Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:22, дипломная работа
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления изучения проблемы тревожности.
1.1. Природа тревожности…………………………………………………..7
1.2. Проблема тревожности в дошкольном возрасте…………………….16
1.3. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия………21
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация и методы экспериментального исследования……………33
2.2. Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста…………………………………….40
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………
В тесном взаимодействии с методом опроса находится метод наблюдения. М.В. Гамезо и И.А. Домашенко считают, что «наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств». Для осуществления метода наблюдения необходимо наличие четкой цели и задач. В соответствии с целью должен быть выбран объект, предмет и ситуация наблюдения. Также необходимо выбрать способ наблюдения и способ регистрации наблюдаемого. Затем проводится обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение позволяет изучать психические процессы в естественных условиях, дает целостную картину происходящего.
В настоящее время из всех существующих методик исследования наиболее распространенными являются тесты. Тест, по определению Р.С. Немова, «это стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества». С помощью тестов можно выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности. К тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности. Существует много видов тестов, например, интеллектуальные тесты, личностные тесты, межличностные тесты, тесты достижений и др. В особую группу выделяются проективные тесты, один из которых использовался в нашем исследовании. Методический прием проективных методик заключается в предъявлении испытуемому неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция психических свойств испытуемого на материал задания. Многие психологи рассматривают проективные тесты как наиболее ценные личностные тесты, так как они «портретируют» всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого.
На этапе организации исследования нами производилось изучение литературных источников по теме экспериментального исследования. А также формирование контрольной и экспериментальной групп, подбор методик для определения уровня тревожности и разработка программы коррекции тревожности.
В нашем экспериментальном исследовании принимали участие дети муниципальных дошкольных образовательных учреждений села Маймы, Республики Алтай , а именно детский сад «Медвежонок» (18 детей) и детский сад «Олененок»(20 детей).
На базе этих детских садов было организовано две группы: экспериментальная (детский сад «Медвежонок») и контрольная (детский сад Олененок»).
В качестве методики для определения уровня тревожности детей нами был выбран детский проективный тест Р.Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» (см. Приложение 1), так как проективные тесты позволяют проникнуть в неосознаваемые аспекты личности, давая возможность испытуемым при ответах на неопределенные стимулы проецировать на тестовый материал свои чувства.
Тест Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные последствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно также проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение, ребенка.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Психодиагностический изобразительный материал включает в себя серию рисунков (всего 14 ситуаций). Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах – для мальчиков и для девочек.
В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.
Двусмысленность рисунков в методике имеет «проективную нагрузку»: то, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях, а также на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол.
На основе полученных данных проводится количественный анализ и по формуле вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению количества негативных выборов к их общему количеству.
В зависимости от индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
1. высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
2. средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
3. низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%);
Наряду с количественным предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (или подобной) ситуации.
Высокая информативность методики, достоверность, а также сравнительно небольшие затраты времени на диагностику делают ее доступной для качественного и количественного анализа результатов.
Также с целью выявления тревожных детей мы использовали опросник «Признаки тревожности» для родителей и воспитателей авторов Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко (см. Приложение 2). Опросник представляет собой перечень признаков тревожности и содержит 20 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности (высокая тревожность, средняя тревожность, низкая тревожность). Опрос может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Одному из родителей или воспитателю предлагается заполнить бланк опросника. К преимуществам данного опросника следует отнести небольшие затраты времени на диагностику и обработку полученных данных.
Для коррекции высокого уровня тревожности дошкольников мы выбрали директивную игротерапию.
В социальном плане данный тип игротерапии наиболее близок тому общественному строю и тем общепринятым формам взаимодействия «ребенок - взрослый», которые присутствуют в отечественной системе воспитания и образования.
Для проведения коррекционной работы с детьми нами была разработана программа директивной игротерапии «От сердца к сердцу» (см. Приложение 3), в нее вошли игры, опубликованные в работах Л.М. Костиной, Н.В. Самоукиной, К. Фопеля, Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной.
Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Программа включает 10 занятий по 30 минут. Занятия строятся по трем циклам.
Первый цикл – включает в себя игры, основная цель которых состоит в снятии напряжения, повышении активности, самооценки, расслаблении мышц (игры на снятие напряжения различных групп мышц входят, как обязательные в каждый цикл программы). Данный цикл состоит из 3 занятий.
Второй цикл – включает в себя игры на снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл также состоит из 3 занятий.
Третий цикл – включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 4 занятий.
Вывод: Данная программа помогает снижению уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения, также может использоваться для коррекции страхов.
2.2.Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста
Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста основывалось на предположении о ее определенном психотерапевтическом воздействии.
В констатирующем эксперименте мы использовали:
1. Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко.
2.Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки.
С помощью проективного теста Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» у всех детей, участвующих в эксперименте, был выявлен уровень тревожности. В таблицах 1 и 2 мы представили количественное распределение дошкольников в соответствии с их уровнем тревожности в контрольной и экспериментальной группах.
Уровень тревожности дошкольников (экспериментальная группа).
Испытуемый | УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ | |||
№ | Код Ф. И. | высокий | средний | низкий |
1 | Н.А. | 64 % |
|
|
2 | С.О.. | 78 % |
|
|
3 | И.Ж. |
| 43 % |
|
4 | Ц. М. | 57 % |
|
|
5 | О.П | 85 % |
|
|
6 | М.А | 64 % |
|
|
7 | Ш.Д | 71 % |
|
|
8 | С.Л. | 78 % |
|
|
9 | С.Н. |
|
| 14 % |
10 | П.С. |
| 28 % |
|
11 | П.А. | 85 % |
|
|
12 | К.Н. | 64 % |
|
|
13 | К.П. | 71 % |
|
|
14 | Т.Э. | 57 % |
|
|
15
| С.П. | 57 %
|
|
|
16
| Г.В |
| 50 %
|
|
17
| Н.Н. | 85 %
|
|
|
18
| Д.А. | 85 %
|
|
|
Средний результат |
77, 7 %
|
16, 7 %
|
5, 6 %
|
Таблица 2
Уровень тревожности дошкольников (контрольная группа).
Испытуемый | УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ | |||
№ | Код Ф. И. | высокий | средний | низкий |
1 | Г. С. | 85 % |
|
|
2 | П. С. | 57 % |
|
|
3 | О.Л. | 57 % |
|
|
4 | Г.Н. |
| 28 % |
|
5 | О. В. | 64 % |
|
|
6 | К. Г. | 71 % |
|
|
7 | Е. Е. | 85 % |
|
|
8 | Г. Т. | 78 % |
|
|
9 | Т. И.
|
|
| 14 % |
10 | С. Л.
| 64 % |
|
|
11 | С. Н.
| 57 % |
|
|
12 | Б. Е. | 64 % |
|
|
13 | Я. Б. | 71 % |
|
|
14 | Ю. Э.
| 85 % |
|
|
15
| З.Ж |
| 21 %
|
|
16
| Л.В. | 78 %
|
|
|
17
| К.Л | 71 %
|
|
|
18 | Н.М |
|
| 14 % |
19 | Н.Н. | 64 % |
|
|
20
| К.Р. |
| 43 %
|
|
Средний результат |
75 %
|
15 %
|
10 %
|
Информация о работе Влияние игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста