Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение уровня социально-психологической адаптации безработных к рынку труда.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения уровня социально-психологической адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 6
1.1 Безработица, как социальное явление экономических противоречий развития общества и фактор изменения актуального психического состояния безработных 6
1.2 Социально-психологические механизмы адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 14
1.3 Стадии адаптационного процесса, их взаимосвязь с личностными особенностями и эмоциональным состоянием безработных 19
2 Методика организации и программа комплексного исследования 26
2.1 Методы и методика исследования особенностей адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 26
2.2 Результаты эмпирических исследований социально-психологических особенностей адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 34
Заключение 71
Список использованных источников 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Необходимо отметить, что такие состояния безработных, как чувство вины, страх, комплекс «неудачника», подавленность препятствуют поиску работы, профессиональной самореализации, еще более усугубляя ситуацию, вызывая чувство безысходности. Но вместе с тем необходимо иметь в виду, что нельзя составлять унифицированный «портрет состояния безработного» без учета возраста, образования и половых особенностей, так как ряд исследований указывают на то, что данные различия существуют [13, с.98].
Таким
образом, специфика ситуации безработицы
состоит в том, что она отличается
относительной устойчивостью. Внутри
этой ситуации в широком смысле,
возникают конкретные узкие «подситуации»,
связанные с поиском работы. С одной стороны,
безработица может оказаться созидательным,
мобилизующим волю испытанием, заставляющим
человека изменять свое отношение к возможности
трудоустройства, стимулировать процесс
осознания себя как субъекта рынка труда,
а также стимулом высокопродуктивного
труда. Но с другой стороны, безработица
представляет собой проблему, оказывающую
прямое и сильное воздействие на психику
человека, на восприятие общей ситуации
безработицы, вызывая при этом сильные
эмоциональные переживания, состояние
фрустрации, агрессии, ведя к потере смыслов
общественной активности. В результате
сложившегося состояния, условно названного
нами как состояние неопределенности
и утраты стабильности,
формируется новая для личности модель
поведения, которая раскрывается в различных
способах адаптации безработных. Таким
образом, формируется психологический
аспект безработицы. Психологическое
определение безработицы характеризует
ее как особое состояние личности, выражающееся
в искажении социального восприятия окружающей
действительности, активизации негативно-депрессивных
комплексов, формирование системы новых
ценностных ориентаций. Системообразующим
фактором этой новой структуры личности
является Я-конкурентоспособность.
Необходимым условием нормальной, плодотворной жизнедеятельности человека является оптимальная его сбалансированность с окружающей социальной средой, то есть возможность удовлетворения человеком своих значимых потребностей и целей посредством такого поведения, которое соответствует нормам морали и не противоречит требованиям общества. А поскольку цели человека и требования социального окружения изменчивы, то оптимальная сбалансированность личности со средой — понятие динамическое. Для поддержания равновесия необходим постоянный процесс адаптации. Данный процесс начинает действовать, если возникает рассогласованность системы «личность-среда», переживаемый человеком как состояние психического напряжения. Такое состояние возникает в процессе адаптации человека к условиям его жизнедеятельности и является формой мобилизации резервов организма [10]. Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой — со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Этой способностью человек обладает благодаря нервной системе и психике.
Проблема
психологического обеспечения адаптации
человека к различным условиям жизни
и деятельности достаточно остро
заявляет о себе на переломных этапах
развития общества, на фоне довольно сложных
социально-экономических
Понятие адаптация - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар [15, с.439]. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит по тому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, - это условие свободной жизни. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом [3, с. 439]. Однако жизнедеятельность организма обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне, так как организм не может существовать вне среды, поскольку постоянно вынужден получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды в которой он живет. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация». Главным отличием человека по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и осуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации [3, с. 440-441]. Таким образом, термин адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям.
В настоящее время в психологии широкое распространение получило гуманистическое направление, основанное на принципе стремления к напряжению. В состоянии напряжения значительно повышаются интеллектуальные и физические возможности человека, его работоспособность, активизируются функции органов и систем. Состояние напряжения - необходимая предпосылка успешного развития и совершенствования. В рамках этого направления сформирована концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу, теории личности Г.Олпорта, К.Роджерса и других исследователей. В.Франкл, создатель нового направления в психотерапии (лат. logos - смысл) считал, что человеку в первую очередь требуется не состояние равновесия или как это называется в биологии, "гомеостаз", а скорее борьба за что-то значимое для него, за цель достойную его.
С
позиции современных авторов, адаптация
понимается как активное взаимодействие
человека с социальной средой, в
отличие от прежнего представления
об адаптации как простом
Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в третьих, результат взаимодействия в системе «человек-среда», в-четвертых, цель, к которой стремиться организм [15, с.442]. Таким образом, можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой саморегулирующейся системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
Поскольку человек это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы, поэтому при рассмотрении проблемы адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально- психологическую адаптацию [15, с.442].
Психологические
особенности личности играют ведущую
роль в образовании
Как было указано выше, процесс адаптации может осуществляться на разных уровнях (физиологическом, психологическом и социальном), при этом можно выделить психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Социально-психологическая адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей, ценностных ориентаций, возможностей их достижения в социальной среде и от индивидуальных личностных качеств субъекта [12, с. 129].
Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов индивида и психологических свойств его личности. Есть два типа — активный и пассивный. Активная адаптация — это преобладание собственного воздействия индивида на социальную среду. Пассивная адаптация — это конформное приятие индивидом целевых и ценностных ориентаций внешней социальной среды [8, с. 206]. Основным критерием эффективности адаптационного процесса является максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей индивида в условиях соответствия его поведения и деятельности условиям среды. Важный аспект социально-психологической адаптации - принятие индивидом своей социальной роли. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к возникновению внутриличностных или межличностных конфликтов и, как следствие, к деструктивным моделям поведения.
На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности, адаптации результатов предполагаемых действий и т.д. Социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека.
Существуют следующие два типа взаимосвязанных адаптационных механизмов личности:
1) аллопсихический механизм - действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способы действия: изменение ситуации; уход из нее; изменение отношения к ней;
2)
интрапсихический механизм - уменьшает
тревогу благодаря
1) внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями — происходит полная, генерализованная адаптация личности);
2)
внешней (поведенческой,
3) смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность.
Информация о работе Уровень социально-психологической адаптации безработных мужчин и женщин