Социально психологическая структура групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

Социально-психологическая структура групп..................................2.
Введение.
Группы: их виды, размеры, структура.
Социально-психологическая структура группы.
Заключение.

Деловая беседа.........................................................................................15.
Введение.
Подготовка к проведению деловой беседы.
Начало беседы.
Передача информации.
Аргументация.
Принятие решений и завершение беседы.
Заключение.

Вы работаете в табачной компании и до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Но недавно Вы познакомились с отчётом об исследовании, где точно доказана связь между курением и раковыми заболеваниями. Вы будете торговать табаком? Почему?

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

      Содержание.

      стр.

  1. Социально-психологическая структура групп..................................2.
  1. Введение.
  1. Группы: их виды, размеры, структура.
  2. Социально-психологическая структура группы.
  3. Заключение.
 
  1. Деловая беседа.........................................................................................15.
  1. Введение.
  1. Подготовка к проведению деловой беседы.
  2. Начало беседы.
  3. Передача информации.
  4. Аргументация.
  5. Принятие решений и завершение беседы.
  6. Заключение.
 
  1. Вы  работаете в табачной компании и до сих  пор не были убеждены в том, что курение  вызывает рак. Но недавно  Вы познакомились  с отчётом об исследовании, где точно доказана связь между курением и раковыми заболеваниями. Вы будете торговать  табаком? Почему?
 
  1. Список  используемой литературы.
 

 

    1. Социально-психологическая  структура групп.

Введение.

Проблема  групп, коллективов  в которые  объединены люди в процессе своей  жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность  общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует  оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь  место двоякое употребление понятия “группа”».   С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

    С другой стороны, в целом цикле  общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. 
 
 
 

    Группы: их виды, размеры, структура.

    Любой   коллектив в свою очередь состоит  из групп и микрогрупп. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек  и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и  большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал неорганизованными  группами».

    Группы  состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это  три современные реальности, они  взаимосвязаны. Все группы более  или менее специализированы. Их специализация  зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет  одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать  в нескольких группах: члены команды  по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или  спорадические группы. Некоторые  группы созданы для длительного  существования и стремятся к  этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это  группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые  группы являются свободными, другие имеют  обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются  организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный  характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб  по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

    Социальная  психология предпринимала многократные попытки построить классификацию  групп. Американский исследователь  Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

    Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она  сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые  преимущественно фигурируют в общепсихологических  исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический  анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют  реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие”  и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

    Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов.

    Целесообразность  исследования групп очевидна, т.к. они  являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности,  срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

    Лабораторные  исследования малых групп могут  быть приближены к реальным жизненным  условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и  второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

    И что ценно, в лабораторных исследованиях  малых групп соблюдается общепсихологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

    Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее  и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие”  группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них  имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие  “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в  социальной психологии в качестве объекта  исследования. В группах первого  вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной  психологии, в частности  при исследовании способов воздействия  в ситуациях вне коллективного  поведения.

    Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью  в полном смысле этого слова, и  коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

    Традиционно в социальной психологии изучаются  некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура  группы, групповые процессы, групповые  ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать  совершенно различное значение в  зависимости от того общего подхода  к группе, которые реализуется  в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

    Иногда  состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней  носят более сложный характер. Например, в старших классах школы  нередко можно встретить объединения  детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в  большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются  крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы -  триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит  любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много  полезной информации для понимания  более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или  коллективе.

    Разнообразна  структура больших групп, в которые  входят малые:

  • социальные классы;
  • различные этнические группы;
  • профессиональные группы;
  • возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

    Реальная  группа выбирается в качестве объекта  исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу  “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько  достаточно формальных признаков структуры  группы: структура предпочтений, структура  коммуникаций, структура власти. “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для  социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к  групповым процессам прежде всего  следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы. 

      Социально - психологическая  структура группы.

    Если  человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между  людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его  будущие сотрудники друг друга и  поймут ли нового человека - руководителя. Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения  и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое огорчает, тревожит, настораживает. А руководителю еще труднее, потому что по своему социальному статусу  он как бы противостоит группе людей, объединенных общим “мы”. И вот  такое взаимодействие человеческого  “я” и группового “мы” очень  сложно и противоречиво, изменчиво  и неустойчиво. Мы часто, говоря о  коллективе, рассматриваем это взаимодействие как соотношение индивидуальности и коллективности, при этом, как  правило, отдаем предпочтение коллективности. Отсюда - стремление к усреднению, уравниванию людей и нелюбовь к “выскочкам”, желание поставить их “на место”.

    Такая тенденция очень вредна для развития общества, особенно его творческого, интеллектуального потенциала. Оказывается, что чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена  коллектива, тем более дееспособным, человечным является и коллектив  в целом. Поэтому так важно  проникнуть в особенности тончайшей  ткани взаимоотношений “я” и  ”мы”, складывающихся в социальной группе, т.е. в коллективе, которым  мы руководим или собираемся руководить. Психология может стать здесь  хорошим помощником.

    Психологи А.А.Бодалев, В.Н.Панферов специально изучали  в экспериментальных условиях, что  производит наиболее сильное впечатление  при знакомстве. Оказалось, первое что  бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая  может менять лицо до неузнаваемости. Например, если женщина надевает парик  и долго его носит, стоит ей появиться без парика - она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная  мода, особенно среди молодежи, начинается с прически, вспомним панков, хиппи  и др. Это резко выделяет их на фоне других людей. Практический совет: если Вы хотите, чтобы на Вас обратили внимание в обществе - смените прическу. И еще: всегда следите (особенно женщины) за своей прической, чтобы всегда производить хорошее впечатление.

    После прически мы обращаем внимание на глаза  человека, которые, как известно, зеркало  души. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они  как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно, если она добрая и приветливая, а  не злая и натянутая. Не зря известный  американский специалист по общению  Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозгласил: если хотите понравиться человеку - улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

Информация о работе Социально психологическая структура групп