Суицидальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей суицидального поведения у детей и молодежи…………………………………6
1.1. Проблема суицидального поведения у детей и молодежи………………..6
1.2. Виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи……….12
1.3. Исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи……16
ГЛАВА II Экспериментальное исследование склонности к суицидальному поведению подростков.
2.1. Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент…………..22 2.2.Тематический план, результаты исследования……………………………23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Психология суицидального поведения.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей суицидального поведения у детей и молодежи…………………………………6 
1.1. Проблема суицидального поведения у детей и молодежи………………..6 
1.2. Виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи……….12 
1.3. Исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи……16 
ГЛАВА II Экспериментальное исследование склонности к суицидальному поведению подростков. 
2.1. Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент…………..22 2.2.Тематический план, результаты исследования……………………………23

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.

   Наиболее  чувствительным к катаклизмам оказывается  подростковый возраст, который протекает  под знаком био-психо-социальной эволюции. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Возраст пубертата представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая аутоагрессию. Ученые, занимающиеся проблемой детских самоубийств на рубеже веков, обнаружили закономерность, согласно которой в периоды обновления социального организма возникает реальная возможность выпадения из него наиболее слабых членов. М.Я.Феноменов отмечал тесную связь школьных самоубийств с тяжелым затяжным социально-экономическим кризисом, с атмосферой гражданской апатии, распространения психологии потребительства, голого практицизма и утилитаризма1. Во многом эта характеристика совпадает с сегодняшней обстановкой в нашей стране.

   Таким образом, проблема официально обозначается как актуальная, социально значимая и приобретает особую остроту  в свете воспитания.

   Степень научной разработанности проблемы нельзя охарактеризовать однозначно. В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека, но он практически весь, доступный в переводах,  и посвящен социально-психологическим аспектам взрослого суицидального поведения..

   Проблемой детских суицидов впервые стали заниматься (Н.К.Крупская, Б.О.Рович, А.Г.Трахтенберг, М.Я.Феноменов, В.Г.Хлопин); изучая высокий потенциала школы в их торможении (И.Е.Мойзель, П.А.Сорокин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И.Гордон, И.П.Островский, В.К.Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н.Острогорский).

   Несмотря  на то, что в последние годы социально-педагогические аспекты профилактики суицидального  поведения приобретают особую значимость, подобного рода исследований крайне мало. Работы Е.М .Вроно, С.С.Степанова о возможности предупреждения суицида подростка; А.Н.Волковой, А.А.Кучер о психолого-педагогической диагностике его суицидальных намерений; исследования Малютиной Н.В. о влиянии нежелательного ребенка на его суицидальные намерения в подростковом возрасте; А.В.Боенко, Ю.Н.Дюндика, П.И.Юнацкевича по профилактике самоубийств военнослужащих и немногие другие обращены к педагогам, родителям, сверстникам, но единой концепции педагогической профилактики суицидального поведения подростков нет. С позиций педагогики не рассматривались такие важные вопросы, как возможность организации превентивной работы; роль учительского, родительского коллективов, взаимосвязи педагогического коллектива школы с органами профилактической системы. До настоящего времени отсутствуют психолого-педагогические исследования, которые бы регламентировали различные аспекты взаимодействия специалистов, работающих с подростками; нет практики своевременного выделения подростков группы суицидального риска, не описана научно обоснованная система превенции суицидального поведения подростков, нет методического оснащения работы по профилактике суицидов подростков.

   Социальная  и практическая актуальность, недостаточная  научная разработанность проблемы, значимость ее для практики образования и воспитания, позволили выбрать тему нашего исследования: «Особенности суицидального поведения у детей и молодежи».

   Объектом  исследования является особенности суицидального поведения у детей и молодежи

   Предмет исследования – факторы суицидального поведения.

   Цель  исследования — изучить особенности суицидального поведения у детей и молодежи.

Исходя  из цели нами были разработаны следующие  задачи:

   1. рассмотреть теоретические основы  проблемы суицидального поведения  детей и подростков;

   2. сформулировать принципы суицидального  поведения;

   3. определить критерии суицидального  поведения;

   4. выявить и экспериментально изучить  суицидальные паттерны поведения  суицидальных подростков.

   В основу исследования положена следующая  гипотеза: суицидальное поведение основано на таких паттернах поведения как аутоагрессия и тревожность.

   Методологическая  основа исследования базируется на современных  научных представлениях об основных закономерностях развития личности как в условиях нормального, так и аномального развития, нашедших отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: Б.Н.Алмазова, С.С. Аванесова, Л.И.Божович, С.А.Беличевой, Б.С.Братуся, Л.С.Выготского, П.Б.Ганнушкина, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, В.В.Ковалева, А.Е. Личко и других.

   Теоретическая значимость исследования состоит в  том, что внесен обзор изучаемой  проблемы в теоретический анализ изучаемой проблемы. 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО

   ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ. 

   1.1. Проблема суицидального  поведения у детей  и молодежи.

    

   Необходимость создания научно обоснованной эффективной  профилактики суицидального поведения  детей подростков требует выявления  соотношения человеческой жизни  и суицида, как «единственной  по-настоящему серьезной проблемы» [112, С.24].

   Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

   Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие  суицид, обычно страдают от сильной  душевной боли и находятся в состоянии  стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

   Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности  мысли,  намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

   Суицидальное  поведение встречается как в  норме (без психопатологии), так и  при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного  поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

     В философской литературе самоубийство  традиционно трактуется прежде  всего как свободное решение  воли. Все медицинские определения  "самоубийства" и "покушения"  создают впечатление, что смерть - сознательная цель индивидуума. Между тем ведущие суицидологи полагают, что самоубийство и покушение представляют собой два принципиально различных рода действий, т.е. завершенный суицид - это не просто преувеличенная форма суицидальной попытки, а попытка самоубийства, как правило, не аналог лишь случайно неудавшегося самоубийства. Если при завершенном суициде агрессия направлена против собственного "Я", то при покушении она изменяет точку приложения и направлена в основном вовне, что обусловливает конечную цель покушения - апелляцию к необходимости человечных отношений. В этом - особый его социальный эффект. Различие феноменов завершенного суицида и покушения подтверждает и тот факт, что если в контингенте завершенных суицидов преобладают психически больные, то среди пациентов с суицидальными попытками превалируют лица с пограничными расстройствами, а также здоровые в психическом отношении люди с ситуационными реакциями в момент совершения попытки.

   Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

   По  данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

   Изучение  проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

   Больше  всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

   Суициды учащаются во время рождественских праздников. Опечаленные распавшимися семьями, смертями, непереносимым одиночеством, социальными или экономическими неудачами люди обнаруживают, что «счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они могут решить покончить с собой.

   Для некоторых людей акт суицида  может быть попыткой повторного рождения. «Американский Журнал пасторской психологии»  посвятил целый номер теме «Рождество и суицид». В нем один из психиатров провел анализ, как некоторые из его суицидальных пациентов отождествляли себя с младенцем Иисусом и Христом Спасителем, который умер для того, чтобы верующие могли иметь вечную жизнь. В силу этого Рождество является прекрасной возможностью проявления особого «праздничного синдрома», для которого характерно желание воскресения, нового рождения, как это случилось с Иисусом, и чудесного разрешения жизненных проблем.

      Чтобы глубже разобраться в проблеме суицидальной виктимности подростков, необходимо обратиться к теоретическим разработкам, существующим в суицидологии. За долгое время функционирования этого раздела науки оформился ряд теорий. Согласно одной из них причина суицидального поведения лежит в плоскости взаимоотношений общества и индивидуальности. В связи с этим выделяется три типа самоубийц: эгоистический (человек с крайней степенью индивидуализма вступает в противоречие с обществом и не выдерживает), альтруистический (человек приносит себя в жертву социальным тенденциям), анемичный (самоубийство в период дезорганизации, серьезных общественных катаклизмов и потрясений). Помимо теорий социального порядка есть биологические теории, которые объясняют причины суицида, к примеру, гормональным дисбалансом. Психологические теории находят истоки такого поведения в наличии у человека ведущих базовых инстинктов, в том числе инстинкта смерти. Экзистенциалисты рассматривают природу самоубийства в потере смысла жизни. — Какая же из теорий верна? — Понимая взаимосвязь всех систем в человеке и обществе, ясно, что какая-то одна из теорий не может объяснить феномен самоубийства. Есть формула Мориса Фарбера: частота самоубийств в обществе прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу социальных лишений, в которых находится популяция. — И все-таки, применительно к подростку. — Психологический компонент суицидального поведения представляет собой патерн, состоящий из пяти психологических характеристик. Первая из них: эгоцентризм. В подростковом возрасте он развит очень сильно. Мир подростка большей частью состоит из него самого, когда ребенок попадает в тяжелые жизненные условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм здесь приобретает характер отрицания себя.

Информация о работе Суицидальное поведение