Суицидального поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между суицидальным поведением подростков и психологическими качествами личности.

Задачи исследования:

-рассмотреть теоретические основы суицидального поведения;

- изучить причины самоубийства у подростков;

- выявить связь между психологическими качествами личности и совершаемым им суицидальным поступком;

-рассмотреть методики работы с суицидальными подростками;

-провести исследование по одному из методов;

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования суицидального поведения.

1.Основные концепции причин суицидального поведения.
2.Причины суицидального поведения у подростков.
Глава 2. Исследование суицидального поведения подростков.

1.Методы исследования суицидального поведения подростков.
2.Исследование суицидального поведения подростков.
3.Профилактика суицидального поведения подростков.
Заключение.

Библиография.

Работа содержит 1 файл

даша психология курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования суицидального поведения.

    1. Основные концепции причин суицидального поведения.
    2. Причины суицидального поведения у подростков.

Глава 2. Исследование суицидального  поведения подростков.

    1. Методы исследования суицидального поведения подростков.
    2. Исследование суицидального поведения подростков.
    3. Профилактика суицидального поведения подростков.

Заключение.

Библиография. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Вспоминая всю  историю человечества с древнейших времен, всегда и повсюду мы встречаемся с таким явлением как самоубийство. Почему люди начинают мыслить о самоубийстве? Что их побуждает к таким действиям? И почему именно в современное время проблема самоубийства стала намного острее, нежели в прошлом? Эти вопросы занимали умы многих специалистов различных профессий: психологов, социальных работников, медиков, философов.Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский "интерес к смерти". Подрастая, ребенок может провести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что "оттуда" не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. "Похороните нас в одном красном гробу…" написала в предсмертной записке одна из них.  
В настоящее время на основе разных исследований и научных работ появилась новая отрасль в науке - суицидология. Каждый год выпускаются разного рода журналы и статьи, посвященные проблеме самоубийства и ее профилактике.

Каждый год  погибает 500 тыс. самоубийц, а суицидальных попыток в 10 раз больше. А ведь юбольшинство суицидников (60 %) молодёжь. Нам давно уже известно, что подростковый возраст это возраст контрастов и непостоянности. Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личная нестабильность: частые смены настроения, аффективная «взрывчатость», что непосредственно связано с процессом полового созревания и физиологическими перестройками в организме.  
Неустойчивая самооценка, склонность подростков впадать в крайности, неустойчивость поведения, зависимость от внешних влияний приводят к тому, что именно в этот возрастной период появляются серьезные социальные проблемы, часто называемые подростковыми.

Цель: выявить взаимосвязь между суицидальным поведением подростков и психологическими качествами личности.

Задачи исследования:

-рассмотреть  теоретические основы  суицидального поведения;

- изучить причины самоубийства у подростков;

- выявить связь между психологическими качествами личности и совершаемым им суицидальным поступком;

-рассмотреть методики работы с суицидальными подростками;

-провести исследование по одному из методов; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы исследования суицидального поведения подростков.

Суицид  - (англ. suicide < лат. sui - сам, себя + caedes - убийство) - мед. акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства или под влиянием психического заболевания.[Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. ] Первыми формами самоубийств были ритуальные самоубийства. Это установили археологи, которые изучали гробницы царей Шумера и Аккада. В последний путь древнего царя провожали его воины, которые принимали смертельный яд и навсегда оставались вместе со своим властителем. В Древней Индии жестокий обычай был у женщин высших каст. Они должны были бросаться в погребальный костер своего мужа, таким образом, оставаясь с ним даже после смерти. В настоящее время ритуальных самоубийств как таковых нет, но люди продолжают совершать самоубийства и суицидальные попытки (попытки - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью, однако Брукбенк дал этому понятию свое название - парасуицид, таким образом он выделяет суицид и парасуицид). Чтобы понять всю важность и актуальность такого явления, как суицид, мы рассмотрим статью Е.С. Ушаковой "Суицидальные риски": "По данным ООН, в развитых странах в среднем ежегодно совершается 130 тыс. самоубийств; пик приходится на наиболее цивилизованные и промышленно развитые, а самый низкий процент самоубийств - в отсталых и развивающихся странах. Всего же в мире ежегодно происходит около 500 тыс. самоубийств и около 5 млн. суицидальных попыток. Согласно статистике в России ежегодные данные таковы: около 55 тыс. самоубийств, из каждых 100 тыс. человек по своей воле уходят из жизни около 40, это больше, чем гибнет от рук убийц - около 30 человек на 100 тыс. население. До революции в императорской России было 2,7 самоубийства на 100 тыс. человек (одно из последних мест в мире по этому показателю); за годы Советской власти Россия догнала Европу, а за последние 15 лет перегнала ее и в 2004 г. заняла 2-е место в мире после Литвы. В 1995-2003 годах в России покончили около 500 тыс. человек; в 2004 г. доля смертей в результате самоубийств в общем количестве умерших составило 2,1% (для сравнения: 150 лет назад этот показатель в России равнялся 0,06-0,09%). " [Ушакова Е. С. Суицидальные риски//СОЦИС (социологические исследования).-2008 - №2  с.107] Именно поэтому наше исследование посвящено такому глобальному феномену, как суицид. Люди совершают самоубийства по собственной воле, их никто не заставляет. Этому есть свои причины. И в нашем исследовании мы рассмотрим не только причины и поводы для самоубийств, но и их методы и тенденции развития самоубийств. Многие суицидологи (И.Н. Рассказова) выделяют 3 основные группы суицида: истинные (это вид суицидального поведения, которые характеризуется желанием умереть; соответствующие признаки: угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни, размышления и переживания по поводу смысла жизни);демонстративные (это вид суицидального поведения, который является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог, возможно это попытка своеобразного шантажа, в данном случае смертельный исход - роковая случайность);скрытые (вид суицидального поведения, которое больше нацелено на игру со смертью, чем на уход из жизни).Таким образом, мы смогли понять всю важность данного феномена, сумели рассмотреть такие понятия, как суицид, парасуицид,  постсуицид, суицидальные попытки, а также смогли более подробно изучить 3 основных вида суицида. Рассмотрение этих понятий в самом начале очень поможет нам в дальнейшем изучении нашего исследования.[Психология суицида: учебно-метод. Пособие/ Сост. И. Н. Рассказова.- Омск: изд-во ОмГМА.- 2005.]

Сложность и  многогранность явления самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений объясняет разнообразие подходов к их объяснению. Теперь мы можем приступать к изучению объясняющих суицидальное поведение.

    1. Основные концепции причин суицидального поведения подростков.

Условно выделяют 3 основные концепции: психопатологическая, психологическая и социальная (Кондрашенко, 1988).Психопатологическая концепция  рассматривает самоубийц как  душевнобольных людей, а их суицидальные попытки как проявления острых, хронических психических расстройств. Сторонниками этой концепции являются наши отечественные психиатры - Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, А.А. Прозов и другие.Психологическая концепция рассматривает как основу в формировании суицидальных тенденциях психологический фактор. Концепция включает в себя такие теории, как:психодинамическая (З. Фрейд рассматривал самоубийство как проявления "инстинкта смерти", а психоаналитики считали самоубийством преобразованным убийством и объясняли суицид как трансформированное любовное влечение, либо снятие напряжения, вызванным кризисным состоянием);экзистенциальная (считают, что основная причина суицидов - это потеря смысла жизни или как они это называют "экзистенциальный вакуум" (Ялом, 1998));поведенческая (Павлов (1952) говорил, что человек решается на суицид тогда, когда он начинает думать о своей бесцельности в жизни, то есть "бесцельной жизнью" они существует, Павлов называет это "рефлексия цели").

Социальная теория самоубийства, рассматривает суицид в основном как результат отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежал.

1.2 Причины суицидального поведения у подростков.

В настоящее  время происходит омоложение самоубийц. Мотивацией самоубийств у молодых  людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение. Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество объяснений суицидальности. А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания головного мозга);

распавшаяся семья  или отсутствие родителей; постоянные семейные конфликты; соматические заболевания; повторные психические травмы и тяжелые психические переживания.

А.Г. Амбрумова  классифицировала мотивы и поводы для  суицидальных поступков у подростков. Сейчас мы рассмотрим эту классификацию.

"Классификация  мотивов и поводов суицидальных  поступков: Лично-семейные конфликты:  несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих; ревность, супружеская измена, развод; потеря "значимого другого"; препятствие к удовлетворению актуальной потребности; неудовлетворенность поведением и личными качествами "значимых других"; одиночество; неудачная любовь; недостаток внимания, заботы со стороны окружающих; половая несостоятельность. Состояние психического здоровья: реальные конфликты у здоровых лиц; патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности). Состояние физического здоровья: соматические заболевания, физические страдания; уродства. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента: опасения судебной ответственности; боязнь иного наказания или позора; самоосуждение за неблаговидный поступок. Конфликты в профессиональной или учебной сфере: несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа; несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.Материально-бытовые трудности. Другие мотивы и поводы". [Игумнов С. А. Основы пчихотерапии детей и подростков: Справ. Пособие/Под ред. Кондрашенко В. Т.- М.:Изд-во Института Психотерапии.2001. с.114-135] В подростковом и юношеском возрасте суицидов меньше, нежели суицидальных попыток. "На 1 совершенный суицид в подростковом и юношеском возрасте приходится, по данным исследователей, от 50-100 суицидальных попыток". Это исследование проводили Отто в 1966, Каплан и Садок в 1991 году. На данный момент суицидальных попыток все равно больше, чем суицидов, но разрыв между ними все больше и больше сокращается. На первом месте из проблем, характерных для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. В основном психологи рассматривают проблему суицида в подростковом обществе как "крик о помощи" к своим друзьям или родителям, тем самым обращая их внимание на самих себя. Неуспеваемость по школьной программе и плохие отношения с учителями и сверстниками также являются причинами, которые могут привести к суицидальной попытке. Сейчас, в современном обществе, дети представлены самим себе и должны строить жизнь так, как они это умеют. Из-за занятости родителей никто не может научить детей жить в этом обществе. Давление ответственности наваливается на детей и без ориентира в этой жизни они решают избавиться от этого чувства с помощью суицида. Другим чрезвычайно важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве лидера молодежной поп-группы "Иванушки интернешнл" Игоря Сорина, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира. Девочки-подростки в данный момент испытывали чувство потери, которую невозможно, по их мнению, было восстановить. Им жизнь казалась бессмысленной и в заключении, вдогонку поспешили за своим кумиром. В современном обществе такие случаи встречаются очень часто, ведь много подростков ради своих кумиров готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью. Суицид в подростковом возрасте изучали такие ученные, как И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова, но самый большой вклад в эту область знаний внесла А.Г. Амбрумова. В дальнейшем мы узнаем мнение и рассмотрим исследования об этом явлении каждого ученного. И.С. Кон отмечает, что молодые люди в возрасте от 16 и до 19 лет, которые состоят в брачных отношениях, заканчивают жизнь самоубийством чаще, чем молодые люди, которым уже за 20. "Это связано прежде всего с тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей". [И. С. Кон Психология ранней юности.-М., 1989 с.234] Ф. Райс считает основной причиной суицида разрыв отношений молодых пар. Вот что ученый пишет по этому поводу: "И разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один - самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни". [Райс Ф. Психология подростка. - Спб.-2000; с.356]  Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова подробно описали виды суицида в подростковом возрасте в своей статье "О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у здоровых подростков". Они выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:  Демонстративно-шантажные суициды. Подростки этой группы воспитывались в проблемных семьях. Как известно члены таких семей чаще всего не умеют сдерживать свои негативные эмоции или же обтекать их в более приемлемые формы. Поощрения со стороны родителей не наблюдаются. Такой образ жизни вызывает у подростков лишь злость и страх и не приводит к осознанию своей вины за совершенные ими поступки. Подростки этой группы легковозбудимые. Часто после 3-4 классов у этих детей начинаются проблемы в учебе, что в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам. Подростки из-за нежелания быть в неприятных для них ситуациях и помещений прогуливают занятия и формируют негативное отношение к обучению и к школе в целом. Такие подростки в группе сверстников чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из-за присущей им обидчивости и раздражительности возникают в следствии неудовлетворенности своим положением и слишком завышенными притязаниями. Первые проявления суицидальных действий могут быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий. Подросток своим поступком (попыткой самоубийства) стремиться доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам. Период пресуицида очень мал. Методы самоубийств очень разнообразны, но все они требуют немедленной реализации. Из-за импульсивности и неучета ситуации может привести к тяжелым последствиям, не входящих в первоначальные планы.После суицидальной попытки обычно наступает разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки. В эту группу больше входит мальчиков, нежели девочек (28: 5), основной возраст - от 12 до 16 лет. [Реанна А. А. Психология подростка.- М.:Олма-Пресс.2004. Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Подростки этой группы воспитывались в дисгармоничных семьях. Отношение родителей к своему ребенку очень нестабильно, от внезапных вспышек нежности до столь непонятных вспышек жестокости и агрессии. Часто родители через своих детей пытаются реализовать неудовлетворенные в своем детстве мечты, желания, стремления, не учитывая при этом личностные особенности и интересы ребенка. Родители стимулируют детей задабриванием или же унизительными запретами. Подростки таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять то, чего хотят сами подростки. В начальных классах эти дети хорошо учились, пользовались авторитетом у своих сверстников. В дальнейшем свое стремление выделиться из общества, быть лучшими стало реализовывать труднее. Вызывающее поведение вызвано завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В дальнейшем свое стремление быть лидером не может быть удовлетворено. Начинают прибегать к вранью.  В группе сверстников поначалу занимали положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы. Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей и друзей, тем самым заставляя их поменять к себе отношение. А также, возможно, из-за угрозы или самого разрыва любовных отношений. Период пресуицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий для здоровья. Перед совершением самоубийства умышленно предупреждают об этом намерении своих родителей и друзей, с помощью оставленных на видных местах записок, тщательно рассчитывая время.Однако возможно и тяжелые медицинские последствия или даже смертельный исход.В этой группе девочек больше, чем мальчиков (36: 9), основной возраст - от 14 до 18.3.[Реанна А. А. Психология подростка.- М.:Олма-Пресс.2004.] Суициды с мотивацией самоустранения. Подростки этой группы воспитывались во внешне благополучных семьях. Но если посмотреть на внутренние взаимоотношения членов семьи, можно обнаружить дисгармонию. Атмосфера в таких семьях напряженная и нестабильная. Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты. Воспитание детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих. Родители не учитывают личностные особенности и интересы детей. У таких детей часто заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и страх из-за противоречивых требования и оценок со стороны родителей. В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из-за своей тревожности и неуверенности боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая на неудачу. На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно. В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными товарищами, поэтому могут приобщиться к асоциальной деятельности из-за невозможности противостоять группе сверстников. Первые проявления суицидального поведения вызываются стремлением уйти из затруднительной ситуации. Они не могут перенести угрозу наказания, повышенной ответственности. Период пресуицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства - самоповешание. Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается неустойчивой.Период постсуицида сопровождается страхом смерти и поиском помощи. Часто они сами звонят в "скорую помощь" или же обращаются к родителям. Испытывают чувство стыда и раскаяния. Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова описали каждый вид суицида очень подробно. Огромный вклад в изучении подросткового суицида сделала А.Г. Амбрумова. Она является автором множеств исследований, статей, книг о суицидальных действиях в подростковом периоде. По ее мнению подростки, которые подвержены суицидальному поведению, обладают следующими характерными чертами: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мыслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование суицидального  поведения подростков.

2.1 Методы исследования суицидального поведения подростков.

В точности никто  никогда не узнает, что творится в душе у подростка-самоубийци, но не смотря на это с каждым годом  появляются всё новые и новые  методики работы с суицидными детьми. Исследователей, по понятым причинам, интересует, прежде всего, «истинный суицид» (в отличие от «неистинного», «шантажного», «демонстративного» и т.п.), когда человек в самом деле собирается покончить жизнь самоубийством. Однако, подобный «исследовательский материал» представляет собой проблему, так как выявить такой суицид очень сложно.

Конечно же первое что делают  после совершения суицидального акта, это оказывают специализированную медицинскую помощь. Затем поциэнта помещают в специализированное лечебное учереждение для выявления, нередко отмечавшегося после суицида, расстройства психики типа амнестического синдрома или состояния эйфории, наступающие как своеобразная реакция на неожиданное спасение после неудавшегося самоубийства. Работа с суицидентом не может проходить «на ходу», в условиях дефицита времени. Прежде всего это относится к первым контактам врача, психолога и других специалистов, направленных на суицидологический анализ случившегося.. Не меньшее значение имеет характер конкретных психотерапевтических техник, которые использует тот или иной врач.

Выдающийся суицидолог современности Э. Шнейдман в разделе  своей книги, включающем выбор психотерапии в работе с суицидентом, приводит перечень «психотерапевтических маневров», которые учитывают спектр психологических потребностей данного человека:

Некоторые особенности  работы с суицидентом

1. Установить.

2. Сфокусировать.

3. Избегать.

4. Быть внимательным.

5. Поощрять.

6. Подкреплять.

7. Осознавать.

8. Воздерживаться.

9. Выражать несогласие.

10. Разъяснять.

11. Побуждать  к анализу.

12. Организовывать.

13.  Идентифицировать.

14.  Подчеркивать.

15.  Отслеживать.

16.  Связываться.

17.  Исследовать.

18.  Интерпретировать.

Информация о работе Суицидального поведения