Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 15:06, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. СУИЦИД: СУЩНОСТЬ, КАТЕГОРИИ, ФАЗЫ И ТИПЫ.
1.1.Понятие суицида и категории самоубийц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2.Фазы и типы самоубийств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3.Основные концепции, объясняющие причину суицидов . . . . . . .8
1.4.Классификация причин суицида среди подростков . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2.РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ.
2.1.Предотвращение суицидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.2.Помощь подросткам-суицидантам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Кафедра
социально – педагогической работы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по курсу
“Педагогика”
ПРОФИЛАКТИКА
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Мишуто Е.В.,
студентка 21 - М гр. ЗФО
факультета социальной педагогики и психологии
Научный руководитель: Орлова А.П.
Витебск,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. СУИЦИД: СУЩНОСТЬ, КАТЕГОРИИ,
ФАЗЫ И ТИПЫ.
1.1.Понятие суицида и категории самоубийц
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2.Фазы и типы самоубийств . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3.Основные концепции, объясняющие
причину суицидов . . . . . . .8
1.4.Классификация причин суицида среди
подростков . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2.РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ
К СУИЦИДУ.
2.1.Предотвращение суицидов . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.2.Помощь подросткам-суицидантам . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .. 25
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . .
. . . . . . . 27
РЕФЕРАТ
Курсовая работа
28с., 17 источников.
СУИЦИД, ПОДРОСТКИ,
ПРОФИЛАКТИКА, САМОУБИЙСТВО, ПРЕСУИЦИДАЛЬНЫЙ
СИНДРОМ, КОНФЛИКТ, СУИЦИДАЛЬНЫЕ ЗАМЫСЛЫ,
КОНЦЕПЦИИ.
Объект исследования – подросток, склонный к суициду.
Предмет исследования – профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте.
Цель работы: раскрыть сущность профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.
Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, формантный, метод контекстного анализа, метод теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Экономическая
и социальная значимость
работы: Проблема самоубийств (суицидов)
в настоящее время приобретает особенное
значение в связи с их несомненным ростом
в последние годы. За последние 5 лет в
России число самоубийств возросло на
60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз в день
оканчиваются успешно. Каждый год в одних
только США появляется примерно 25800 сообщений
о суицидах. Бесспорно, что настоящее число
суицидов еще выше, поскольку не всегда
сообщается о реальной причине смерти
или она скрывается под названием «смерть
от несчастного случая». Некоторые считают,
что достоверное число суицидов могло
бы быть в пределах 100 000 в год. С точки зрения
разных исследователей, суицидальное
поведение учащается с возрастом, достигая
максимума в пубертате. Таким образом,
пик суицидального риска падает на 15-19
лет. Впрочем, есть основания считать,
что число суицидальных попыток в детском
возрасте (с 6 до 12 лет) также увеличивается.
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы – «Профилактика суицидального поведения подростков».
В процессе социализации детей и подростков возможны трудности и неудачи. Проявлением проблем в социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - различные формы негативного поведения, отступление от принципов, норм морали и права.
Суицид (самоубийство) - это одна из форм девиантного поведения, при котором индивидом совершается умышленное самоповреждение, завершившееся летальным исходом.
Во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц 13 - 19 лет. Во многих странах оно выходит на первое или второе место в качестве причины смерти юношей и девушек этого возраста.
В связи с этим превенция самоубийств среди детей и подростков является приоритетной задачей. Учитывая тот факт, что во многих странах и регионах большинство населения этой возрастной группы посещают школы, школа является тем учреждением, где следует разрабатывать и воплощать соответствующие превентивные мероприятия.
Учитывая вышеизложенное, целью данной курсовой работы является раскрытие сущности профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность суицида, категории самоубийств, а также этапы и типы суицида;
2. охарактеризовать основные концепции, объясняющие причину суицидов;
3. исследовать классификацию причин суицида среди подростков;
Предметом исследования является профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте. Объект исследования – подросток, склонный к суициду.
Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, формантный, метод контекстного анализа, метод теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте.
Сегодня общее число смертей вследствие самоубийств превышает суммарное количество смертей от тифа, дизентерии, скарлатины, дифтерии, коклюша, менингококковой инфекции, полиомиелита, кори, малярии, бронхита и ревматизма. Число суицидов значительно недооценивается по ряду причин. Семьи неохотно соглашаются с тем, чтобы смерть была названа самоубийством не только из-за социальной стигматизации, которой они опасаются, но и, например, из-за возможной потери страховки. Многие страховые компании при этих обстоятельствах смерти не выплачивают полной суммы страховки. Важным моментом является также тот факт, что власти не всегда приходят к согласию относительно причины смерти. Во Франции число самоубийств среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. За последние 30 лет частота суицидов в США среди юношей 15-19 лет возросла на 300%, девушек - на 200%.
Частота суицидов среди студентов-медиков мужского пола в США составляет 15,6 на 100 тыс. в год, а женского пола - 18,9 на 100 тыс. населения соответствующего возраста, при этом 76% суицидов совершаются студентами I-II курсов. В армии США суициды отмечаются у 11,6% на 100 тыс. служащих. Обследование призывников в Швейцарии показало, что 2% из них в подростковом возрасте совершили суицидальные попытки и у 24% отмечались суицидальные мысли.
В Польше число самоубийств среди подростков и юношей (12-20 лет) за последние 10 лет увеличилось в 4 раза, из них лица мужского пола составляют 21% и женского - 79%. По данным агентства социальной безопасности (АСБ), в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В последние годы в России совершается ежегодно около 55 тыс. самоубийств, а убийств около 40 тысяч. А.Г. Амбрумова и соавторы, обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в допубертатном возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) - 51,8% и постпубертатном (17- 18 лет) - 33,8%. Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики - все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.
Большинство авторов отмечает, что суицидальное
поведение у детей до 13 лет - явление относительно
редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная
активность резко возрастает, достигая
максимума в 16-19 лет. Указанные обстоятельства
служат причиной отдельного рассмотрения
вопроса о суицидальных тенденциях поведения
в подростковом возрасте.
1.СУИЦИД:
СУЩНОСТЬ, КАТЕГОРИИ,
ФАЗЫ И ТИПЫ
1.1.Понятие суицида и категории самоубийц.
Суицид – это одна из форм девиантного поведения, при котором индивидом совершается умышленное самоповреждение, завершившееся летальным исходом [3, с. 91].
Суицид, или самоубийство – это осознанное лишение себя жизни [8, с. 755].
Проблема самоубийства возникла на заре человечества и формировала на протяжении веков противоречивые отношения к себе. Однако изучаться она стала сравнительно недавно. И мифы, которые когда-то окружали суицид, по сей день живут в общественном сознании. Некоторые из них во многом мешают предупреждению самоубийств, спасению жизни людей.
Миф 1. Люди, говорящие о самоубийстве, никогда не осуществят его на деле. Это самый распространенный предрассудок. На самом деле четыре из пяти жертв суицида не раз подают сигнал о своих намерениях. Однако чаще всего их просто не слышат.
Миф 2. Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения. Это не так. Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью.
Миф 3. Суициденты постоянно думают о смерти. Напротив, такие люди находятся в состоянии смущения. Они хотели бы жить, но не знают как. Позывы к смерти кратковременны, вот тут-то и нужна помощь.
Миф 4. Улучшение, последовавшее за суицидальным кризисом, означает, что угроза самоубийства миновала. На самом деле, человек имеет наибольшую возможность покончить с жизнью, если предыдущая попытка совершить суицид оказалась неудачной. Из всех признаков этот является самым зловещим.
Миф 5. Суицид — наследственная болезнь. Она передается от одних членов семьи к другим. Никаких подтверждений предположения о наследственной природе суицида нет.
Миф
6. Суицид совершают умственно
Миф 7. Люди, совершающие суицид, не хотят принимать помощь окружающих. На самом деле разговоры, угрозы самоубийства, попытки его осуществления являются своего рода «криком души», способом обратить на себя внимание окружающих [2, с. 249].
Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация).
Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.
К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни [5, с. 5].
С.В. Бородин, А.С. Михлин, проанализировав состояние самоубийств в 43 странах мира за последние 15-20 лет, пришли к выводу, что в подавляющем большинстве этих стран наблюдается тенденция роста числа самоубийств и их уровня. Это особенно характерно для экономически развитых стран со значительным удельным весом городского населения, особенно для государств северной и центральной Европы. По данным авторов, уровень самоубийств выше в тех странах и среди тех слоев населения, где выше материальный уровень жизни. Это ярко проявляется на примере США, где на протяжении многих лет уровень самоубийств среди белых в 2-2,5 раза выше, чем среди чернокожих. Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.
Информация о работе Профилактика суицидального поведения подростков