Социально-психологические аспекты коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие проблемы теоретического анализа подходов зарубежной и отечественной психологии в отношении социально-психологических аспектов коммуникации.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить литературу по проблеме «социально психологические аспекты коммуникации» с т.зр. отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести сравнительный анализ данных подходов.

3. На основании анализа сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

Учреждение образования.docx

— 81.80 Кб (Скачать)

    Учреждение  образования

    Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка 

    Факультет психологии

    Кафедра социальной психологии 
 
 

    Курсовая  работа 

     Теоретический анализ проблемы

     «Социально-психологические  аспекты коммуникации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              студентки 5 курса

              дневной формы получения образования

              56 группы

              Жмакиной  Ирины Андреевны

              Научный руководитель –

              старший преподаватель

              Повидайко Людмила Владимировна 
           
           
           
           
           

Минск, 2011 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность

     Объект  – социально-психологические аспекты коммуникации.

     Предмет – проблема теоретического анализа  отечественных и зарубежных подходов к пониманию коммуникации с точки зрения социальной психологии.

     Целью курсовой работы является раскрытие  проблемы теоретического анализа подходов зарубежной и отечественной психологии в отношении социально-психологических аспектов коммуникации.

  Цель  предполагает решение следующих  задач:

1. Изучить литературу по проблеме «социально психологические аспекты коммуникации» с т.зр. отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести  сравнительный анализ данных  подходов.

3. На  основании анализа сделать выводы.

     Практическая  значимость определяется возможностью более широкого и углубленного понимания проблемы социально-психологических аспектов коммуникации и использование выводов по данной курсовой работе для ознакомления в различных видах учебной деятельности.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Исторический экскурс понятия коммуникация 

    История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители  наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Регулятором общественной жизни служил номос — закон в виде письменного текста — дальний предок бюрократии.

    В эллинистический период, когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалась особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые «грамматики», предписывающие правила «истинного» и «чистого» греческого языка; особенно активны были александрийские грамматики.

    Таким образом, коммуникация стала еще  до нашей эры предметом изучения двух древнейших научных дисциплин — логики и лингвистики. В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей были включены риторика, грамматика и диалектика, которые образовали «тривиум» — три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику — науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.

    Русские ученые люди, появившиеся в XVII—XVIII вв., истово почитали живое слово и книжную премудрость.

    Почти столетие спустя М. В. Ломоносов (1711―1765) восславил дар речевого общения в следующем рассуждении: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням».[1]

    XVIII и XIX века — это время рождения в Европе общественных и гуманитарных наук, но среди них не числились дисциплины, изучающие закономерности коммуникации как таковой. Психология, появившаяся в конце XIX века, интересовалась больше интроспекцией, «духом народа», реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми.

    В социальной психологии, зародившейся на стыке веков в Германии (В. Вундт, X. Штейнталь) и во Франции (Г. Тард, Г. Лебон) и получившей развитие в США в 20—30-е годы, коммуникационная проблематика заняла центральное место.

    Габриэль Тард (1843—1904) был первым классиком социологии, громко и отчетливо заявившим о возможности научного изучения коммуникационных процессов и посвятившим себя этому изучению. Тард объяснял происхождение общества (социогенез) развитием социально-коммуникационной деятельности в форме подражания.

    Основоположниками американской социальной психологии считаются Джордж Мид (1886— 1931) и Герберт Блумер (1900—1987), которые основали в Чикаго научную школу так называемого символьного интеракционизма.

    Раньше  американцев, еще находясь в Петрограде, о решающей роли коммуникации для  развития общества писал великий социолог XX века П. А. Сорокин (1889— 1968): «Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое — обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами» [2].

    После второй мировой войны развитые страны столкнулись с информационным кризисом, вызванным противоречием между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Потребовались новые коммуникационные средства.

    Ретроспективно  оценивая достижения XX века в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук — социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии. [4,введ1.2]

    Зарубежные ученые оценили фундаментальную значимость социальной коммуникации для человеческой цивилизации, которую в свое время П. Я. Чаадаев (1794—1856) сформулировал вполне определенно: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе»[3].

    Более развернуто эта мысль выражается в следующих тезисах, достаточно очевидных в наши дни:

    • в процессе антропогенеза коммуникационная деятельность была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого сознания и языка;

    • коммуникация — способ формирования человеческой личности, поскольку только в процессе взаимодействия с другими людьми происходит социализация индивида и развитие его способностей;

    • коммуникационная потребность —  органическая (абсолютная) духовная потребность человека; изоляция от общества приводит к неизлечимым психическим травмам;

    • коммуникация — фактор и условие  существования любых человеческих общностей — от малых социальных групп до наций и государств;

    • коммуникационная деятельность — источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов.

    Между тем в Советском Союзе «коммуникационная  наука», процветающая за рубежом, оказалась в числе репрессированных идеологическими органами научных дисциплин. В «Философском словаре», изданном Политиздатом в 1986 г., говорится «Коммуникация — категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом... Доктрина коммуникации в целом — утонченная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива»[4].

    Главный редактор Международной Энциклопедии по коммуникации Э. Барнув, констатируя «коммуникационную революцию, происходящую в индустриальных странах», пишет: «Становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины, как антропология, искусствознание, педагогика, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины», которая именуется теорией коммуникации. Задача этой дисциплины, по Э. Барнуву, состоит в том, чтобы выявить «все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений».

    Ясно, что надеяться на плодотворное сотрудничество специалистов разных отраслей знания в выявлении путей распространения в обществе «информации, идей и установок» не приходится, хотя бы из-за терминологических барьеров между науками. Никакой «теории коммуникации» путем суммирования знаний, накопленных в разных научных дисциплинах, вырастить нельзя. «Теория коммуникации» не может состоять из разделов, заимствованных из антропологии, искусствознания, педагогики и т. д. Чтобы познать сущность и структуру универсума социальной коммуникации в целом, требуется не суммирование, а обобщение знания, добытого антропологией, психологией, педагогикой, историей и т. д. Такое обобщение, т. е. получение нового знания путем критического анализа, сопоставления, оценки, систематизации частных фактов и концепций, свойственно не теории, а метатеории, или обобщающей теории.

    Метатеория  социальной коммуникации — это межнаучная обобщающая теория, формирующаяся на основе («мета» — после) различных наук, изучающих те или иные грани (аспекты, проблемы) социальных коммуникаций.

    Метатеория  связана генетически с обобщаемыми  теориями, является производной от них и может возникнуть только после того, как созрели предпосылки для обобщения. Такие предпосылки сейчас созрели, но созрели они не для теории коммуникации (таких теорий различных коммуникаций — массовых и специальных, речевых и технических, научных и эстетических — сегодня достаточно много), а для обобщающей метатеории. [4, введ1.3] 

ТЕОРИИ  И МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ

     В истории развития теории коммуникации, С.В. Бориснев выделяет следующие её концептуализации: (Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 29-31)

     Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) - коммуникатор; что? (передаётся) - сообщение; как? (осуществляется передача) - канал; кому? (направлено сообщение) - аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) - результат.

     Социально-психологическая (интеракционистская) модель коммуникации Т. Ньюкомбо, задающая динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация. Данная модель старается учитывать как отношения, складывающиеся между общающимися, так и их отношения к объекту разговора, и постулирует, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. При совпадении отношений друг к другу у общающихся, они будут стремиться к совпадению их отношения к объекту, о котором идёт речь. При несовпадении отношения друг к другу, будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношений к объекту разговора при несовпадении отношений друг к другу будет восприниматься как ненормальное.

     Шумовая модель коммуникации К. Шеннона - У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом - помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантически шумы - первые связаны с помехами в передатчике и канеле, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.

     Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.

Информация о работе Социально-психологические аспекты коммуникации