Уровень социально-психологической адаптации безработных мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение уровня социально-психологической адаптации безработных к рынку труда.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения уровня социально-психологической адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 6
1.1 Безработица, как социальное явление экономических противоречий развития общества и фактор изменения актуального психического состояния безработных 6
1.2 Социально-психологические механизмы адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 14
1.3 Стадии адаптационного процесса, их взаимосвязь с личностными особенностями и эмоциональным состоянием безработных 19
2 Методика организации и программа комплексного исследования 26
2.1 Методы и методика исследования особенностей адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 26
2.2 Результаты эмпирических исследований социально-психологических особенностей адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 34
Заключение 71
Список использованных источников 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Работа содержит 1 файл

курсовая Уровень адаптации безработных.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок 1 Оценка качеств, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда (количество выборов в %) 

     В ходе исследования респондентам был задан вопрос: «Какими качествами должен обладать человек в настоящее время, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?», ниже предлагался список качеств, из которых они должны были выделить 3-4 наиболее значимых. К числу наиболее важных качеств, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда, респонденты нашего исследования отнесли предприимчивость (73,1%), коммуникабельность (64,6%) и целеустремленность (62,91%). Важным, по мнению безработных Беларуси, является инициативность - 51,2%, профессионализм — 48,8% и стрессустойчивость — 43,2%. По мнению 25,3% респондентов, определенное значение имеет наличие такого качества как мобильность.

     При оценке данных качеств в себе ответы испытуемых расположились следующим образом: на первом, месте по степени выраженности безработные назвали такие характеристики как коммуникабельность (53,5%), целеустремленность (50,2%), профессионализм (42,6%) и инициативность (31,7%). 14,2% респондентов указали наличие в себе стрессустойчивости, 6,7% - мобильности. Несмотря на то, что большинство безработных считают предприимчивость наиболее важным качеством, обеспечивающим конкурентоспособность на рынке труда (73,1%), в себе данное свойство отметили лишь 14,5% опрошенных.

     При сравнении психологических определений данных понятий с их субъективной интерпретацией безработными были выявлены некоторые различия. Так профессионализм большинство респондентов, прежде всего, связывают с наличием опыта трудовой деятельности, а целеустремленность и инициативность со степенью активности поиска работы. Предприимчивость безработные оценивают как способность к организации частного бизнеса и ориентацию на деятельность, требующую проявления инициативы и самостоятельности.

     Анализ возрастных различий показал, что безработные всех возрастных групп, на первое место поставили наличие в себе коммуникабельности (56,1% у безработных 25-30 лет, 55,3% - 30-40 лет, 47,1% - старше 40 лет), скорее всего это обусловлено тем, что в опросах принимают участие люди склонные к общению. Наиболее мобильными сочли себя респонденты в возрасте от 25 до 30 лет. При оценке профессионализма в ответах испытуемых выявились резкие различия, так 64,7% опрошенных старше 40 лет отметили наличие в себе данного качества, у безработных от 30 до 40 лет этот показатель составляет 34,6%, и никто из респондентов в возрасте от 25 до 30 лет не указал присутствие в себе данной характеристики. На наш взгляд это обусловлено тем, что безработные профессионализм, прежде всего, связывают с наличием стажа и опыта работы.

     Психологическое самочувствие безработного на рынке труда определялось через следующие показатели:

  • субъективная оценка причин безработицы;
  • оценка отношения к ситуации безработицы;
  • анализ изменений самооценки в результате безработицы;

     Исследование показало, что основными причинами

безработицы для них являются объективные факторы: 56,1% у безработных от 25 до 30 лет, 66,7% - 30-40 лет, 61,8% - старше 40 лет. Присутствие субъективных причин указали 73,2% безработных 25-30 лет, 46,9% - 30-40 лет, 44,1% - старше 40 лет. То есть, безработные 25-30 лет склонны считать, что основной причиной их незанятости являются недостаточные собственные усилия (39,0%), недостаток образования (24,4%). 41,5% все же указывают на сложившуюся ситуацию на рынке труда, но при этом никто из опрошенных не испытывает дискриминации в сфере труда. По сравнению с остальными подгруппами у безработных старше 40 лет возрастает количество респондентов нежелающих заниматься поиском работы (14,7%), а также испытывающих профессиональную невостребованность (20,6%), при этом недостаток образования как причины безработицы указывают лишь 5,9%. На наш взгляд это обусловлено тем, что большинство безработных данного возраста уже имеют высшее (43,2%) и среднее специальное образование (56,8%), а процесс переориентации они связывают со значительными социальными издержками и переориентацией своей Я- конкурентоспособности на более низкий уровень.

     В отношении к своему новому статусу ответы респондентов распределились следующим образом, 52,8% общего числа респондентов негативно относятся к безработице, 24,2% - безразлично, 23% - положительно. Причем время нахождения в статусе безработного оказывает определенную роль, так в первые 6 мес. регистрации негативную оценку дали 63,8% безработных, с 6 мес. до 1 года их количество увеличивается до 65,9%, а по истечении первого года и при повторной регистрации их численность снижается до 36,4% опрошенных, а количество безразличных и позитивных оценок увеличивается до 63,6%. Это связано с динамическими изменениями в процессе адаптации безработных, а также наличием фаз социально-психологической перестройки в ситуации безработицы.

     Анализ возрастных различий показал, что наибольшее количество респондентов негативно настроенных по отношению к безработице оказалось в возрастной группе от 30 до 40 лет (65,4%), в сравнении, количество негативных ответов у безработных 25-30 лет составляет 56,1%, а у респондентов после 40 лет - 50,0%. На наш взгляд это обусловлено тем, что люди среднего возраста воспринимают ситуацию безработицы как особо трагичную и совершенно нетерпимую в данный период жизни. Испытуемые ясно осознают, что значит для них и их семей на несколько лет остаться без работы. Такая позиция в отношении безработицы сказывается на самооценке испытуемых, что подтверждает дальнейшее исследование проведенное нами.

     Результаты ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в результате безработицы Ваша самооценка снизилась?» свидетельствуют, что 40,1% респондентов, стоящих на учете от 6 мес. до 1 года склонны считать, что их самооценка снизилась в результате безработицы, что выше показателей по другим подгруппам. Анализ возрастных различий показал, что безработные 30-40 лет в целом более склонны считать, что их самооценка на данный момент ниже, чем была до того, как они оказались безработными (30,7%).

     Таким образом, динамика изменений субъективной оценки уровня конкурентоспособности безработных зависит от времени пребывания в статусе безработного и возраста респондентов, а также от степени влияния отдельных факторов (уровень образования, общий уровень самооценки индивида). В результате, безработные от 25 до 30 лет субъективную оценку Я- конкурентоспособности связывают с умением быстро адаптироваться к рыночным отношениям и ситуации на рынке труда, наличием социально- значимых качеств (мобильность, целеустремленность, коммуникабельность). В ситуации безработицы ведут себя эмоционально стабильно, не теряя уверенности в своих силах. Безработные от 30 до 40 лет настроены более оптимистично в отношении своих шансов на получение новой работы. Субъективную оценку возможности быстрого трудоустройства связывают с наличием качеств, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда (коммуникабельность, профессионализм, предприимчивость, инициативность). Но вместе с тем, ситуация безработицы ими воспринимается негативно, большинство испытывает снижение уровня самооценки. Снижение оценки уровня конкурентоспособности происходит у безработных старше 40 лет. Субъективно они связывают это с наличием проблем со здоровьем, возрастом, профессиональной невостребованностью, отсутствием способности быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка труда. Отношение к безработице скорее позитивное. С увеличение срока безработицы оценка Я-конкурентоспособности безработных постепенно снижается. Уровень образования субъективно повышает конкурентоспособность безработных, но в то же время не является гарантом скорейшего трудоустройства.

     Результаты корреляционного анализа зависимости оценки уровня Я- конкурентоспособности от уровня образования респондентов показали наличие статистически значимой отрицательной связи между положительной оценкой возможности нахождения работы в ближайшее время и безработными, имеющими высшее и среднее специальное образование (г=-0,124). Следовательно, уровень образования не всегда является для безработных гарантом их высокой конкурентоспособности. В ходе беседы было установлено, что уровень образования и профессия объективно повышают трудовой потенциал, лишь в том случае, если они отвечают требованиям рынка.

     Далее нами был проведен сравнительный анализ соотношения субъективной оценки Я-конкурентоспособности безработных с их реальным трудовым потенциалом. На основании результатов исследования проблем конкурентоспособности безработных (Г.Н. Соколова 1998, А. Соловьев, И. Шолохов 2001), а также опыта работы специалистов службы занятости, в качестве объективных критериев конкурентоспособности нами были выделены:

  • общий уровень адаптации;
  • уровень принятия себя;
  • востребованность профессии;
  • наличие опыта работы;
  • отсутствие длительных периодов незанятости.

     В качестве уровней оценки нами были выделены два — высокий и низкий. В результате соотнесения всех трех компонентов у нас получилось четыре группы (см. табл.2.2.1).

Таблица 2.2.1 Соотношение субъективной и объективной оценки Я-конкурентоспособности безработных

Субъективная  оценка
      Высокая оценка
Низкая  оценка
Объективная оценка
Высокая оценка Адекватно высокая (АВ) 34,1% Неадекватно низкая (НН) 35,3%
Низкая  оценка Неадекватно высокая (НВ) 23,4% Адекватно низкая (АН) 7,2%
 

     К группе АВ относятся безработные, имеющие высокий потенциал трудоустройства, субъективная оценка Я-конкурентоспособности также высока. Данная группа представлена респондентами от 25 до 30 лет и от 30 до 40, имеющих высшее и среднее специальное образование. Личностная структура трансформирована в направлении преобладания предпринимательских, коммуникативных, профессионально-ориентированных качеств и мобильности. В целом имеют позитивное отношение к безработице. Самооценка стабильна. Время пребывания в статусе безработного не более 6 месяцев.

     Группа АН - граждане с низким потенциалом трудоустройства, оценка Я-конкурентоспособности крайне низкая. В основном это безработные старше 40 лет и от 30 до 40, длительность пребывания в статусе безработного более года. Причинная обусловленность незанятости связана с низким образовательным уровнем, несоответствием квалификации. В целом отношение к безработице отрицательное, психоэмоциональное самочувствие на рынке труда негативное, самооценка снижена^

     Группа НВ - неадекватно высоко, по сравнению с реальным оценивают свой уровень конкурентоспособности. В основном это безработные 25-30 лет с высшим образованием и отсутствием опыта работы; либо граждане старше 40 лет с опытом работы, но низким уровнем профессиональной квалификации. Время пребывания в статусе безработного - первые 6 месяцев регистрации. В качестве причин незанятости указывают в основном объективные факторы. Отказываются от услуг по профессиональной переориентации. Психоэмоциональное самочувствие на рынке труда в целом положительное, самооценка стабильна.

     Группа НН — при объективно высоких показателях потенциала трудоустройства, низко оценивают уровень Я-конкурентоспособности. В основном это безработные 25-30 лет, со средне специальным и высшим образованием, а также лица старше 40 лет с опытом работы и высоким квалификационным уровнем, состоящие на учете от 6 месяцев до года. Объективно причину незанятости связывают с недостатком образования, профессиональной невостребованностью, недостаточными собственными усилиями. Отношение к безработице скорее позитивное, самооценка стабильна. На наш взгляд такое поведение говорит о социальной хитрости, когда статус безработного используется для получения определенных льгот, либо как временная «передышка», возможность получения дополнительного образования.

     Процесс адаптации необходимо рассматривать как сложное комплексное явление, включающее в себя два критерия: внешний, отражающий соответствие социальным требованиям, и внутренний, связанные с общим психическим благополучием (А.А. Реан, 1996). Ситуация безработицы приводит к изменению социальных условий жизнедеятельности человека, которые отражаются, прежде всего, в его эмоциональной сфере, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные (Ф.Б. Березин,1998). Эмоциональное состояние является одним из важнейших компонентов в системе регуляции процесса адаптации. Субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции процесса адаптации (Е.П. Ильин, 1978). Кроме того, эффективность психической адаптации впрямую зависит от характера микросоциального взаимодействия индивида. В связи с этим, адаптация по внутреннему фактору определялась нами через субъективные оценки удовлетворенности взаимодействием с социальной средой, а также эмоционального комфорта и уровня социальной фрустрированности.

     Анализ внутреннего фактора адаптации показал, что в целом безработные чувствуют себя достаточно комфортно и уверенно. Активно стремятся к установлению контактов, расположены к окружающим. Общий уровень социальной фрустрированности соответствует неопределенному и пониженному уровню. Субъективную оценку собственной адаптации респонденты связывают с эмоциональным комфортом и принятием других (i=0,407).

Информация о работе Уровень социально-психологической адаптации безработных мужчин и женщин