Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа
Цель исследования: изучение социально-психологических факторов риска суицидального поведения.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать статистические данные по проблеме суицида в Республике Беларусь.
Провести теоретический анализ литературных источников проявления суицидального поведения.
Раскрыть суть понятия суицидальное поведение и его виды. Описать основные причины суицидального поведения.
Провести эмпирическое исследование по выявлению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку самоубийства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Статистический анализ проблемы суицида в Республике Беларусь 6
1.2 Определение, типология и факторы риска суицидального поведения 8
1.3 Основные причины суицидального поведения 16
1.4 Профилактика суицидального поведения 25
Выводы по главе 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 31
2.1 Обоснование выбора методик исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3 Выводы по результатам исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
Опыт работы с подобными группами показывает, что «голое» администрирование, односторонние правовые воздействия не дают положительного результата. Более эффективно не «запрещение» неформальных подростковых групп, а разумное превращение их в организованные коллективы (кружки, клубы, наставничество).
Тип реагирования молодежи на жестокое обращение зависит от возраста, черт личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя[14, с. 5].
Анализ
семьи и её воздействие на психосоциальное
развитие ребенка показывает, что
у большой группы детей нарушены
условия их ранней социализации. Часть
из них пребывает в условиях стрессовых
ситуаций с риском физического или
психического насилия, ведущих к
различным формам девиации; другие
вовлечены в преступную деятельность
с формированием устойчивых форм
деликвентного или
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания.
5.
Морально-этические
факторы проявляются, с одной стороны,
в низком морально- нравственном уровне
современного общества, разрушении ценностей,
в первую очередь духовных, в утверждении
психологии “вещизма”, падения нравов;
с другой в нейтральном отношении общества
к проявлениям девиантного поведения.
Не удивительно, что следствием равнодушия
общества, например, к проблемам детского
алкоголизма или проституции, являются
пренебрежительное отношение ребенка
к семье, школе, государству. Безделье,
бродяжничество, формирование молодёжных
банд, агрессивное отношение к другим
людям, употребление спиртных напитков,
наркотиков; кражи, драки, убийства, попытки
суицида[13, с.114].
Профилактика суицидального поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Некоторые авторы (С.Я.Улицкий и соавт., 1983) все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия, направленные на повышение благосостояния граждан, улучшение их образования, труда и быта, прогресс науки, культуры и всего того, что способствует всестороннему развитию личности. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее, приобретают некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.
Профилактика суицидальных форм поведения должна основываться на принципах научности, социальной активности и системности, следовательно, быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное – носить систематический и превентивный характер.
Этиологичность профилактики заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.
Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика девиантных форм поведения – задача общегосударственная, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, журналистов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций.
Профилактика девиантных форм поведения должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, быть различной для школьников и учащихся ПТУ, студентов и рабочей молодежи, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.
И,
наконец, профилактика нарушений поведения
должна быть последовательной, поэтапной.
Согласно терминологии Всемирной организации
здравоохранения, выделяют первичную,
вторичную и третичную
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов (социальных и биологических), вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Совершенствование
социальной жизни людей обеспечивается
всем комплексом мероприятий, направленных
на повышение материального
Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления:
Изучения факторов риска суицидального поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.
Некоторые авторы (Ю.М.Антонян и соавт., 1986) не без оснований считают, что индивидуальное прогнозирование суицидального поведения возможно на основании изучения качественных и количественных показателей (признаков) его мотивации.
Обобщая данные литературы и свой опыт, авторы выделяют три основные группы таких признаков:
А.Е.Личко,
И.Ю.Лавский (1986), исследуя медико-психологические
аспекты проблемы, выделяют следующие
признаки высокого риска патологических
нарушений поведения у
Из подростков с повышенным риском той или иной формы девиантного поведения (пьянство, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) формируются так называемые группы профилактического учета. Эти группы нельзя считать девиантными, но с ними, как и с любой другой «группой риска», необходимо усилить профилактическую работу.
Выявление лиц с нервно-психическими расстройствами.
В
настоящее время в
Такой подход к проблеме имеет принципиальное значение, поскольку во многом определяет тактику профилактических мероприятий: в первом случае это в основном меры медицинского характера (раннее выявление, учет, лечение, трудоустройство и т.д.); во-втором – меры воспитательного и правоохранительного порядка.
Медицинская коррекция нарушений поведения рассчитана на лиц с нервно-психическими расстройствами, а следовательно, является частью более широкой системы лечебно-педагогических мероприятий. В практической работе врача наибольшее распространение получили два основных метода коррекции поведения: психотерапевтический и медикаментозный[9, с. 213].
Третичная профилактика (проблема целиком медицинская) решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.
Методы
и формы профилактики могут быть
самыми различными: экономическими, культурно-воспитательными,
организационно-
Совершенствование
социальной жизни людей обеспечивается
всем комплексом мероприятий, направленных
на повышение материального
По оценкам ВОЗ в мире вследствие суицидов погибает около полумиллиона человек в год, то есть более 1000 человек в день.
Динамика уровня суицидов в Республике Беларусь за 2008 год – совершенно 2662 суицида (из них 1364 – город, 1298 – село), незавершенных суицидов – 6729. В трудоспособном возрасте – 2014 (из них город 1024, село 990); старше трудоспособного возраста – 630 (из них город – 332, село - 298); младше трудоспособного возраста – 14 (из них город – 5, село - 9).
Самоубийство, или суицид (лат. «себя убивать») – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение – понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (парасуициды).
Суициды делятся на три основные группы:
Основные причины суицидального поведения:
Профилактика суицидального поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Согласно терминологии ВОЗ выделяют первичную, вторичную и третичную профилактика.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов (социальных и биологических), вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Вторичная профилактика включает в себя определение факторов риска и выделение групп «профилактического учета» по различным формам суицидального поведения; раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями; медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.
Третичная профилактика (проблема целиком медицинская).
Целью эмпирического исследования является изучение социально-психологического портрета личности суицидента и выявление факторов риска суицидального поведения.
Экспериментальной базой исследования являлся лечебно трудовой профилакторий № 1 (в/ч 6713) г. Светлогорска. Исследование проводилось в период с 01 по 20 апреля 2009 года.