Уровень социально-психологической адаптации безработных мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение уровня социально-психологической адаптации безработных к рынку труда.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения уровня социально-психологической адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 6
1.1 Безработица, как социальное явление экономических противоречий развития общества и фактор изменения актуального психического состояния безработных 6
1.2 Социально-психологические механизмы адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 14
1.3 Стадии адаптационного процесса, их взаимосвязь с личностными особенностями и эмоциональным состоянием безработных 19
2 Методика организации и программа комплексного исследования 26
2.1 Методы и методика исследования особенностей адаптации безработных к современным требованиям рынка труда 26
2.2 Результаты эмпирических исследований социально-психологических особенностей адаптации безработных к новым требованиям рынка труда 34
Заключение 71
Список использованных источников 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Работа содержит 1 файл

курсовая Уровень адаптации безработных.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

      Анализируя динамику изменений внутреннего и внешнего фактора адаптации безработных, мы пришли к выводу, что большинство респондентов к моменту регистрации в центре занятости уже прошли первичную фазу психологической адаптации, о чем свидетельствует наличие психологической готовности к принятию статуса безработного, с одной стороны, и внутренней неудовлетворенности существующим положением, с другой стороны. Начальный период безработицы (до 6 мес.) связан с прохождением второго этапа адаптации - оценкой вариантов и выбор стратегии поведения на рынке труда. Большинство безработных связывают его с прохождением профессиональной переподготовки. Но данный процесс неравномерен, так как 28,2% испытуемых, в первые же месяцы регистрации не только видят возможные перспективы трудоустройства, но и предпринимают активные действия. Но в то же время, 51,6% безработных, несмотря на знание возможных способов преодоления сложившейся ситуации, тем не менее, сохраняют пассивность. Неадекватность целей и соответственно поисковых действий респондентов приводит к пассивности (увеличение срока незанятости более года приводит к пассивности 40,7% респондентов). Далее, в зависимости от того насколько эффективно были пройдены первые два этапа .социально-психологической адаптации, безработные либо приступают к активным целенаправленным поискам, либо «застревают» на первых двух фазах, что в свою очередь приводит к пассивности их поведения на рынке труда. Успешность прохождения психологической перестройки на данном этапе, создает благоприятную почву для изменения ее глубинных образований, в частности системы ценностных ориентаций и установок. О чем свидетельствует, выявленный нами феном «интраверсии понятий» при оценке Я-конкурентоспособности. В связи с этим, следующий этап нашего исследования был посвящен анализу изменений структуры ценностных ориентаций под влиянием статуса безработного.

     При обработке данных использовались математико-статистические методы, реализованные в программе Microsoft Excel. При последующем анализе рассматривались распределения ответов по средним значениям набранных баллов. На первом этапе математической обработки полученных данных, т.е. результаты оценки по 5-ти бальной системе ценностей и группировки их в основные блоки, рассчитывался средний арифметический показатель по каждой группе ценностей. Вторичный этап математической обработки позволил выполнить вторичное ранжирование, т.е. выстраивание в соответствии с возрастанием средних значений.

     Анализ структуры терминальных ценностей безработных Республики Беларусь показал, что в иерархии ценностей-целей наиболее типичными для выборки безработных оказались такие цели жизни как: материальные (4,845), самостоятельность (4,8), познания (4,6), внутренняя удовлетворенность (4,453), успех (4,4). На наш взгляд, такая иерархия обусловлена тем, что испытуемые, приобретая статус безработного, утрачивают прежние позиции в обществе, ощущая при этом снижение уровня их самооценки, социального статуса, а также материального положения. Одновременно растет степень внутренней неудовлетворенности из-за отсутствия возможности реализовать себя в профессиональном плане.

     Сравнительный анализ полученных данных с результатами ранжирования этих же ценностей респондентами до того как они стали безработными, показал, что до приобретения статуса безработного, испытуемые ставили общественно-значимые ценности выше (3-й ранг до безработицы и 9-й ранг в статусе безработного), нежели теперь. А трудовые ценности, ценности внутренней удовлетворенности, самореализации и познания ниже (6-й, 4-й, 7-й и 3-й ранг до безработицы и 8-й, 6-й, 9-й, и 4-й в статусе безработного), чем в настоящий момент.

     Изучение структуры инструментальных ценностей безработных РБ  показало, что наиболее часто ими выбирались такие средства достижения жизненных целей, как: компетентность (4,701), общение (4,466), независимость (4,4), достижение результата (4,351), эрудиция (4,25).

     Сравнительный анализ распределения инструментальных ценностей безработных РБ свидетельствует о том, что с приобретением испытуемыми статуса безработного повышается роль таких средств достижения своих целей, как общение - 2-й ранг, независимость - 3-й ранг и эрудиция 5-й ранг (распределение этих ценностей, до приобретения статуса безработного: общение — 4-й ранг, независимость — 5-й ранг, эрудиция - 6-й ранг).

     Для анализа значимости изменений в структуре ценностных ориентаций с приобретением ими статуса безработного был использован t- критерий Стьюдента. Результаты анализа показали, что в структуре ценностных ориентаций безработных с приобретением нового для них статуса произошло снижение роли общественно-значимых ценностей и возможности достижения результата. Данный этап исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на изменения, которые субъективно связаны с ситуацией безработицы, большинство респондентов сохраняют прежнюю систему взглядов и целей. Следовательно, психологическая перестройка пока еще носит поверхностный характер, не затрагивая глубинных слоев психики.

     Для определения социально-психологических факторов, регулирующих процесс адаптации таких групп безработных, как группа «безработные, состоящие на учете в центре занятости до 6 мес.», «от 6 мес.

до 1 года» и группа «более 1 года или повторно» был проведен анализ структуры их терминальных и инструментальных ценностей. Сравнительный анализ выявил общие основные позиции в структуре терминальных ценностей этих групп: материальные, внутренняя удовлетворенность, самостоятельность, труд, познание. Причем степень значимости материальных ценностей, внутренней удовлетворенности и самостоятельности с увеличением периода безработицы повышается (в среднем на 0,2-0,3 балла). Скорее всего, это связано с тем, что размер пособия по безработице уменьшается, безработные все больше ощущают материальную зависимость от других членов своей семьи, вместе с тем растет внутренняя неудовлетворенность своим положением. Анализ распределения терминальных ценностей безработных Беларуси свидетельствует о том, что с приобретением испытуемыми статуса безработного снижается роль общественно-значимых ценностей и успеха (в среднем на 0,2-0,8 балла).

     В структуре инструментальных ценностей безработные, вне зависимости от времени пребывания в статусе безработного, основными средствами достижения жизненных целей выделяют: компетентность (4,125; 4,232; 4,09), достижение результата (4,133; 4,139; 4,034) и эрудицию (4,03; 4,011; 3,9). Наиболее сильные различия проявляются в оценке роли общения, безработные, состоящие на учете от 6 мес. и более года ставят его на одно из первых мест (4,237; 4,239), а те, кто зарегистрирован на барже от 6 мес. до 1 года оценивают его очень низко (0,1). Власть, как средство достижения своих целей оценивается низко всеми безработными.

     Сравнительный анализ возрастных различий выявил общие основные позиции в структуре терминальных ценностей безработных: материальные, самостоятельность, внутренняя удовлетворенность, познание, самореализация. У респондентов от 25 до 30 лет важность ценности познания, с получением статуса безработного, возрастает в 2,5 раза. При оценке инструментальных ценностей безработные всех возрастных групп главенствующую роль отдали общению. Респонденты от 30 до 40 лет, по сравнению с другими подгруппами более высокую оценку дают таким ценностям, как: личностные свойства, достижение результата и эрудиция.

     Таким образом, анализ возрастных различий показал, что наибольшие изменения в структуре ценностных ориентаций произошли у безработных от 25 до 30 лет, причем ценностные ориентации трансформированы в направлении преобладания ценностей материальных, познания, развития и самореализации. У безработных старше 40 лет трансформация ценностных ориентаций направлена на снижение роли общественно-значимых и трудовых ценностей. В структуре ценностных ориентаций респондентов 30 — 40 лет, несмотря на статус безработного серьезных изменений не произошло. Для них характерна стабильная оценка по всем группам ценностей. В отличие от двух предыдущих групп главенствующую роль в разряде инструментальных ценностей они отдали личностным свойствам.

     Разница в динамике изменения ценностных ориентаций у безработных разного возраста обусловлена теми конкретными социально- экономическими условиями в которых человеку приходится жить. Процесс социализации, а следовательно и формирования ценностных ориентаций безработных 25-30 лет происходил в период появления качественно новых социально-экономических и трудовых отношений, формирования другой экономической среды жизни человека сопровождающийся появлением и новых ценностей, таких как материально обеспеченная жизнь, богатство, предприимчивость и др. Кроме того, состояние системы их ценностей менее устойчиво, следовательно легче поддается перестройке. Состояние неопределенности и утраты стабильности с приобретением статуса безработного привело к повышению значимости ценностей образования и самореализации.

     Фактор возраста в динамике изменения ценностных ориентаций безработных старше 40 лет скорее имеет отрицательное значение. Система их ценностей, в отличие от предыдущей возрастной группы, отличается наибольшей устойчивостью, кроме того экономическая социализация происходила на фоне социалистической экономики. В связи с этим процесс перестройки ценностных ориентаций происходит медленнее и труднее. Статус безработного и обусловленная им трансформация системы ценностей скорее носит отрицательный характер, так как приводит к снижению трудовых ценностей. Ситуация может усугубляться наличием кризиса середины карьеры, когда человек переоценивает свои достижения, значимость работы. Кризис может принимать достаточно болезненные формы, приводить к стрессу.

     Отсутствие значимых преобразований в структуре ценностей безработных 30-40 лет на наш взгляд, связано с тем, что их система ценностей наиболее отвечает объективных условиям жизни.

     Психологическая перестройка под влиянием статуса безработного затронула также систему социальных установок. Так, по результатам исследования 1993г. (Н. Чернина) лишь 23% безработных были готовы к переквалификации и 55% - хотели бы работать только по своей специальности. Результаты нашего исследования показали, что 56,5% безработных желают пройти профессиональную переквалификацию, и лишь 17,8% - в качестве обязательного условия работы отмечают соответствие специальности. Причем данная установка реализуется в конкретном поведении безработных - 67,7% прошли обучение в центрах переквалификации.

     Возраст респондентов оказывает непосредственное влияние на готовность к профессиональной переподготовке. Наибольшую активность (78,9%) в данном случае проявляют безработные 30-40 лет. С возрастом (старше 40 лет), желание учиться снижается. Данный феномен обусловлен наличием дифференциальных закономерностей изменения когнитивных способностей с возрастом. Обучение активизирует все высшие психические функции (восприятие, память, мышление, внимание). Динамика их развития в процессе жизни идет не одинаково. Процесс возрастания количественной и качественной продуктивности высших психических процессов приходится на 18-20 лет. Затем, приблизительно до 40 лет наблюдается период устойчивости и стабильности в их работе. После 40 лет начинается прогрессирующее снижение уровня активности (Л.Ю. Субботина). Следовательно, обучение в данном возрасте требует от человека больших усилий. Наличие трудностей может привести к появлению сопротивлению инновациям. Помимо указанных психологических особенностей на обучение взрослых влияют и объективные факторы. Так отсутствие дифференциального подхода к организации обучения безработных разного возраста, приводит к тому, что люди старше 40 лет стремятся «уйти» от учебы, дабы не показать своей несостоятельности, боясь оказаться в учебной деятельности слабее молодых. Наличие высшего образования, также может послужить причиной отказа от переквалификации, в частности у безработных 25-30 лет (34,1%), поскольку многие считают свою профессию конкурентоспособной, боятся потерять свою профессиональную квалификацию, а также потратили на ее получение много материальных и моральных сил. На успешность обучения в старшем возрасте определенное влияние оказывают личностные свойства. Так, нами была установлена положительная корреляционная связь, между желанием пройти профессиональную переподготовку и такими свойствами как пластичности (г=0,38) и активность нервных процессов (г=0,39).

     В ходе предыдущего анализа внешних факторов адаптации мы всех испытуемых разделили на четыре адаптационных типа: активный, пассивный, деструктивный и смешанный. Целью данного этапа исследования являлось выявление основных характеристик детерминирующих тот или иной тип приспособительного поведения в ситуации безработицы. Анализ адаптационных типов осуществлялся с учетом:

  • степени адекватности оценок уровня конкурентоспособности;
  • используемых механизмов адаптации;
  • структурных особенностей мотивационной сферы безработных;
  • личностных характеристик (уровень интернальности, самооценка, психофизиологические характеристики).

     Результаты корреляционного анализа при данном количестве сопоставляемых пар (объем данной выборки N=369) показывают наличие значимой статистической связи на уровне р=0,05 при значении коэффициента корреляции не меньше критического значения 0,100 (N=300), 0,060 (N=400); на уровне р=0,01 не меньше критического значения коэффициента корреляции 0,126 (N=300), 0,070 (N=400).

Таблица 2.2.2 Соотношение оценок уровня конкурентоспособности и типа адаптации безработных, %

Тип стратегии Степень адекватности представлений уровня трудового потенциала
АВ НВ НН АН
Активный 34,1   19,8  
Пассивный   18,8 10,8  
Деструктивный   4,6   2,5
Смешанный     4,7  

Примечание: АВ — адекватно высокая оценка; НВ — неадекватно высокая; НН — неадекватно низкая; АН - адекватно низкая.

     Результаты сравнения адекватности оценок конкурентоспособности и типа стратегии адаптивного поведения показали, что у безработных с адекватно высокой оценкой конкурентоспособности преобладает активный тип адаптации (34,1%). Неадекватность представлений уровня трудового потенциала приводит, как правило, к пассивности безработных (29,6%). Низкий уровень как объективной, так и субъективной оценки конкурентоспособности приводит 2,5% безработных к деструктивным формам адаптации.

Информация о работе Уровень социально-психологической адаптации безработных мужчин и женщин