Суицидальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение социально-психологических факторов риска суицидального поведения.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать статистические данные по проблеме суицида в Республике Беларусь.
Провести теоретический анализ литературных источников проявления суицидального поведения.
Раскрыть суть понятия суицидальное поведение и его виды. Описать основные причины суицидального поведения.
Провести эмпирическое исследование по выявлению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку самоубийства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Статистический анализ проблемы суицида в Республике Беларусь 6
1.2 Определение, типология и факторы риска суицидального поведения 8
1.3 Основные причины суицидального поведения 16
1.4 Профилактика суицидального поведения 25
Выводы по главе 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 31
2.1 Обоснование выбора методик исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3 Выводы по результатам исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 4 курс.docx

— 152.27 Кб (Скачать)
 
 

     Это можно объяснить более высоким  уровнем доходов контрольной группы, а, соответственно, более высокой возможностью удовлетворять свои нужды и потребности.

     На  рисунке 2.3 мы можем видеть средние показатели социальной фрустрированности по основным сферам жизнедеятельности в контрольной и экспериментальной группах.

     

1 – взаимоотношения с коллегами, 2 - взаимоотношения на работе, 3 - положение в обществе, 4 - материальное положение, 5 - жилищно-бытовые условия, 6 - отношения с супругой (-ом), 7 - отношения с детьми, 8 - отношения с родителями, 9 - отношения с друзьями / знакомыми, 10 - сфера бытового обслуживания, 11 - сфера медицинского обслуживания, 12 - проведение досуга, 13 - образ жизни в целом 

Рисунок 2.3 – Средние значения показателей социальной фрустрированности 

     Как видим из данных, представленных на диаграмме, общие показатели социальной фрустрированности у лиц, совершивших попутку суицида, немного превышают такие же показатели у лиц, без суицидальных попыток.

     Достоверность различий изучаемых показателей  социальной фрустрированности между  контрольной и экспериментальной группами рассчитывалась по t-критерию Стьюдента. Результаты статистической обработки представлены в таблице в 2.6. В данной таблице приведены результаты проверки равенства дисперсий, значение t-критерия Стьюдента и уровень значимости. 

    Таблица 2.6 - Экспериментальные данные исследования социальной фрустрированности

 
 
 
Название  параметра
 
 
 
Статистический  показатель
Контрольная Экспериментальная Сравнение экспериментальных  данных по t-критерию Стьюдента
Значение t-критерия Р-уровень  значимости
  Удовлетворенность взаимоотношениями  на работе Mean ,43 ,71 -1,823 ,074
Std. Deviation ,573 ,600
Std. Error Mean ,108 ,113
Удовлетворенность своим положением в обществе Mean 1,11 1,32 -1,098 ,277
Std. Deviation ,737 ,723
Std. Error Mean ,139 ,137
Удовлетворенность материальным положением Mean 1,32 1,71 -1,857 ,069
Std. Deviation ,612 ,937
Std. Error Mean ,116 ,177
Удовлетворенность жилищно-бытовыми условиями Mean 1,21 1,46 -1,151 ,255
Std. Deviation ,738 ,881
Std. Error Mean ,140 ,167
Удовлетворенность отношениями с супругой (-ом) Mean ,25 ,43 -1,000 ,322
Std. Deviation ,701 ,634
Std. Error Mean ,132 ,120
Удовлетворенность отношениями с детьми Mean ,18 ,29 -,857 ,395
Std. Deviation ,476 ,460
Std. Error Mean ,090 ,087
Удовлетверенность отношениями с друзьями / знакомыми Mean ,43 ,46 -,233 ,817
Std. Deviation ,573 ,576
Std. Error Mean ,108 ,109
Удовлетворенность сферой быт.обслуживания Mean 1,14 1,43 -1,837 ,072
Std. Deviation ,448 ,690
Std. Error Mean ,085 ,130
Удовлетворенность сферой мед.обслуживания Mean 1,18 1,43 -1,777 ,081
Std. Deviation ,390 ,634
Std. Error Mean ,074 ,120
Удовлетворенность проведением досуга Mean 1,36 1,57 -,940 ,351
Std. Deviation ,731 ,959
Std. Error Mean ,138 ,181
Удовлетворенность своим образом жизни в целом Mean 1,11 1,18 -,511 ,612
Std. Deviation ,416 ,612
Std. Error Mean ,079 ,116
 
 

     Статистически достоверные различия в уровне социальной фрустрированности обнаружены по таким  сферам как удовлетворенность взаимоотношениями на работе, удовлетворенность материальным положением, удовлетворенность сферой бытового обслуживания и удовлетворенность сферой медицинского обслуживания. 

     2.3 Выводы по результатам  исследования

      Исходя  из проведённого эмпирического исследования по изучению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку  самоубийства, можем сделать следующие  выводы:

    1. В ходе анализа статистических данных по Республике Беларусь нами было выявлено, что мужчины чаще совершают попытки самоубийства, чем женщины. По данным Республиканского психо-неврологического диспансера, это соотношение примерно равно 4:1.
    2. Наиболее опасный возраст для совершения суицида от 15 до 25 лет.
    3. Попытки самоубийства чаще совершают лица со средним образованием и не имеющие семьи.
    4. Депрессивное состояние и социальная фрустрированность являются факторами риска совершения попытки самоубийства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Исходя  из проведённого эмпирического исследования по изучению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку  самоубийства и выявление факторов риска суицидального поведения, можем сделать следующие выводы:

      1. Депрессивное состояние и социальная фрустрированность являются факторами риска совершения попытки самоубийства.

      2. Также в ходе исследования  нами было выявлено, что мужчины  чаще совершают попытки самоубийства, чем женщины. По данным республиканского  психо-неврологического диспансера, это соотношение примерно равно  4:1.

      3. Наиболее опасный возраст для  совершения суицида от 15 до 25 лет.

    1. Попытки самоубийства чаще совершают лица со средним образованием и не имеющие семьи.
 

     Совершаются самоубийства по различным мотивам  и поводам, но всегда вытекают из конфликта  либо внутри личности, либо личности и  окружающей среды, когда индивид  не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных  в работе данных можно сделать  вывод, что на уровень самоубийств  влияют как объективные, так и  чисто субъективные факторы. И хотя мною были рассмотрены далеко не все  пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства – явление негативное и необходимо разрабатывать способы  борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта  на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства. Однако для этого  необходима дальнейшая разработка данной проблемы.

     Суицидальное поведение является актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

     В такой ситуации крайне важным становиться  выработка эффективных моделей  формирования установок на здоровый образ жизни среди населения, а также работы с уязвимыми  группами, к числу которых относятся  и молодежные группы.

     Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь человеку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремление, чувства и волю, его деятельность.

     Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность, искренний интерес к людям  и компетентность в таких вопросах. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение  личности.  

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Азарова, Л.А. Сятковский, В.А. Психология девиантного  поведения. Минск ГИУСТ БГУ, 2009г. (с. 78)
  2. В.А.Бобков, А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов. Девиантное поведение среди молодежи и меры противодействия. Минск, 2005г.
  3. Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. Социальная педагогика. Москва, 2004г. (с. 358)
  4. К.Ю.Добрин. Социология девиантного поведения подростков.– Саратов, 1999г. (с. 9)
  5. Под ред.проф. А.Н.Елсукова. Социология. Минск, 2001г. (с. 152)
  6. Е.В.Змановская. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). Москва, 2003г. (с. 11, 32 – 33)
  7. Д.К.Казымбетова. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования. Алмата, 1999г. (с. 4)    
  8. Ю.А.Клейберг. Психология девиантного поведения. Москва, 2001г. (с. 28- 30)
  9. Ю.А.Клейберг. Социальная психология девиантного поведения. Москва, 2004г. (с. 80 – 84)
  10. В.Т.Кондрашенко, С.А.Игумнов. Девиантное поведение у подростков. Минск, 2004г. (с. 94 – 220) 
  11. Е.В.Ласый. Диагностика и профилактика суицидального поведения в общемедицинской практике. Минск, 1999г. (с. 1 – 12) 
  12. Материалы республиканской научно-практической конференции. Проблемы суицидов и суицидального поведения.Гомель, 2008г. (с. 20)
  13. А.Н.Моховиков. Суицидология: прошлое и настоящее. Москва, 2001г. (с.353)  
  14. А.Н.Моховиков. Хрестоматия по суицидологи. Киев, 1996г. (с.11)
  15. В.Н.Наумчик, М.А.Паздников. Социальная педагогика. Минск, 2005г. (с. 185)
  16. .Д.Павленок, В.Д.Диденко, Н.П.Баженов. Основы социальной работы. Москва, 2000г. (с. 263 – 267)
  17. И.А.Погодин. Психология суицидального поведения. Минск, 2005г. (с.5)
  18. П.С.Самыгин. Девиантное поведение молодежи. Ростов-на-Дону, 2006г. (с. 182 – 266)
  19. Л.А.Семчук, О.Л.Глазкова. Суицидальное поведение: особенности, мотивы, профилактика. Гродно, 2008г. (с. 3-23)
  20. Г.В.Старшенбаум. Суицидология и кризисная психотерапия. Москва, 2005г. (с. 9)
  21. С.М.Сивец, Г.Ф.Бедулина, С.П.Кацубо. Молодежь и закон. Минск, 2005г. (с. 5)   
  22. Под ред. Г.Б.Федосеева. Современная медицинская энциклопедия. Санкт-Петербург, 2004г. (с. 335, с. 345, с. 360, с. 362, с. 760)
  23. Под ред. проф. П.П.Украинец. Социальная работа. Минск, 2005г. (с. 114 - 123) 
  24. Т.А.Хагуров. Введение в современную девиантологию. Ростов-на-Дону, 2003г. (с. 32)
  25. Д. Хиллман. Самоубийство и душа/пер. с англ.В.В.Зеленовского. Москва, 2004г. (с.72)

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Диагностика психических состояний  и свойств личности

     Опросник  состоит из 20 вопросов. Для проведения процедуры тестирования испытуемым были предложены бланки для ответов.  

Шкала депрессии

Фамилия _____________________________________________________ Дата ___________ 

      Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». 

      А – Никогда или изредка.

      В – Иногда.

      С – Часто.

      D – Почти всегда или постоянно. 

    А В С D
1. Я чувствую подавленность…………..................... 1 2 3 4
2. Утром я чувствую себя лучше всего……………. 1 2 3 4
3. У меня бывают периоды  плача или близости к слезам………………………………………………  
1
 
2
 
3
 
4
4. У меня плохой ночной сон…………..................... 1 2 3 4
5. Аппетит у меня не хуже обычного……………… 1 2 3 4
6. Мне приятно  смотреть на привлекательных женщин (мужчин), разговаривать с ними, находиться рядом…………………………………  
 
1
 
 
2
 
 
3
 
 
4
7. Я замечаю, что  теряю вес………………………... 1 2 3 4
8. Меня беспокоят  запоры………………………….. 1 2 3 4
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно…………….. 1 2 3 4
10. Я устаю без  всяких причин………………………. 1 2 3 4
11. Я мыслю так  же ясно, как всегда………………... 1 2 3 4
12. Мне легко делать то, что я умею……. …………. 1 2 3 4
13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте………………………………………………. 1 2 3 4
14. У меня есть надежды  на будущее……………….. 1 2 3 4
15. Я более раздражителен(на), чем обычно……….. 1 2 3 4
16. Мне легко принимать  решения…………………. 1 2 3 4
17. Я чувствую, что  полезен(на) и необходим(ма)…. 1 2 3 4
18. Я живу достаточно полной жизнью…………….. 1 2 3 4
19. Я чувствую, что  другим людям станет лучше, если я  умру………………………………………...  
1
 
2
 
3
 
4
20. Меня до сих  пор радует то, что радовало всегда………………………………………………  
1
 
2
 
3
 
4
 

     Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле

     

     где пр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;

      обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.

     Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 – ставим в  сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут  ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и  т.д.

     В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

     Если  УД не более 50 баллов, то диагностируется  состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное  состояние или маскированная  депрессия. Истинное депрессивное состояние  диагностируется при УД более 70 баллов.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 
 

Методика  диагностики уровня социальной фрустрированности  Л.И. Вассермана 

     Опросник  состоит из 20 вопросов. По каждому  пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться  от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью  удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью  – 4.

Тестовый  материал

Насколько вы удовлетворены полностью удовлетворен скорее  удовлетворен затрудняюсь ответить скорее  не удовлетворен полностью не удовлетворен
1. Своим  образованием           
2. Взаимоотношениями  с коллегами по работе          
3. Взаимоотношениями  на работе          
4. Взаимоотношениями  с субъектами своей профессиональной  деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся  и т.п.)          
5. Содержанием  своей работы в целом          
6. Условиями  профессиональной деятельности           
7. Своим  положением в обществе          
8. Материальным  положением          
9. Жилищно-бытовыми  условиями          
10. Отношениями  с супругом (супругой)          
11. Отношениями  с ребенком (детьми)          
12. Отношениями  с родителями          
13. Обстановкой  в обществе (государстве)          
14. Отношениями  с друзьями, ближайшими знакомыми          
15. Сферой  услуг и бытового обслуживания          
16. Сферой  медицинского обслуживания          
17. Проведением  досуга          
18. Возможностями  проводить отпуск          
19. Возможностями  выбора места работы          
20. Своим  образом жизни в целом          

Информация о работе Суицидальное поведение