Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа
Цель исследования: изучение социально-психологических факторов риска суицидального поведения.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать статистические данные по проблеме суицида в Республике Беларусь.
Провести теоретический анализ литературных источников проявления суицидального поведения.
Раскрыть суть понятия суицидальное поведение и его виды. Описать основные причины суицидального поведения.
Провести эмпирическое исследование по выявлению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку самоубийства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Статистический анализ проблемы суицида в Республике Беларусь 6
1.2 Определение, типология и факторы риска суицидального поведения 8
1.3 Основные причины суицидального поведения 16
1.4 Профилактика суицидального поведения 25
Выводы по главе 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 31
2.1 Обоснование выбора методик исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3 Выводы по результатам исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
Это можно объяснить более высоким уровнем доходов контрольной группы, а, соответственно, более высокой возможностью удовлетворять свои нужды и потребности.
На рисунке 2.3 мы можем видеть средние показатели социальной фрустрированности по основным сферам жизнедеятельности в контрольной и экспериментальной группах.
1 –
взаимоотношения с коллегами, 2 - взаимоотношения
на работе, 3 - положение в обществе,
4 - материальное положение, 5 - жилищно-бытовые
условия, 6 - отношения с супругой (-ом),
7 - отношения с детьми, 8 - отношения
с родителями, 9 - отношения с друзьями
/ знакомыми, 10 - сфера бытового обслуживания,
11 - сфера медицинского обслуживания,
12 - проведение досуга, 13 - образ жизни
в целом
Рисунок
2.3 – Средние значения
показателей социальной
фрустрированности
Как видим из данных, представленных на диаграмме, общие показатели социальной фрустрированности у лиц, совершивших попутку суицида, немного превышают такие же показатели у лиц, без суицидальных попыток.
Достоверность
различий изучаемых показателей
социальной фрустрированности между
контрольной и экспериментальной группами
рассчитывалась по t-критерию Стьюдента.
Результаты статистической обработки
представлены в таблице в 2.6. В данной таблице
приведены результаты проверки равенства
дисперсий, значение t-критерия Стьюдента
и уровень значимости.
Таблица 2.6 - Экспериментальные данные исследования социальной фрустрированности
|
Статистически
достоверные различия в уровне социальной
фрустрированности обнаружены по таким
сферам как удовлетворенность взаимоотношениями
на работе, удовлетворенность материальным
положением, удовлетворенность сферой
бытового обслуживания и удовлетворенность
сферой медицинского обслуживания.
Исходя из проведённого эмпирического исследования по изучению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку самоубийства, можем сделать следующие выводы:
Исходя из проведённого эмпирического исследования по изучению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку самоубийства и выявление факторов риска суицидального поведения, можем сделать следующие выводы:
1. Депрессивное состояние и социальная фрустрированность являются факторами риска совершения попытки самоубийства.
2.
Также в ходе исследования
нами было выявлено, что мужчины
чаще совершают попытки
3. Наиболее опасный возраст для совершения суицида от 15 до 25 лет.
Совершаются
самоубийства по различным мотивам
и поводам, но всегда вытекают из конфликта
либо внутри личности, либо личности и
окружающей среды, когда индивид
не может разрешить такой конфликт
иным, более позитивным путем. Из приведенных
в работе данных можно сделать
вывод, что на уровень самоубийств
влияют как объективные, так и
чисто субъективные факторы. И хотя
мною были рассмотрены далеко не все
пласты данного явления, все же очевидно,
что самоубийства – явление негативное
и необходимо разрабатывать способы
борьбы с ним или хотя бы искать
возможности снизить его
Суицидальное поведение является актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.
В такой ситуации крайне важным становиться выработка эффективных моделей формирования установок на здоровый образ жизни среди населения, а также работы с уязвимыми группами, к числу которых относятся и молодежные группы.
Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь человеку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремление, чувства и волю, его деятельность.
Специалисту,
оказывающему помощь людям с поведенческими
девиациями, важно чувствовать уверенность,
искренний интерес к людям
и компетентность в таких вопросах.
Особенно важно сформировать адекватные
представления и позитивные навыки
воздействия на отклоняющееся поведение
личности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Диагностика психических состояний и свойств личности
Опросник
состоит из 20 вопросов. Для проведения
процедуры тестирования испытуемым
были предложены бланки для ответов.
Шкала депрессии
Фамилия ______________________________
Инструкция:
«Прочитайте внимательно каждое из приведенных
ниже предложений и зачеркните соответствующую
цифру справа в зависимости от того, как
вы себя чувствуете в последнее время.
Над вопросами долго не задумывайтесь,
поскольку правильных или неправильных
ответов нет».
А – Никогда или изредка.
В – Иногда.
С – Часто.
D
– Почти всегда или постоянно.
А | В | С | D | ||
1. | Я чувствую подавленность…………............. |
1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Утром я чувствую себя лучше всего……………. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | У меня бывают периоды плача или близости к слезам……………………………………………… | 1 |
2 |
3 |
4 |
4. | У меня плохой ночной сон…………..................... | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Аппетит у меня не хуже обычного……………… | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин (мужчин), разговаривать с ними, находиться рядом………………………………… | 1 |
2 |
3 |
4 |
7. | Я замечаю, что теряю вес………………………... | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Меня беспокоят запоры………………………….. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Сердце бьется быстрее, чем обычно…………….. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Я устаю без всяких причин………………………. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я мыслю так же ясно, как всегда………………... | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Мне легко делать то, что я умею……. …………. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте………………………………………………. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | У меня есть надежды на будущее……………….. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Я более раздражителен(на), чем обычно……….. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Мне легко принимать решения…………………. | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я чувствую, что полезен(на) и необходим(ма)…. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я живу достаточно полной жизнью…………….. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру………………………………………... | 1 |
2 |
3 |
4 |
20. | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда……………………………………………… | 1 |
2 |
3 |
4 |
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле
где пр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;
обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.
Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Методика
диагностики уровня
социальной фрустрированности
Л.И. Вассермана
Опросник состоит из 20 вопросов. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.
Тестовый материал
|