Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………
Как видно из данных таблиц низкий уровень тревожности в контрольной группе составил 10 % от общего количества дошкольников, а в экспериментальной группе – всего 5, 6 % от общего количества дошкольников. Результаты по среднему уровню тревожности следующие: контрольная группа – 15 %; экспериментальная группа – 16, 7 %; Оставшиеся 75 % в контрольной группе и 77, 7 % в экспериментальной группе соответствуют высокому уровню тревожности.
Эти данные свидетельствуют о достаточно большом количестве высокотревожных детей в дошкольных образовательных учреждениях села Маймы Республики Алтай
Кроме этого мы провели качественный анализ тестирования. Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи.
В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».
Такие ответы детей свидетельствуют о нарушении их эмоционального состояния, о наличии тревожности. Одной из причин тревожности является проблема взаимоотношений с взрослыми. Часто родители, воспитатели предъявляют к ребенку неадекватные требования и, причем сами этого не замечают. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. А это мешает его общению не только с взрослыми, но и с детьми. Фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.
Дополнительно к методике «Выбери нужное лицо», для выявления количества тревожных детей, мы использовали опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева и Т.И. Титаренко. С помощью специальных бланков на родительских собраниях мы провели опрос родителей. Затем бланки были обработаны и мы получили следующие результаты.
В экспериментальной группе количество родителей, которые набрали от 15 до 20 баллов (высокий уровень тревожности) составило 12 человек; от 7 до 14 баллов (средний уровень тревожности) – 5 человек; от 1 до 6 баллов (низкий уровень тревожности) – 1 человек; В контрольной группе – от 15 до 20 баллов – 14 человек (высокий уровень тревожности); от 7 до 14 баллов – 5 человек (средний уровень тревожности); от 1 до 6 баллов – 1 человек (низкий уровень тревожности);
В процентном соотношении это представлено в таблице 3.
Таблица 3
Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа).
Уровень тревожности
|
Группы испытуемых
| |
Экспериментальная |
Контрольная | |
Высокий
|
66, 6 %
|
70 %
|
Средний
|
27, 8 %
|
25 %
|
Низкий |
5,6 % |
5 % |
Таким образом, по данным опроса родителей, самые высокие показатели соответствуют высокому уровню тревожности. В экспериментальной группе они составили 66, 6 %; в контрольной группе – 70 %; Средний уровень тревожности, как показано в таблице 4, в экспериментальной группе составил 27, 8 %; в контрольной группе - 25 %; Показатели низкого уровня тревожности в экспериментальной группе – 5,6 %; в контрольной группе – 5 %;
Данные проведенного теста с детьми и опроса родителей практически совпадают и позволяют сделать вывод, что фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической поддержке.
Т.И.Чиркова предлагает ряд рекомендаций для работы по снижению тревожности у ребенка. Она считает, что необходимо помнить и учитывать некоторые условия и закономерности возникновения тревожности.
1. Уровень тревожности возрастает в новом виде деятельности, там, где еще нет прочных знаний, умений и навыков. Следовательно, работу надо вести не по снятию тревожности, а по формированию знаний, умений. Тревожность при этом снизится сама как следствие овладения ребенком средствами деятельности.
2. При снятии тревожности нужно помнить, что только активная деятельность самого ребенка, организованная взрослыми и в начале совместная, а затем самостоятельная может снять чувство повышенной тревоги.
При проведении экспериментального исследования мы опирались на данные рекомендации, так как процесс коррекции требует предварительной осведомленности об условиях и закономерностях возникновения тревожности.
Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции высокого уровня тревожности не вызывает сомнений.
В целях более успешного проведения коррекционной работы из 18 испытуемых экспериментальной группы было создано 3 подгруппы по 6 человек (А, Б и В). Занятия в подгруппах проходили в одни и те же дни, но в разное время.
Как уже отмечалось в 1 параграфе 2 главы, в качестве программы коррекции тревожности мы использовали программу директивной игротерапии «От сердца к сердцу».
В самом начале занятий первого цикла дети вели себя очень осторожно, оглядывались по сторонам. Они испытывали страх и тревогу перед новым человеком. На данном этапе необходимо эмоциональное принятие, одобрение и поддержка каждому ребенку со стороны психолога. Этому способствуют игры на знакомство, на установление позитивно – эмоционального контакта. На третьем занятии стали намного смелее, с удовольствием играли в предложенные психологом игры.
На занятиях второго цикла дети вели себя значительно раскованней. На этом этапе дети, чувствуя себя в безопасности, стремились проявить индивидуальность, самоутвердиться.
На наш взгляд третий цикл занятий для детей был наиболее легким, так как они преодолели стеснение и зажатость, а этому способствовали игры на снятие мышечного напряжения, которые проводились на протяжении всех циклов программы. Дети вели себя очень эмоционально, раскованно, обсуждали проблемную ситуацию. В целом данный этап программы прошел успешно.
Можно утверждать, что многие из предложенных в программе игр являются полифункциональными, т. е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать тонизирующий эффект, для третьего – являться уроком коллективных отношений.
2.3.Анализ результатов исследования
После завершения коррекции уровня тревожности у детей методом игротерапии директивного типа в экспериментальной и в контрольной группах нами была проведена повторная диагностика тревожности у детей, т. е. мы повторно провели констатирующий эксперимент.
Данные повторной диагностики по методике «Выбери нужное лицо» представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (экспериментальная группа).
Испытуемый | УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ | |||
№ | Код Ф. И. | высокий | средний | низкий |
1 | Н.А. | 57 % |
|
|
2 | С.О.. | 71 % |
|
|
3 | И.Ж. |
| 28 % |
|
4 | Ц. М. |
| 43 % |
|
5 | О.П | 71 % |
|
|
6 | М.А | 57 % |
|
|
7 | Ш.Д | 64 % |
|
|
8 | С.Л. | 64 % |
|
|
9 | С.Н. |
|
| 14 % |
10 | П.С. |
|
| 14 % |
11 | П.А. | 78 % |
|
|
12 | К.Н. | 57 % |
|
|
13 | К.П. | 64 % |
|
|
14 | Т.Э. |
| 43 % |
|
15
| С.П. |
| 43 %
|
|
16
| Г.В |
| 43 %
|
|
17
| Н.Н. | 78 %
|
|
|
18
| Д.А. | 71 %
|
|
|
Средний результат |
61, 1 %
|
27, 8 %
|
11, 1 %
|
Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (контрольная группа).
Испытуемый | УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ | |||
№ | Код Ф. И. | высокий | средний | низкий |
1 | Г. С. | 85 % |
|
|
2 | П. С. | 57 % |
|
|
3 | О.Л. | 57 % |
|
|
4 | Г.Н. |
| 28 % |
|
5 | О. В. | 64 % |
|
|
6 | К. Г. | 71 % |
|
|
7 | Е. Е. | 85 % |
|
|
8 | Г. Т. | 78 % |
|
|
9 | Т. И.
|
|
| 14 % |
10 | С. Л.
| 64 % |
|
|
11 | С. Н.
| 57 % |
|
|
12 | Б. Е. | 64 % |
|
|
13 | Я. Б. | 71 % |
|
|
14 | Ю. Э.
| 85 % |
|
|
15
| З.Ж |
| 21 %
|
|
16
| Л.В. | 78 %
|
|
|
17
| К.Л | 71 %
|
|
|
18 | Н.М |
|
| 14 % |
19 | Н.Н. | 64 % |
|
|
20
| К.Р. |
| 43 %
|
|
Средний результат |
75 %
|
15 %
|
10 %
|
Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста