Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа
Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы 5
социально-психологической адаптации 5
1.1. Проблема социально-психологической адаптации 5
1.1.1. Понятие адаптации 5
1.1.2. Социально-психологическая адаптация 10
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 22
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 22
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте. 24
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 26
1.3. Постановка целей и задач исследования. 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации 30
2.3. Математико - статистические методы 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста 34
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации 3
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности. 5
Заключение 8
Список литературы 9
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы
социально-психологической адаптации
1.1. Проблема социально-психологической адаптации
1.1.1. Понятие адаптации
1.1.2. Социально-психологическая адаптация
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте.
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте
1.3. Постановка целей и задач исследования.
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация экспериментального исследования
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации
2.3. Математико - статистические методы
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности.
Заключение
Список литературы
Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе в психологии. В прикладных областях (в медицинской психологии, в исследованиях отклоняющегося поведения и т.) обеспечению индивида в той или иной среде и преодолению его дезадаптации уделяется немало внимания. Однако при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации специалисты придают частное значение (например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность), либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, вплоть до того, что представление о приспособительной функции психического и личности объявляется ложным.
Проблема социально-психологической адаптации стала предметом научного исследования прежде всего вследствие объективных практических потребностей общества в развитии полноценно-функционирующей творческой личности. Социально-психологическая адаптация - сложное явление, связанное и с индивидуальными особенностями человека, и с позицией личности в обществе.
Проблема адаптации - одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровне. Количество таких исследований растет, и их актуальность легко объяснить. Ведь именно в результате адаптации обеспечивается эмоциональный комфорт, равновесие, достигаются сбалансированные взаимоотношения с окружающими, успешность в деятельности, гармоничность в поведении, что является важными условиями психологического здоровья личности, ее целенаправленного развития.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психологической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психологического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека. Таким образом, проблема психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
Мы рассматриваем социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.
Данное исследование было посвящено изучению особенностей проявления социально-психологической адаптации подростков и старшеклассников относительно некоторых личностных особенностей.
Тема исследования: «Социально-психологические проблемы отношений межличностной значимости»
Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.
Проблема адаптации - одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровне. Способность к приспособлению - фундаментальное свойство живой материи, и потому интерес к проблеме адаптации не случаен.
В общебиологическом плане адаптация (от лат. adapto -приспособляю) представляет собой процесс и систему механизмов, обеспечивающих приспособление живого организма к постоянно меняющимся условиям среды.
Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Психологическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся неполной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психологическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психологическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Современное представление об адаптации основывается на работах И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина, Г.Селье и др. Несмотря на существование многочисленных определений понятия “адаптация”, объективно существует несколько форм проявлений этого феномена, которые позволяют утверждать, что адаптация, с одной стороны, - динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой - свойство любой живой саморегулируемой системы, опосредующее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).
Данное свойство присуще и человеку, однако он не просто живой организм, а прежде всего и биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный; можно предположить, что способность к адаптации является не только индивидным, но и личностным свойством.
Адаптация предполагает активность приспособления, целью которого должна стать гармонизация отношений личности и среды, личности с самой собой.
Адаптация достаточно изучена только с точки зрения биологического приспособления организма к среде. Так, ее рассматривают как чисто биологическую особенность, то есть “приспособление, изменение чувствительности органов чувств под влиянием приспособлений и действующих раздражителей...”, перестройку физиологических систем организма, обеспечивающую “целесообразное приспособление к новым условиям жизни”. Как категория биологическая адаптация продолжает быть в центре внимания ученых и в настоящее время. Но с 30-40-х годов XX столетия появляется все больше исследований на стыке физиологических и психологических, психологических и социальных наук. Исследователи приходят к выводу, что слишком узкое понятие адаптации не перспективно. Человек как сложная биосоциальная система, постоянно взаимодействуя со средой, или входит в гармонию с внешним миром и самим собой, т.е. адаптируется, или не достигает гармонии, результатом чего являются внутренний дискомфорт, рассогласование мотивов, эмоциональные сбои, конфликты с окружающими людьми, дезорганизация деятельности и поведения. [6]
При изучении все четче стала обнаруживаться сложность самого явления, именуемого термином “адаптация”, что привело к разночтению при определении сущности данного феномена. Социальная адаптация стала пониматься как “готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей”, иногда ее стали называть неосознанным формированием навыков и обычаев общественного существования. Л.Н. Собчик говорит о том, что “успешность социальной адаптации - это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды. Абсолютно уравновешенная гармоническая личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Чем больше выражены характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка падает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс”. [3]
Адаптация как динамическое образование тесно связана с функциональным состоянием организма, которое является характеристикой уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающей особенности процесса адаптации и гомеостаза. Можно полагать, что по качественному признаку набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, что обусловлено особенностями деятельности механизмов регуляции, и в первую очередь, индивидуально-психологическими особенностями личности.
Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие положения:
а) Адаптация - это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида.
б) Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.
в) Оценить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. И чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Информация о работе Социально-психологическая адаптация подростков