Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:29, контрольная работа
В условиях конкурентной борьбы между организациями за лидерство на рынке, когда едва ли не все корпорации обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что реальная разница в достижении целей организации создается за счет человеческих ресурсов. Однако, реальность такова, что большинство современных предприятий не в состоянии эффективно использовать потенциал своих сотрудников. Применяемые ими методы управления персоналом не обеспечивают требуемых организацией производительности, качества, изобретательности, не удовлетворяют самих работников. Эффективное управление персоналом является сегодня исключением, чем правилом.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал
в г. Дмитрове
Кафедра
экономико-управленческих и правовых
дисциплин
ТЕМА
РАБОТЫ
Контрольная
работа №1
по дисциплине «Основы теории управления»
студента 1 курса заочной формы обучения
направления
подготовки – 080200 «Менеджмент»
к.э.н. доцент Корякина Н.В.
Дмитров
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В условиях конкурентной борьбы между организациями за лидерство на рынке, когда едва ли не все корпорации обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что реальная разница в достижении целей организации создается за счет человеческих ресурсов. Однако, реальность такова, что большинство современных предприятий не в состоянии эффективно использовать потенциал своих сотрудников. Применяемые ими методы управления персоналом не обеспечивают требуемых организацией производительности, качества, изобретательности, не удовлетворяют самих работников. Эффективное управление персоналом является сегодня исключением, чем правилом.
Любая
организация нуждается в
Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений организации.
Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.
Таким
образом, необходимость использования
в практике управления организацией
социально-психологических
Социально-
Такое разделение достаточно
условно, т.к. в современном
общественном производстве
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующее:
1)
соответствие уровня
2)
соответствие практического
3)
наличие ограничений иного
4)
готовность к принятию
5)
круг лиц, которые могут
Одна
из задач анкетирования
Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с претендентом. Он обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.
Круг вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других – уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновку и графическое оформление анкет также варьируют.
Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять. Проводя интервью-собеседование следует придерживаться следующих правил:
1. Интервьюирующему следует знать профиль должности.
2.
Необходимо выполнить анализ
документов кандидата перед
проведением интервью: исследовать форму
и содержание заявления (в частности, культуру
обращения, копию письма или оригинала,
имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту
информации. При рассмотрении автобиографии
важно выделить главное: работал на одном
месте или нет и т.п.;
3. Следует провести неформальный разговор.
4. Структура беседы, включающая несколько фаз:
– контакта (5–10 мин), во время которой задаются вопросы (как доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться;
– интервью (20–60 мин);
– мотивации (20–45 мин) – ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.;
– дискуссии (5–10 мин), обсуждаются общие аспекты контракта.
5. Следует подготовить концепции вопросов.
6.
Информацию следует записать
и сделать выводы после
7.
Интервью с несколькими
в коротких промежутках времени [12].
В процессе проведения интервью существует ряд проблем, в основе которых лежат эмоциональные и психологические параметры. Поэтому весьма важно избежать ошибок в процессе интервьюирования.
Наиболее типичные ошибки при ведении интервью:
1. Предрассудок – ложный взгляд на поведение и действия интервьюируемого, ставший привычным.
2.
Идеальная картина –
3. Неготовность к интервью.
4.
Эффект поведения – не
5.
Эффект возможности – менеджер
по персоналу должен иметь
опыт. Он делает много и одновременно слушает,
продумывает новый
вопрос, делает письменные пометки и т.п.
А это весьма непросто.
6. Эффект контраста – в один день нужно провести интервью с претендентами одной выборки.
График ведения интервью можно детализировать и конкретизировать по фазам:
1) начало беседы;
2)
обсуждение положительных
3)
обсуждение негативных
4)
определение направлений
5) кредит времени для претендента;
6) окончание интервью.
Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Социометрическая
структура группы несет важную информацию
о характере межличностных
– Кто является неформальным лидером группы?
– Каково распределение статусов?
– Какова эмоциональная сплоченность группы?
– Кто кого предпочитает в общении?
– Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?
Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.
В
исследованиях может
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Информация о работе Социально-психологические методы управления