Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа

Описание работы

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48


Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста..doc

— 402.00 Кб (Скачать)

 

Как видно из данных таблиц низкий уровень тревожности в контрольной группе составил 10 % от общего количества дошкольников, а в экспериментальной группе – всего 5, 6  % от общего количества дошкольников. Результаты по среднему уровню тревожности следующие: контрольная группа – 15 %; экспериментальная группа – 16, 7 %; Оставшиеся 75 % в контрольной группе и 77, 7 % в экспериментальной группе соответствуют высокому уровню тревожности.

Эти данные свидетельствуют о достаточно большом количестве высокотревожных детей в дошкольных образовательных учреждениях села Маймы Республики Алтай

Кроме этого мы провели качественный анализ тестирования. Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи.

В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».

Такие ответы детей свидетельствуют о нарушении их эмоционального состояния, о наличии тревожности. Одной из причин тревожности является проблема взаимоотношений с взрослыми. Часто родители, воспитатели предъявляют к ребенку неадекватные требования и, причем сами этого не замечают. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. А это мешает его общению не только с взрослыми, но и с детьми. Фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.

Дополнительно к методике «Выбери нужное лицо», для выявления количества тревожных детей, мы использовали опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева и Т.И. Титаренко. С помощью специальных бланков на родительских собраниях мы провели опрос родителей. Затем бланки были обработаны и мы получили следующие результаты.

В экспериментальной группе количество родителей, которые набрали от 15 до 20 баллов (высокий уровень тревожности) составило 12 человек; от 7 до 14 баллов (средний уровень тревожности) – 5 человек; от 1 до 6 баллов (низкий уровень тревожности) – 1 человек; В контрольной группе – от 15 до 20 баллов – 14 человек (высокий уровень тревожности); от 7 до 14 баллов – 5 человек (средний уровень тревожности); от 1 до 6 баллов – 1 человек (низкий уровень тревожности);

В процентном соотношении это представлено в таблице 3.

Таблица 3

Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа).

 

 

 

Уровень тревожности

 

 

Группы испытуемых

 

 

Экспериментальная

 

Контрольная

 

Высокий

 

 

66, 6 %

 

 

70 %

 

 

Средний

 

 

27, 8 %

 

 

25 %

 

 

Низкий

 

5,6 %

 

5 %

 

Таким образом, по данным опроса родителей, самые высокие показатели соответствуют высокому уровню тревожности. В экспериментальной группе они составили 66, 6 %; в контрольной группе – 70 %; Средний уровень тревожности, как показано в таблице 4, в экспериментальной группе составил 27, 8 %; в контрольной группе - 25 %; Показатели низкого уровня тревожности в экспериментальной группе – 5,6 %; в контрольной группе – 5 %;

Данные проведенного теста с детьми и опроса родителей практически совпадают и позволяют сделать вывод, что фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической поддержке.

Т.И.Чиркова предлагает ряд рекомендаций для работы по снижению тревожности у ребенка. Она считает, что необходимо помнить и учитывать некоторые условия и закономерности возникновения тревожности.

1.      Уровень тревожности возрастает в новом виде деятельности, там, где еще нет прочных знаний, умений и навыков. Следовательно, работу надо вести не по снятию тревожности, а по формированию знаний, умений. Тревожность при этом снизится сама как следствие овладения ребенком средствами деятельности.

2.      При снятии тревожности нужно помнить, что только активная деятельность самого ребенка, организованная взрослыми и в начале совместная, а затем самостоятельная может снять чувство повышенной тревоги.

  1. При неправильном отношении к тревожности детей можно уничтожить ее положительные стороны как одного из первичных механизмов саморегуляции, превратить ее в боязливость, робость, нерешительность, неуверенность. Очень важно, чтобы тревожность имела естественные границы и правильно реализовалась. И в тоже время нельзя допускать, чтобы тревожность перерастала в сильное отрицательное чувство.

При проведении экспериментального исследования мы опирались на данные рекомендации, так как процесс коррекции требует предварительной осведомленности об условиях и закономерностях возникновения тревожности.  

Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции высокого уровня тревожности не вызывает сомнений.

В целях более успешного проведения коррекционной работы из 18 испытуемых экспериментальной группы было создано 3 подгруппы  по 6 человек (А, Б и В). Занятия в подгруппах  проходили в одни и те же дни, но в разное время.

Как уже отмечалось в 1 параграфе 2 главы,  в качестве программы коррекции тревожности мы использовали программу директивной игротерапии «От сердца к сердцу».

В самом начале занятий первого цикла дети вели себя очень осторожно, оглядывались по сторонам. Они испытывали страх и тревогу перед новым человеком. На данном этапе необходимо эмоциональное принятие, одобрение и поддержка каждому ребенку со стороны психолога. Этому способствуют игры на знакомство, на установление позитивно – эмоционального контакта. На третьем занятии стали намного смелее, с удовольствием играли в предложенные психологом игры.

На занятиях второго цикла дети вели себя значительно раскованней. На этом этапе дети, чувствуя себя в безопасности, стремились проявить индивидуальность, самоутвердиться.

На наш взгляд третий цикл занятий для детей был наиболее легким, так как они преодолели стеснение и зажатость, а этому способствовали игры на снятие мышечного напряжения, которые проводились на протяжении всех циклов программы. Дети вели себя очень эмоционально, раскованно, обсуждали проблемную ситуацию.  В целом данный этап программы прошел успешно.

Можно утверждать, что многие из предложенных в программе игр являются полифункциональными, т. е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать тонизирующий эффект, для третьего – являться уроком коллективных отношений.

2.3.Анализ результатов исследования

 

После завершения коррекции уровня тревожности у детей методом игротерапии директивного типа в экспериментальной и в контрольной группах нами была проведена повторная диагностика тревожности у детей, т. е. мы повторно провели констатирующий эксперимент.

Данные повторной диагностики по методике «Выбери нужное лицо» представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (экспериментальная группа).

 

Испытуемый

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Код Ф. И.

высокий

средний

низкий

1

Н.А.

57 %

 

 

2

С.О..

71 %

 

 

3

И.Ж.

 

28 %

 

4

Ц. М.

 

43 %

 

5

О.П

71 %

 

 

6

М.А

57 %

 

 

7

Ш.Д

64 %

 

 

8

С.Л.

64 %

 

 

9

С.Н.

 

 

14 %

10

П.С.

 

 

14 %

11

П.А.

78 %

 

 

12

К.Н.

57 %

 

 

13

К.П.

64 %

 

 

14

Т.Э.

 

43 %

 

15

 

С.П.

 

 

43 %

 

 

 

16

 

Г.В

 

 

43 %

 

 

 

17

 

Н.Н.

78 %

 

 

 

 

 

18

 

Д.А.

71 %

 

 

 

 

 

Средний результат

 

61, 1 %

 

 

27, 8 %

 

 

11, 1 %

 

 

 

Таблица 5

Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (контрольная группа).

 

Испытуемый

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Код Ф. И.

высокий

средний

низкий

1

Г. С.

85 %

 

 

2

П. С.

57 %

 

 

3

О.Л.

57 %

 

 

4

Г.Н.

 

28 %

 

5

О. В.

64 %

 

 

6

К. Г.

71 %

 

 

7

Е. Е.

85 %

 

 

8

Г. Т.

78 %

 

 

9

Т. И.

 

 

 

14 %

10

С. Л.

 

64 %

 

 

11

С. Н.

 

57 %

 

 

12

Б. Е.

64 %

 

 

13

Я. Б.

71 %

 

 

14

Ю. Э.

 

85 %

 

 

15

 

З.Ж

 

 

21 %

 

 

 

16

 

Л.В.

78 %

 

 

 

 

 

17

 

К.Л

71 %

 

 

 

 

 

18

Н.М

 

 

14 %

19

Н.Н.

64 %

 

 

20

 

К.Р.

 

 

43 %

 

 

 

Средний результат

 

75 %

 

 

15 %

 

 

10 %

 

Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста