание рисунка | Высказывание ребенка
|
Выбор лица | |
весёлое | печальное | ||
1. 2. . . . . . . 14. |
|
|
|
Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Инструкция: Вам предложен опросник, который состоит из 20 утверждений. Каждое утверждение является признаком тревожности. Необходимо напротив каждого утверждения поставить знак «+» (если вы согласны с утверждением) и знак «-» (если вы не согласны с утверждением).
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15 – 20 баллов.
Средняя тревожность - 7 – 14 баллов.
Низкая тревожность - 1 – 6 баллов.
Программа коррекции тревожности методом директивной игротерапии «От сердца к сердцу».
Цель программы – снижение уровня тревожности дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Тематический план программы «От сердца к сердцу».
(продолжительность занятий не должна превышать 30 мин.)
Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста