Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:00, контрольная работа
Любые нормы усваиваются обществом в процессе социализации его граждан. Как выяснилось, социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате мы оказались очень плохо подготовленными к свободе, к которой так горячо стремились.
Содержание
Введение………………………………………………………….……..3
1.Понятие «толпа» и ее общая характеристика………………………………………………………………...4
2.Толпа, как социальное явление………………………………………………………………………….6
3. Психологические свойства толпы.…………………………………..8
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………15
Учреждение
образования
Факультет
Ф.И.О.
Контрольная
работа по курсу:
Социально-
Минск, 2011
Содержание
Введение……………………………………………
1.Понятие
«толпа» и ее общая характеристика…………………………………………
2.Толпа,
как социальное явление……………………………………………………………
3. Психологические свойства толпы.…………………………………..8
Заключение………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Любые
нормы усваиваются обществом
в процессе социализации его граждан.
Как выяснилось, социализация в условиях
тоталитарного режима не способствовала
усвоению норм демократического общества.
В результате мы оказались очень
плохо подготовленными к
Прежде всего необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать под толпой. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпа с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической — с другой. Политические институты власти как за рубежом, так и у нас даже в период перестройки имеют тенденцию рассматривать как «толпу» любые массовые проявления протеста, которые не санкционированы властями. В западной литературе, как правило, ставились в один ряд «массовые истерии», «коллективные беспорядки», «бунты», «восстания», «движения за реформы» и «революционные выступления». И все это подводилось под «поведение толпы». У нас нередко следуют той же традиции, когда в газетах приравнивают к «толпе» несанкционированные митинги, хотя они вполне организованны, упорядочены и дисциплинированны.
Это
не значит, конечно, что при возникновении
толпы или в процессе ее действий
обязательно должны отсутствовать
силы, осуществляющие какое-то организующее
начало. В общественной практике нередко
бывает наоборот, когда кто-то использует
толпу как инструмент. Но этот вопрос
— уже для политического и
юридического исследования; для психологического
анализа он не имеет значения, поскольку
но своему содержанию действия таких организующих
сил не имеют ничего общего с явлением
толпы как таковой.
1. Понятия «толпа» и ее общая характеристика.
С психологической точки зрения слово "толпа" получает совсем другое значение. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, которые базируют целое, которое называется толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и довольно определенные черты. Собрание в таких случаях становятся организованной толпой или толпой вдохновенным, который составляет единую существо и пидчиняеться закона духовного единства толпы.
Одному факта случайного поступления в месте многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобретали характер организованной толпы.
Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в выдающиеся моменты подпадать одновременно от влияние некоторых сильных эмоций или какого-либо крупного национального события и приобретать, таким образом, все черты вдохновенного толпы. Нужно лишь каком-либо случае свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и поступки немедленно приобрели характер действий и проступков толпы.
Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства
В поздней фазе организации толпы среди неизменных и преобладающих основных черт расы выделяются новые специальные черты и проходит ориентирование чувств и мыслей собрания в одном и том же направлении, и только тогда обретает свою силу вышеназванный психологический закон духовного единства толпы.
Самый впечатляющий факт, наблюдавшийся в вдохновенному толпе, следующий: какие бы не были бы индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образа жизни, занятий, их или характер ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы в них образовался род коллективной души, заставляет их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думали бы, действовали и чувствовали каждый из их отдельно. Западные философы X. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти, У. Франкл считали, что одной из главных причин катаклизмов в XX в. является широкий приток масс в политику и культуру. Господство же масс воспринималось как господство посредственности, нравственного кризиса. Разрушение старых ценностей и дискредитация новых неизбежно, по их мнению, ведет к вырождению общества. Толпа, как считает Э. Канетти, подавляет в себе все достоинства и истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную ценность.
В
современной социологии и политологии
широко распространен подход к толпе
как случайному множеству. В этом
смысле толпа определяется как аморфное
образование, традиционно
Наиболее
распространено у западных психологов
значение термина «толпа» как
психологической массы людей. Оно
выступает основой для
В конце XIX в. русский военный психолог А.С. Резанов называл толпой собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости.
Б.Ф. Поршнев считал, что «толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям, установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально психологической общности» (Поршнев Б.Ф., 1967. С. 93). Согласно его мнению, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему.
Советский психолог С.К. Рощин дал, по его мнению, более правильное и психологически более верное определение толпы, которая представляет собой «изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения».
Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной. Существование такой связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся зависимости, но все же свидетельствует о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут, кроме физической непосредственной близости, нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность.
После
своего распада толпа может вновь
восстановиться — в этом проявляется
динамизм ее активности. В.В. Привалова
указывает на то, что в ходе исследований
все более выясняется, что толпа
может существовать достаточно долго
как «потенциальная общность», когда
она представляет собой как бы
конгломерат индивидов с
Таким образом, толпа — это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.
2. Толпа, как социальное явление.
Как
и любое другое социальное явление,
толпу можно классифицировать по
различным основаниям. Если за основу
классификации взять такой
Стихийная
толпа. Формируется и проявляется
без какого-либо организующего начала
со стороны конкретного
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.
Если за основу классификации
толпы взять характер
Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).
Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.
Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)
Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).
Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.
1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случайно во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными железными решетками, болельщиков противоборствующих команд рассаживают в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды полиции и даже подразделения войск безопасности.
2.
Паническая толпа. Стихийно
Информация о работе Социально-психологические характеристики толпы