Уровень социально-психологической адаптации безработных мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение уровня социально-психологической адаптации безработных к рынку труда.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения уровня социально-психологической адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 6
1.1 Безработица, как социальное явление экономических противоречий развития общества и фактор изменения актуального психического состояния безработных 6
1.2 Социально-психологические механизмы адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 14
1.3 Стадии адаптационного процесса, их взаимосвязь с личностными особенностями и эмоциональным состоянием безработных 19
2 Методика организации и программа комплексного исследования 26
2.1 Методы и методика исследования особенностей адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 26
2.2 Результаты эмпирических исследований социально-психологических особенностей адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 34
Заключение 71
Список использованных источников 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Работа содержит 1 файл

курсовая Уровень адаптации безработных.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

    Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной (приложение Г). Методика выявляет социально-психологические установки, направленные на процесс, результат, альтруизм, эгоизм, свободу, труд, власть и деньги. А также общий уровень мотивации — высокий, низкий, дисгармоничный.

    Комплексная методика изучения ценностно-мотивационных проявлений безработных в процессе вторичной профессионализации М.Г. Рогова (приложение Д). Методика состоит из четырех блоков суждений в своей совокупности отражающих ценностно-мотивационные проявления безработных. В основе всех блоков лежит пятибальная шкала оценки, где 1 означает наименьшую значимость данного фактора для респондента, 5 — наибольшую значимость, остальные баллы соответственно располагаются между этими полярными оценками. Все ценности сгруппированы в следующие основные группы:

    1) ценности-цели (общественно-значимые, материальные, профессиональные, познания, общения, успех, качество жизни, развитие, самореализация, социально-статусные, трудовые, внутренняя удовлетворенность, самостоятельность);

    2) ценности-средства (власть, независимость, общение, компетентность, эрудиция, высокие запросы, достижение результата, общественное одобрение, личностные свойства).

    С целью выявления характера структурных изменений в системе ценностей безработных, респондентам предлагалось оценить степень значимости указанных ценностей на данный момент, т.е. имея статус безработного, и распределить их так, как они сделали бы это до того как стали безработными.

    Комплексная методика изучения отношения безработного к своему новому статусу, выявления причин незанятости и оценки Я- конкурентоспособности, а также для определения типа стратегии поведения на рынке труда и анализа мотивов поиска работы. Текст комплексной методики, состоит из 5 разделов, содержащих в общей сложности 186 вопросов.

    Особое  внимание уделим методике разработанной Ч.Д.Спилбергером и адаптированной Ю.Л.Ханиным. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, её темперамента и характера. Эта методика является развёрнутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает её ценности в психодиагностическом плане.

    С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по всем вопросам исследования тревожности  как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

    По  Ю.Л. Ханину, состояния тревоги (или  ситуативная тревожность) возникают как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция даёт представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идёт об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность. (Вопросы психологии. - 1978. - №6. - с.95) [11, с. 23].

    Личностная  тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

    Реактивная  тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации [14, с. 47].

    Понятие ситуативной (актуальной), т.е. реактивной тревожности и понятие личностной, т.е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определённо судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане её отношения к деятельности, а именно:

    По  значению в баллах, полученному для  реактивной тревожности, открывается  возможность оценки параметра реактивности личности в смысле её включенности, погруженности в деятельность, в  ситуацию взаимодействия внутреннего  и внешнего. В частности, в реактивности можно видеть проявление индивидуальных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу. отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая - флегматика, а низкая реактивность - холерика и вслед за ним - сангвиника.

    Рассуждая подобным же образом, по значению (в  баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно пердварительно оценить активность личности в плане её характерологических свойств. Высокая активность личности соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая - флегматии и холерии, - личностным состояниям и свойствам, адеквытным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера [11, с. 28].

    Тест  данной методики является информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) (приложение Е).

    До 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 - умеренная  тревожность, 46 и более баллов - высокая  тревожность (приложение Ж).

    Значительные  отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания, высокая  тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе [14, с. 51].

    Результаты исследования обрабатываются методами математической статистики для получения среднегрупповых показателей и показателей межгруппового соотношения исследуемых характеристик. На некоторых этапах исследования с помощью t-критерия Стьюдента были получены степень значимости различий между выборочными совокупностями. Для установления характера функциональных связей параметров мотивационной структуры безработных, использовались методы корреляционного анализа (по К. Пирсену). При обработке экспериментальных данных использовались как математико-статистические методы, реализованные в программе Microsoft Excel, так и специализированная программа математической статистики Statistica.

2.2 Результаты эмпирических исследований социально-психологических особенностей адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 
 

     Эффективность протекания процесса социально-психологической адаптации безработных во многом зависит от уровня их конкурентоспособности, как объективной, так и субъективной. Естественно, что уровень конкурентоспособности у разных людей в различных ситуациях будет не одинаков. Конкурентоспособность безработного может меняться от ряда внешних и внутренних факторов.

     По мнению Г.Н. Соколовой (1998), субъективную позицию работника в оценке их конкурентоспособности можно определить как Я- конкурентосопособность. Я-конкурентоспособность мы определяем, как субъективное ощущение своих позиций на рынке труда, во многом зависящее от психологического самочувствия индивида исходя из соотнесения его объективной позиции на рынке труда и субъективной самооценки, а также доминирования тех или иных структурных компонентов (пол, возраст, образование, психологические особенности). На первом этапе исследования, призванном определить уровень субъективной конкурентоспособности безработных, а также динамику его изменений в зависимости от времени пребывания в статусе безработного и возраста, респондентам был предложен ряд вопросов, направленный на оценку своей позиции на рынке труда. На основе предварительной беседы с работниками центра занятости, самими безработными, а также в ходе анализа эмпирических исследований по проблемам безработицы (Т. Базыленко, 1999; А.А. Гордиенко, 1996; Н.Б. Михайлова, 2000; Ю.М. Плюснин, 1997; Г.С. Пошевнев 1996; Т. Четвернина, 2000 идр.) в качестве показателей Я- конкурентоспособности нами рассматривались:

  • субъективная оценка своих шансов на получение новой работы;
  • оценка приспособленности к новым требованиям рынка труда;
  • оценка качеств, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда;
  • оценка психологического самочувствия безработного на рынке труда.

     Результаты нашего исследования показали, что количество безработных, оценивающих свои шансы на получение работы в ближайшее время как оптимистичные составляет в целом 57,5% опрошенных. Из них 4,9% считают, что им удастся найти работу быстро и без особых проблем, 52,6%, отмечают, что им удастся найти работу, но для этого потребуется время. Число респондентов негативно оценивающих свои шансы на получение работы в целом составляет 42,5%, причем 34,9% считают, что им будет сложно найти подходящую работу, 7,6% склонны утверждать, что у них практически нет шансов найти подходящую работу.

     Сравнительный анализ субъективной оценки шансов на получение работы в зависимости от времени пребывания в статусе безработного показал, что сначала субъективная оценка своей конкурентоспособности у безработных несколько повышается - 56,6% у респондентов, состоящих на учете до 6 мес. и 56,6% от 6 мес. до 1. По истечении первого года регистрации, этот показатель снижается - 38,9%. При этом негативная оценка конкурентоспособности в отношении поиска работы у безработных 1 группы составляет 43,2%, 2 группы — 32,9%, а в 3 группе этот показатель составляет 61,1% опрошенных.

     Анализ возрастных различий показал, что безработные от 30 до 40 лет настроены более оптимистично в отношении своих шансов на получение новой работы, 6,1% опрошенных этой подгруппы считают, что им удастся найти работу быстро и без особых проблем, 60,1%, что им удастся найти работу, но для этого потребуется время. Никто из безработных в возрасте от 25 до 30 не рассчитывает на быстрый поиск работы, 46,3% опрошенных данной подгруппы считают, что для этого потребуется время. По сравнению с другими возрастными группами, число безработных после 40 лет, негативно оценивающих свои шансы на поиск работы, составляет 61,7%, в сравнении этот показатель у подгруппы от 25 до 30 лет - 53,6%, а от 30 до 40 - 32,5% опрошенных. Таким образом, оценка конкурентоспособности у безработных после 40 лет снижается практически вдвое, а наиболее конкурентоспособный, с точки зрения возраста, интервал от 30 до 40 лет. На наш взгляд, это связано с нежеланием работодателей принимать на работу молодежь из-за отсутствия опыта работы и людей предпенсионного возраста из-за боязни проблем со здоровьем.

     Для изучения приспособленности безработных к новым требованиям рынка труда, респондентам задавался вопрос: «Как Вы думаете, смогли ли Вы приспособиться к рыночным отношениям и конкуренции на рынке труда?"». Исследование показало, что 37,3% безработных считают, что смогли приспособиться к новым требованиям рынка труда. В то же время большинство безработных - 62,7% ответили, что так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям. Анализ возрастных различий показал, безработным старше 40 лет переход к рынку и, следовательно, способность к конкурентной борьбе дается труднее. Число утвердительных ответов (29,4%) у них меньше, чем у испытуемых в возрасте от 30 до 40 (30,7%). Наиболее приспособленными себя считают респонденты от 25 до 30 лет (56,1%). На наш взгляд такая разница обусловлена тем, что безработным старшего возраста приходится преодолевать большее число моральных и психологических барьеров в процессе поиска работы и адаптации к современным требованиям рынка труда.

     Конкурентоспособность безработных на рынке труда во многом зависит от личностных качеств субъекта. К числу таких характеристик мы отнесли: предприимчивость (способность находить и применять новые идеи), коммуникабельность (способность к общению с другими людьми), целеустремленность (способность добиваться поставленной цели), инициативность (способность активно осуществлять и регулировать свою деятельность), стрессустойчивость (способность целесообразно и разумно действовать в ситуации нервно-психической напряженности, а также успешно адаптироваться к условиям социальной среды), мобильность (способность к быстрой перестройке системы мотивов, восприятия и представлений, а также гибкости аффективных откликов в обстоятельствах, требующих изменения характера поведения), профессионализм (совокупность качеств, включенных в процесс деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения).

Информация о работе Уровень социально-психологической адаптации безработных мужчин и женщин