Суицидальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Суицидальное поведение (склонность к самоубийству). Эта форма патологического влечения считается наименее изученной. Тем не менее, проблема не только остается, но еще более усиливается, особенно в период сложных социально-экономических и политических переломов в жизни общества. Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида.

Содержание

Суицидальное поведение подростков
Три вида суицидов
Признаки надвигающегося суицида
Методы диагностики
Профилактика и коррекция суицидального поведения
Литература

Работа содержит 1 файл

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Суицидальное поведение подростков
  2. Три вида суицидов
  3. Признаки надвигающегося суицида
  4. Методы диагностики
  5. Профилактика и коррекция суицидального поведения

      Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СУИЦИДАЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

    Суицидальное поведение (склонность к самоубийству). Эта форма патологического влечения считается наименее изученной. Тем не менее, проблема не только остается, но еще более усиливается, особенно в период сложных социально-экономических и политических переломов в жизни общества. Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие - непосредственно действующими:

- тяжелая семейная  обстановка, распад семьи, уход  одного из родителей; 

- конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников;

- «несчастная  любовь», отсутствие ситуации  успеха в наиболее значимых  видах деятельности;

- употребление  спиртных напитков, токсических  препаратов, наркотиков;

- ранние проявления  шизоидных состояний. 

Эти причины  сами по себе не толкают подростка  на самоубийство. Они действуют лишь в каких-то сочетаниях между собой  и срабатывают при наличии  конкретных «пусковых механизмов».

   Что может послужить поводом для суицидного акта? Конфликт-столкновение, в котором подросток наиболее остро почувствовал свою незащищенность, испытал тягостное состояние унижения своей личности, глубокого разочарования в людях, в жизни. Провоцирующий фактор, встречающийся в последние годы, - состояние невменяемости во время дискотек, концертов рок-звезд, бесконечного прослушивания рок-музыки, звучащей за порогом безопасного шумового барьера, временное отключение сознания после курения наркотика, участия в некоторых мистически-религиозных ритуалах и т. п.

  Нам давно уже известно, что подростковый возраст это возраст контрастов и непостоянности. Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личная нестабильность: частые смены настроения, аффективная «взрывчатость», что непосредственно связано с процессом полового созревания и физиологическими перестройками в организме.

  Суицид это крик о помощи. Многие из тех, кто покушается на самоубийство, вовсе не хотят умереть.

  Суицид - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых травмирующие: ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл (краткий психологический словарь, под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского).

  Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.

- Антивитальные  представления (т.е. размышления  об отсутствии ценности жизни).

- Пассивные суицидальные  мысли (представления на тему  своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни «хорошо бы умереть» и т.д.).

- Суицидальные  замыслы (разработка плана самоубийства, продумывания его деталей).

- Суицидальные  намерения (принятие решения о  самоубийстве).

- Суицидальные  высказывания 

- Суицидальные  попытки (целенаправленное оперирование  средствами лишения себя жизни,  не закончившееся смертью).

- Завершенный  суицид.

   Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты. Наиболее распространенными являются:

1. Конфликты, связанные со спецификой деятельности и социального взаимодействия людей: индивидуальные адаптационные трудности; неудачи выполнения конкретной задачи, конфликты с одноклассниками и сослуживцами; служебные и межличностные конфликты с педагогами, начальниками и подчиненными.

2. Лично-семейные  конфликты: неразделенная любовь; измена любимой девушки (жены); развод; тяжелая болезнь, смерть  близких людей; половая несостоятельность. 

3. Конфликты,  обусловленные состояния здоровья: психические заболевания; хронические соматические (телесные) заболевания; физические недостатки (дефекты речи и особенности внешности);

4. Конфликты,  связанные с антисоциальным поведением: страх уголовной ответственности;  боязнь позора.

5. Конфликты,  обусловленные материально-бытовыми трудностями.

2. ТРИ ВИДА СУЦИДОВ

   Суицидальное поведение имеет разные формы проявления намерения, высказывания, угрозы. Следует иметь в виду, что лишь в 10-15 случаях (по данным А. Е. Личко) речь идет об истинном намерении покончить с собой, а в остальных - это «крик о помощи». По степени вероятности суицид можно разделить на три вида:

- демонстративный  суицид. Разыгрывание сцен с целью  привлечь внимание, разжалобить,  выразить протест, избежать серьезного  наказания; 

- аффективное  суицидальное поведение. Попытки самоубийства, совершаемые в состоянии сильного эмоционального напряжения, которое может быть кратковременным, длительным. Намерения могут быть как истинными, так и мнимыми. Состоянию предшествуют острые конфликты;

- истинно суицидальное поведение. Ему предшествует продуманное намерение покончить с собой. Провоцирующими факторами могут служить конфликты с учителями, с коллективом, драматические ситуации разрыва отношений с близкими людьми, безответное чувство.

  3. ПРИЗНАКИ НАДВИГАЮЩЕГОСЯ СУИЦИДА

В результате исследований установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно ни развивалось, всегда имеет определенную фазность. Самоубийству предшествует предсуицид включающий 2 фазы:

- преддиспозиционную 

- собственно  суицидальную.

  Преддиспозицонная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости, суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика. Если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, происходит углубление дезадаптации и начинаются собственно суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа. На этом этапе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства малоэффективны. Здесь уже необходимо вмешательство специалистов (психиатров и т.п.). Суицидальная фаза пре суицида, начало которой связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

   Существует 3 признака надвигающегося суицида:

1. Скрытый гнев: гнев скрывается, выдавая за другие  чувства, он направлен внутрь  себя, похоронен, но наличие его  можно заметить.

2. Тяжелая потеря: положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет  никакой надежды. 

3. Чувство беспомощности. Признаками высокой вероятности реализации суицидальных тенденций могут быть следующие:

- открытые высказывания  о желании покончить жизнь  самоубийством (знакомым, в письмах  родственникам, любимым);

- косвенные «намеки»  на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из ремня, веревки, телефонного провода; «игра» с оружием, имитирующая самоубийство);

- активная предварительная  подготовка, целенаправленный поиск  средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ и жидкостей);

- фиксация на  примерах самоубийств (частые  разговоры о самоубийствах вообще);

- символическое  прощание человека с ближайшим  окружением (раздача личных вещей,  фотоальбомов, часов и т.п.);

- изменившийся  стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных людей, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

-сужение круга  контактов, стремление к уединению. 

    В зависимости от типов суицидальных попыток поведения может быть истинным, демонстративно-шантажным и аффективным. Считается, что более половины суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидальной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться какого-то преимущества, избавиться от грозящих неприятностей.

   Истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается время, место, чтобы никто не смог помешать).

   Демонстративно-шантажное проявляется в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц, чтобы изменить ситуацию в благоприятную для суицидента сторону, т.е. человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и предпринимает меры предосторожности.

   Аффективное суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.

  Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. По клиническим данным (А.Е. Личко 1983) у подростков около 30 % составляют не вполне ясные случаи.

4. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

   Несмотря на обилие способов диагностики суицидального поведения, чёткая регистрация суицидальных целей пока невозможна, так как психологи не могут охватить вниманием все ситуации, которые могут спровоцировать суицид. Не считая того, личность человека, его психические состояния - это, во многом, тайна, загадка.

   И все же необходимость решать эту общественно значимую делему всеми доступными методами принуждает находить, до этого всего, диагностические пути, позволяющие, до этого всего, выявить «группу риска возникновения суицидального поведения». В особенности принципиальна таковая работа в отношении юных людей, подростков. Хайкина М.В. Пишет: «Анализ вариантов суицидального поведения дозволяет сделать вывод, что дети, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к схожему типу поведения. Поэтому в психологии принципиально создать пакет исследовательских способов, позволяющих на ранешних стадиях найти развитие кризиса и оказать нужную психотерапевтическую помощь». Хайкина М.В. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1994, С.110

традиционно психологи  включают в диагностические батареи  известные, отлично зарекомендовавшие  себя методики и испытания, позволяющие  изучить глубинные тенденции  и потребности личности. Выбирают традиционно проективные методики, такие как ТАТ (тематический апперцептивный тест), Тест Г. Роршаха (цветные пятна), тест Розенцвейга, позволяющий изучить уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. Частенько исследователи предпочитают пиктограммы Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб, 1999.

  Не считая перечисленных методик, психологи и психотерапевты употребляют различного рода приемы и процедуры, позволяющие проверить эффективность проведенной психотерапевтической работы. К примеру, В. Франкл Франкл В. О смысле жизни. - Самара, 1996, с. 457 Предлагал клиентам расположить важные действия в прошедшем и предполагаемые в будущем на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить действия грядущего числился тревожным признаком.

  Необхоидмость решения скрининговых задач приводит к тому, что методики обязаны быть компактными, давать возможность стремительной обработки огромного количества результатов. Хайкина М.В. Дает свою диагностическую батарею, включающую опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка и способ незаконченных предложений.                           Опросник Г. Айзенка дает возможность выявить уровень тревожности, фрустрации, злости и ригидности, то есть тех состояний, которые с большой вероятностью могут сопровождать потенциального и настоящего суицидента.

  При обработке результатов по тесту Г. Айзенка имеются в виду следующие свойства Методика диагностики психических состояний Г. Айзенка. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998, с. 141-145:

Информация о работе Суицидальное поведение подростка