Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:44, курсовая работа
Цель: выявить взаимосвязь между суицидальным поведением подростков и психологическими качествами личности.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические основы суицидального поведения;
- изучить причины самоубийства у подростков;
- выявить связь между психологическими качествами личности и совершаемым им суицидальным поступком;
-рассмотреть методики работы с суицидальными подростками;
-провести исследование по одному из методов;
Введение.
Глава 1. Теоретические основы исследования суицидального поведения.
1.Основные концепции причин суицидального поведения.
2.Причины суицидального поведения у подростков.
Глава 2. Исследование суицидального поведения подростков.
1.Методы исследования суицидального поведения подростков.
2.Исследование суицидального поведения подростков.
3.Профилактика суицидального поведения подростков.
Заключение.
Библиография.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы исследования суицидального поведения.
Глава 2. Исследование суицидального поведения подростков.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Вспоминая всю
историю человечества с древнейших
времен, всегда и повсюду мы встречаемся
с таким явлением как самоубийство. Почему
люди начинают мыслить о самоубийстве?
Что их побуждает к таким действиям? И
почему именно в современное время проблема
самоубийства стала намного острее, нежели
в прошлом? Эти вопросы занимали умы многих
специалистов различных профессий: психологов,
социальных работников, медиков, философов.Зигмунд
Фрейд в свое время ввел понятие "инстинкт
смерти" - иначе он не мог объяснить
многое из того, что способен сотворить
с собой человек. Стремление к саморазрушению,
очевидно, заложено в нем от природы - если
все живое вокруг изо всех сил борется
за существование, то отдельные человеческие
индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную
энергию в то, чтобы полностью испортить
себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.
Почти у всех детей лет с девяти просыпается
философский "интерес к смерти". Подрастая,
ребенок может провести над собой эксперимент.
Но подросток не осознает, что "оттуда"
не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший
недавно всю страну таинственный уход
из жизни трех девочек-подростков из подмосковной
Балашихи. "Похороните нас в одном красном
гробу…" написала в предсмертной записке
одна из них.
В настоящее время на основе разных исследований
и научных работ появилась новая отрасль
в науке - суицидология. Каждый год выпускаются
разного рода журналы и статьи, посвященные
проблеме самоубийства и ее профилактике.
Каждый год
погибает 500 тыс. самоубийц, а суицидальных
попыток в 10 раз больше. А ведь
юбольшинство суицидников (60 %) молодёжь.
Нам давно уже известно, что подростковый
возраст это возраст контрастов и непостоянности.
Одна из ярких особенностей подросткового
возраста - личная нестабильность: частые
смены настроения, аффективная «взрывчатость»,
что непосредственно связано с процессом
полового созревания и физиологическими
перестройками в организме.
Неустойчивая самооценка, склонность
подростков впадать в крайности, неустойчивость
поведения, зависимость от внешних влияний
приводят к тому, что именно в этот возрастной
период появляются серьезные социальные
проблемы, часто называемые подростковыми.
Цель: выявить взаимосвязь между суицидальным поведением подростков и психологическими качествами личности.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические основы суицидального поведения;
- изучить причины самоубийства у подростков;
- выявить связь между психологическими качествами личности и совершаемым им суицидальным поступком;
-рассмотреть методики работы с суицидальными подростками;
-провести
исследование по одному
из методов;
Глава 1. Теоретические основы исследования суицидального поведения подростков.
Суицид - (англ. suicide < лат. sui - сам, себя + caedes - убийство) - мед. акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства или под влиянием психического заболевания.[Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. ] Первыми формами самоубийств были ритуальные самоубийства. Это установили археологи, которые изучали гробницы царей Шумера и Аккада. В последний путь древнего царя провожали его воины, которые принимали смертельный яд и навсегда оставались вместе со своим властителем. В Древней Индии жестокий обычай был у женщин высших каст. Они должны были бросаться в погребальный костер своего мужа, таким образом, оставаясь с ним даже после смерти. В настоящее время ритуальных самоубийств как таковых нет, но люди продолжают совершать самоубийства и суицидальные попытки (попытки - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью, однако Брукбенк дал этому понятию свое название - парасуицид, таким образом он выделяет суицид и парасуицид). Чтобы понять всю важность и актуальность такого явления, как суицид, мы рассмотрим статью Е.С. Ушаковой "Суицидальные риски": "По данным ООН, в развитых странах в среднем ежегодно совершается 130 тыс. самоубийств; пик приходится на наиболее цивилизованные и промышленно развитые, а самый низкий процент самоубийств - в отсталых и развивающихся странах. Всего же в мире ежегодно происходит около 500 тыс. самоубийств и около 5 млн. суицидальных попыток. Согласно статистике в России ежегодные данные таковы: около 55 тыс. самоубийств, из каждых 100 тыс. человек по своей воле уходят из жизни около 40, это больше, чем гибнет от рук убийц - около 30 человек на 100 тыс. население. До революции в императорской России было 2,7 самоубийства на 100 тыс. человек (одно из последних мест в мире по этому показателю); за годы Советской власти Россия догнала Европу, а за последние 15 лет перегнала ее и в 2004 г. заняла 2-е место в мире после Литвы. В 1995-2003 годах в России покончили около 500 тыс. человек; в 2004 г. доля смертей в результате самоубийств в общем количестве умерших составило 2,1% (для сравнения: 150 лет назад этот показатель в России равнялся 0,06-0,09%). " [Ушакова Е. С. Суицидальные риски//СОЦИС (социологические исследования).-2008 - №2 с.107] Именно поэтому наше исследование посвящено такому глобальному феномену, как суицид. Люди совершают самоубийства по собственной воле, их никто не заставляет. Этому есть свои причины. И в нашем исследовании мы рассмотрим не только причины и поводы для самоубийств, но и их методы и тенденции развития самоубийств. Многие суицидологи (И.Н. Рассказова) выделяют 3 основные группы суицида: истинные (это вид суицидального поведения, которые характеризуется желанием умереть; соответствующие признаки: угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни, размышления и переживания по поводу смысла жизни);демонстративные (это вид суицидального поведения, который является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог, возможно это попытка своеобразного шантажа, в данном случае смертельный исход - роковая случайность);скрытые (вид суицидального поведения, которое больше нацелено на игру со смертью, чем на уход из жизни).Таким образом, мы смогли понять всю важность данного феномена, сумели рассмотреть такие понятия, как суицид, парасуицид, постсуицид, суицидальные попытки, а также смогли более подробно изучить 3 основных вида суицида. Рассмотрение этих понятий в самом начале очень поможет нам в дальнейшем изучении нашего исследования.[Психология суицида: учебно-метод. Пособие/ Сост. И. Н. Рассказова.- Омск: изд-во ОмГМА.- 2005.]
Сложность и многогранность явления самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений объясняет разнообразие подходов к их объяснению. Теперь мы можем приступать к изучению объясняющих суицидальное поведение.
Условно выделяют
3 основные концепции: психопатологическая,
психологическая и социальная (Кондрашенко,
1988).Психопатологическая
Социальная теория самоубийства, рассматривает суицид в основном как результат отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежал.
1.2 Причины суицидального поведения у подростков.
В настоящее время происходит омоложение самоубийц. Мотивацией самоубийств у молодых людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение. Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество объяснений суицидальности. А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания головного мозга);
распавшаяся семья или отсутствие родителей; постоянные семейные конфликты; соматические заболевания; повторные психические травмы и тяжелые психические переживания.
А.Г. Амбрумова классифицировала мотивы и поводы для суицидальных поступков у подростков. Сейчас мы рассмотрим эту классификацию.
"Классификация
мотивов и поводов
Глава 2. Исследование суицидального поведения подростков.
2.1 Методы исследования суицидального поведения подростков.
В точности никто никогда не узнает, что творится в душе у подростка-самоубийци, но не смотря на это с каждым годом появляются всё новые и новые методики работы с суицидными детьми. Исследователей, по понятым причинам, интересует, прежде всего, «истинный суицид» (в отличие от «неистинного», «шантажного», «демонстративного» и т.п.), когда человек в самом деле собирается покончить жизнь самоубийством. Однако, подобный «исследовательский материал» представляет собой проблему, так как выявить такой суицид очень сложно.
Конечно же первое что делают после совершения суицидального акта, это оказывают специализированную медицинскую помощь. Затем поциэнта помещают в специализированное лечебное учереждение для выявления, нередко отмечавшегося после суицида, расстройства психики типа амнестического синдрома или состояния эйфории, наступающие как своеобразная реакция на неожиданное спасение после неудавшегося самоубийства. Работа с суицидентом не может проходить «на ходу», в условиях дефицита времени. Прежде всего это относится к первым контактам врача, психолога и других специалистов, направленных на суицидологический анализ случившегося.. Не меньшее значение имеет характер конкретных психотерапевтических техник, которые использует тот или иной врач.
Выдающийся суицидолог
современности Э. Шнейдман в разделе
своей книги, включающем выбор психотерапии
в работе с суицидентом, приводит
перечень «психотерапевтических
Некоторые особенности работы с суицидентом
1. Установить.
2. Сфокусировать.
3. Избегать.
4. Быть внимательным.
5. Поощрять.
6. Подкреплять.
7. Осознавать.
8. Воздерживаться.
9. Выражать несогласие.
10. Разъяснять.
11. Побуждать к анализу.
12. Организовывать.
13. Идентифицировать.
14. Подчеркивать.
15. Отслеживать.
16. Связываться.
17. Исследовать.
18. Интерпретировать.