Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………
Игра «Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Содержание: Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямляется туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.
Анализ данных
Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске. Так, рис. 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску; рис. 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Агрессивное нападение) и 12 (Изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску; рис. 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование), 11 (Собирание игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл.
Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.
Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
Число эмоционально негативных выборов
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 14 (Еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Собирание игрушек), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
161
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В своей работе мы использовали такие методы как эксперимент, опрос наблюдение и метод теста.
В качестве методики для определения уровня тревожности детей нами был выбран детский проективный тест Р.Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» (см. Приложение 1).
По проведенному эксперементу низкий уровень тревожности в контрольной группе составил 10 % от общего количества дошкольников, а в экспериментальной группе – всего 5, 6 % от общего количества дошкольников. Результаты по среднему уровню тревожности следующие: контрольная группа – 15 %; экспериментальная группа – 16, 7 %; Оставшиеся 75 % в контрольной группе и 77, 7 % в экспериментальной группе соответствуют высокому уровню тревожности.
Эти данные свидетельствуют о достаточно большом количестве высокотревожных детей в дошкольных образовательных учреждениях села Маймы Республики Алтай
Кроме этого мы провели качественный анализ тестирования. Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность.
В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».
Такие ответы детей свидетельствуют о нарушении их эмоционального состояния, о наличии тревожности. Одной из причин тревожности является проблема взаимоотношений с взрослыми. Часто родители, воспитатели предъявляют к ребенку неадекватные требования и, причем сами этого не замечают. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. А это мешает его общению не только с взрослыми, но и с детьми. Фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.
Дополнительно к методике «Выбери нужное лицо», для выявления количества тревожных детей, мы использовали опросник «Признаки тревожности» для родителей и воспитателей авторов Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко (см. Приложение 2). С помощью специальных бланков на родительских собраниях мы провели опрос родителей. Затем бланки были обработаны и мы получили следующие результаты.
В экспериментальной группе количество родителей, которые набрали от 15 до 20 баллов (высокий уровень тревожности) составило 12 человек; от 7 до 14 баллов (средний уровень тревожности) – 5 человек; от 1 до 6 баллов (низкий уровень тревожности) – 1 человек; В контрольной группе – от 15 до 20 баллов – 14 человек (высокий уровень тревожности); от 7 до 14 баллов – 5 человек (средний уровень тревожности); от 1 до 6 баллов – 1 человек (низкий уровень тревожности);
Для коррекции высокого уровня тревожности дошкольников мы выбрали директивную игротерапию.В социальном плане данный тип игротерапии наиболее близок тому общественному строю и тем общепринятым формам взаимодействия «ребенок - взрослый», которые присутствуют в отечественной системе воспитания и образования. Для проведения коррекционной работы с детьми нами была разработана программа директивной игротерапии «От сердца к сердцу» (см. Приложение 3),
Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа).
Таким образом, по данным опроса родителей, самые высокие показатели соответствуют высокому уровню тревожности. В экспериментальной группе они составили 66, 6 %; в контрольной группе – 70 %; Средний уровень тревожности, как показано в таблице 4, в экспериментальной группе составил 27, 8 %; в контрольной группе - 25 %; Показатели низкого уровня тревожности в экспериментальной группе – 5,6 %; в контрольной группе – 5 %;
Данные проведенного теста с детьми и опроса родителей практически совпадают и позволяют сделать вывод, что фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической поддержке.
6. При неправильном отношении к тревожности детей можно уничтожить ее положительные стороны как одного из первичных механизмов саморегуляции, превратить ее в боязливость, робость, нерешительность, неуверенность. Очень важно, чтобы тревожность имела естественные границы и правильно реализовалась. И в тоже время нельзя допускать, чтобы тревожность перерастала в сильное отрицательное чувство.
При проведении экспериментального исследования мы опирались на данные рекомендации, так как процесс коррекции требует предварительной осведомленности об условиях и закономерностях возникновения тревожности.
Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции высокого уровня тревожности не вызывает сомнений.
В целях более успешного проведения коррекционной работы из 18 испытуемых экспериментальной группы было создано 3 подгруппы по 6 человек (А, Б и В). Занятия в подгруппах проходили в одни и те же дни, но в разное время.
Как уже отмечалось в 1 параграфе 2 главы, в качестве программы коррекции тревожности мы использовали программу директивной игротерапии «От сердца к сердцу».
В самом начале занятий первого цикла дети вели себя очень осторожно, оглядывались по сторонам. Они испытывали страх и тревогу перед новым человеком. На данном этапе необходимо эмоциональное принятие, одобрение и поддержка каждому ребенку со стороны психолога. Этому способствуют игры на знакомство, на установление позитивно – эмоционального контакта. На третьем занятии стали намного смелее, с удовольствием играли в предложенные психологом игры.
На занятиях второго цикла дети вели себя значительно раскованней. На этом этапе дети, чувствуя себя в безопасности, стремились проявить индивидуальность, самоутвердиться.
На наш взгляд третий цикл занятий для детей был наиболее легким, так как они преодолели стеснение и зажатость, а этому способствовали игры на снятие мышечного напряжения, которые проводились на протяжении всех циклов программы. Дети вели себя очень эмоционально, раскованно, обсуждали проблемную ситуацию. В целом данный этап программы прошел успешно.
Можно утверждать, что многие из предложенных в программе игр являются полифункциональными, т. е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать тонизирующий эффект, для третьего – являться уроком коллективных отношений.
Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (контрольная группа).
Мы видим, что если до эксперимента показатели высокого уровня тревожности в экспериментальной группе составляли 77,7 %, то после проведения эксперимента они изменились и составили 61,1 %, т. е. показатели высокого уровня тревожности снизились. И как следствие этого возросли результаты среднего и низкого уровня тревожности.
До эксперимента средний уровень тревожности был 16, 7 %, после эксперимента стал 27, 8 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента составлял 5,6 %, после проведения эксперимента составил 11,1 %;
Итак, до применения коррекционной программы показатели большего количества детей соответствовали высокому уровню тревожности, после ее применения наблюдался рост среднего и низкого уровней тревожности. Показатели уровня тревожности в контрольной группе остались прежними.
На основе наблюдений и беседы с родителями можно отметить, что дети этой группы показали некоторые изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим.
Они стали более самостоятельными, активными, решительными, и менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности.
Хотя у детей пока отсутствует внутренний источник оценки, и они все еще ориентированы на реакцию окружающих, теперь у этих детей нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов деятельности.
Результаты опроса родителей после проведения эксперимента в экспериментальной группе также изменились, они представлены в таблице 6.
Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа).
До применения программы коррекции 66,6 % родителей набрали то количество баллов, которое соответствует высокому уровню тревожности, а после применения программы эта цифра составила 55,6 %; Мы также можем констатировать факт роста показателей среднего и низкого уровня тревожности. Средний уровень тревожности до эксперимента – 27,8 %; после эксперимента – 33,3 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента – 5,6 %; после эксперимента – 5 %; В контрольной группе видимых изменений не произошло. Эти данные подтверждают успешность использования игротерапии в работе с тревожными детьми.
После применения программы коррекции в экспериментальной группе, показатели уровня тревожности, по результаты проведенного теста с детьми и по данным опроса родителей, изменились в лучшую сторону.
Таким образом, наше предположение о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности игротерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников. Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ психокоррекции с использованием игры является весьма ценным.
Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста