Социально-психологические характеристики толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Любые нормы усваиваются обществом в процессе социализации его граждан. Как выяснилось, социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате мы оказались очень плохо подготовленными к свободе, к которой так горячо стремились.

Содержание

Содержание

Введение………………………………………………………….……..3

1.Понятие «толпа» и ее общая характеристика………………………………………………………………...4

2.Толпа, как социальное явление………………………………………………………………………….6

3. Психологические свойства толпы.…………………………………..8

Заключение………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Социально-психологические характеристики толпы..docx

— 38.67 Кб (Скачать)

     Учреждение  образования 
 
 
 

     Факультет 
 
 
 

     Ф.И.О. 
 

     Контрольная работа по курсу: 
 

     Социально-психологические  характеристики толпы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Минск, 2011

     Содержание 

     Введение………………………………………………………….……..3

     1.Понятие «толпа» и ее общая характеристика………………………………………………………………...4

     2.Толпа, как социальное явление………………………………………………………………………….6

     3. Психологические свойства толпы.…………………………………..8

     Заключение………………………………………………………………14

       Список литературы………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Любые нормы усваиваются обществом  в процессе социализации его граждан. Как выяснилось, социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате мы оказались очень  плохо подготовленными к свободе, к которой так горячо стремились. Эта неподготовленность проявляется  во всем, начиная от пассивного отношения  к своим новым политическим и  гражданским правам и кончая не очень  высоким уровнем культуры законодательной  деятельности, дебатов в наших  верховных органах власти. Однако острым и опасным проявлением  политической незрелости стал феномен  толпы в самых разнообразных  его формах.

     Прежде  всего необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать под толпой. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпа с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической — с другой. Политические институты власти как за рубежом, так и у нас даже в период перестройки имеют тенденцию рассматривать как «толпу» любые массовые проявления протеста, которые не санкционированы властями. В западной литературе, как правило, ставились в один ряд «массовые истерии», «коллективные беспорядки», «бунты», «восстания», «движения за реформы» и «революционные выступления». И все это подводилось под «поведение толпы». У нас нередко следуют той же традиции, когда в газетах приравнивают к «толпе» несанкционированные митинги, хотя они вполне организованны, упорядочены и дисциплинированны.

     Это не значит, конечно, что при возникновении  толпы или в процессе ее действий обязательно должны отсутствовать  силы, осуществляющие какое-то организующее начало. В общественной практике нередко  бывает наоборот, когда кто-то использует толпу как инструмент. Но этот вопрос — уже для политического и  юридического исследования; для психологического анализа он не имеет значения, поскольку но своему содержанию действия таких организующих сил не имеют ничего общего с явлением толпы как таковой. 
 
 
 
 

     1. Понятия «толпа» и ее общая характеристика.

     С психологической точки зрения слово "толпа" получает совсем другое значение. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных  единиц, которые базируют целое, которое  называется толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и довольно определенные черты. Собрание в таких случаях становятся организованной толпой или толпой вдохновенным, который составляет единую существо и пидчиняеться закона духовного единства толпы.

     Одному  факта случайного поступления в  месте многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобретали  характер организованной толпы.

     Тысячи  индивидов, отделенных друг от друга, могут  в выдающиеся моменты подпадать  одновременно от влияние некоторых сильных эмоций или какого-либо крупного национального события и приобретать, таким образом, все черты вдохновенного толпы. Нужно лишь каком-либо случае свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и поступки немедленно приобрели характер действий и проступков толпы.

     Общая характеристика толпы. Психологический  закон ее духовного единства

     В поздней фазе организации толпы  среди неизменных и преобладающих  основных черт расы выделяются новые  специальные черты и проходит ориентирование чувств и мыслей собрания в одном и том же направлении, и только тогда обретает свою силу вышеназванный психологический закон духовного единства толпы.

     Самый впечатляющий факт, наблюдавшийся в вдохновенному толпе, следующий: какие бы не были бы индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образа жизни, занятий, их или характер ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы в них образовался род коллективной души, заставляет их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думали бы, действовали и чувствовали каждый из их отдельно. Западные философы X. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти, У. Франкл считали, что одной из главных причин катаклизмов в XX в. является широкий приток масс в политику и культуру. Господство же масс воспринималось как господство посредственности, нравственного кризиса. Разрушение старых ценностей и дискредитация новых неизбежно, по их мнению, ведет к вырождению общества. Толпа, как считает Э. Канетти, подавляет в себе все достоинства и истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную ценность.

     В современной социологии и политологии  широко распространен подход к толпе  как случайному множеству. В этом смысле толпа определяется как аморфное образование, традиционно противопоставляемое  стабильным социальным образованиям —  группам, классам, слоям. Такая «социальная  масса» не имеет ни организации, ни обычаев, ни традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица. Исследователи делают упор на случайность и разрозненность образования толпы, на ненормальность ее поведения.

     Наиболее  распространено у западных психологов значение термина «толпа» как  психологической массы людей. Оно  выступает основой для объяснения самых различных сфер социальных отношений и социального поведения  человека, не являющегося непосредственно  наблюдаемым. Описание функционирования общества по способу поведения толпы  ведет к переносу понятия толпы  на общество в целом. В основе таких  интерпретаций положены закономерности «психологии масс» Г. Лебона и 3. Фрейда, у которых поведение людей в толпе рассматривается как форма массового психоза. В этом случае толпа не рассуждает, а повинуется страстям, на смену ее сознательной деятельности приходит бессознательное поведение людей.

     В конце XIX в. русский военный психолог А.С. Резанов называл толпой собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости.

     Б.Ф. Поршнев считал, что «толпа —  это иногда совершенно случайное  множество людей. Между ними может  не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям, установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что  она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально психологической общности» (Поршнев Б.Ф., 1967. С. 93). Согласно его мнению, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему.

     Советский психолог С.К. Рощин дал, по его мнению, более правильное и психологически более верное определение толпы, которая представляет собой «изначально  неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей  осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в  состоянии эмоционального возбуждения».

     Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи  между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и  случайной. Существование такой  связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся  зависимости, но все же свидетельствует о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут, кроме физической непосредственной близости, нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность.

     После своего распада толпа может вновь  восстановиться — в этом проявляется  динамизм ее активности. В.В. Привалова  указывает на то, что в ходе исследований все более выясняется, что толпа  может существовать достаточно долго  как «потенциальная общность», когда  она представляет собой как бы конгломерат индивидов с определенными  интересами, но не осуществляющими  взаимодействие друг с другом. Подобное состояние она называет «латентным уровнем толпы». «Потенциальная толпа» может существовать значительное время, в которое происходит процесс  ее дальнейшего формирования, с выработкой ценностных установок участников толпы, определяющих возможные способы  и методы разрешения проблемы.

     Таким образом, толпа — это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

     2. Толпа, как социальное явление.

     Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

     Стихийная толпа. Формируется и проявляется  без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического  лица.

     Ведомая толпа. Формируется и проявляется  под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного  физического лица, являющегося в  данной толпе ее лидером.

     Организованная  толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

       Если за основу классификации  толпы взять характер поведения  в ней людей, то можно выделить  несколько ее типов и подтипов.

     Окказиональная  толпа. Образуется на основе любопытства  к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и  т.п.).

     Конвенциональная  толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу  или по иному социально значимому  конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

     Экспрессивная толпа. Формируется — как и  конвенциональная толпа. В ней совместно  выражается общее отношение к  какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

     Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю  форму экспрессивной толпы. Характеризуется  состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

     Действующая толпа. Формируется — как и  конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

     1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случайно во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными железными решетками, болельщиков противоборствующих команд рассаживают в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды полиции и даже подразделения войск безопасности.

     2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. По своим масштабам паника не имеет границ. Она способна охватывать людей, собранных как на ограниченном пространстве, так и рассеянных на обширной территории. Трагический опыт свидетельствует, что при панике, возникшей в ограниченном пространстве, например в театре, ресторане, на стадионе, люди гибнут не столько от причин, породивших панические действия (например, пожар), сколько от возникающей в таких случаях давки. Так было несколько лет тому назад в Минске, когда спасавшиеся от внезапно хлынувшего ливня прохожие давили друг друга на лестнице при спуске в метро. Тогда погибло несколько десятков человек. Значительную социальную опасность для общества представляют различные варианты экономической паники, возникающей в периоды экономических кризисов. Здесь можно выделить: биржевую (панические действия тысяч вкладчиков, сбрасывающих для продажи свои быстро обесценивающиеся акции), валютную (массовая продажа наличной валюты при резком падении ее курса), продовольственную (проявляется в виде массовой закупки «про запас» тех или иных продуктов питания).

Информация о работе Социально-психологические характеристики толпы