Суицидальное поведение: понятие, причины и факторы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

Суицид — психосоциальное явление, оно представ¬ляет собой результирующую различных социаль¬ных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.
Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демон¬страции и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декла¬рируется, а в других является подлинным регуля¬тором поведения субъекта.

Содержание

I.Введение………………………………………………………………………..2
II. Основные понятия суицида………………………………………………….2
II.I Основные гипотезы и положения…………………………………………..4
III.Основные концепции,объясняющие причины суицидального поведения.8
III.I.Причины суицида……………………………………………………….......9
IV. Факторы риска………………………………………………………………15
V.Заключение……………………………………………………………………19
VI.Список литературы………………………………………………………......21

Работа содержит 1 файл

социальная психология.docx

— 56.66 Кб (Скачать)

                                                      Оглавление

 

I.Введение………………………………………………………………………..2

II. Основные понятия суицида………………………………………………….2

II.I Основные гипотезы и положения…………………………………………..4

III.Основные концепции,объясняющие причины суицидального поведения.8

III.I.Причины суицида……………………………………………………….......9

IV. Факторы риска………………………………………………………………15

V.Заключение……………………………………………………………………19

VI.Список литературы………………………………………………………......21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение

Суицид — психосоциальное  явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность  таких явлений, как завершенный  суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств  в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид — это не только

индивидуальная поведенческая  реакция, она обусловлена психологическими и  патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных

обстоятельствах.

Причины суицидального поведения  должны анализироваться в связи с общим состоянием современной культуры и в контексте господствующих в нашем обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

Ситуации, которые толкают  человека на самоубийство, имеют чрезвычайно  широкий диапазон — от обыденных и банальных до глубоко трагичных. Покушению на свою жизнь также могут предшествовать события разной степени серьезности.

 

 

II. Основные понятия суицида

"Самоубийство (суицид) - осознанное  лишение человеком себе жизни" . Такое понятие является наиболее распространенным среди ученных.

Первыми формами самоубийств  были ритуальные самоубийства. Это  установили археологи, которые изучали  гробницы царей Шумера и Аккада. В последний путь древнего царя провожали  его воины, которые принимали  смертельный яд и навсегда оставались вместе со своим властителем.

В Древней Индии жестокий обычай был у женщин высших каст. Они должны были бросаться в погребальный костер своего мужа, таким образом, оставаясь с ним даже после  смерти.

В настоящее время ритуальных самоубийств как таковых нет, но люди продолжают совершать самоубийства и суицидальные попытки (попытки - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью, однако Брукбенк дал этому понятию свое название - парасуицид, таким образом он выделяет суицид и парасуицид). Чтобы понять всю важность и актуальность такого явления, как суицид, мы рассмотрим статью Е.С. Ушаковой "Суицидальные риски":

"По данным ООН, в  развитых странах в среднем  ежегодно совершается 130 тыс. самоубийств;  пик приходится на наиболее  цивилизованные и промышленно развитые, а самый низкий процент самоубийств - в отсталых и развивающихся странах. Всего же в мире ежегодно происходит около 500 тыс. самоубийств и около 5 млн. суицидальных попыток.

Согласно статистике в  России ежегодные данные таковы: около 55 тыс. самоубийств, из каждых 100 тыс. человек  по своей воле уходят из жизни около 40, это больше, чем гибнет от рук  убийц - около 30 человек на 100 тыс. население. До революции в императорской России было 2,7 самоубийства на 100 тыс. человек (одно из последних мест в мире по этому показателю); за годы Советской власти Россия догнала Европу, а за последние 15 лет перегнала ее и в 2004 г. заняла 2-е место в мире после Литвы. В 1995-2003 годах в России покончили около 500 тыс. человек; в 2004 г. доля смертей в результате самоубийств в общем количестве умерших составило 2,1% (для сравнения: 150 лет назад этот показатель в России равнялся 0,06-0,09%). " [20; с.107]

Именно поэтому наше исследование посвящено такому глобальному феномену, как суицид. Люди совершают самоубийства по собственной воле, их никто не заставляет. Этому есть свои причины. И в нашем исследовании мы рассмотрим не только причины и поводы для  самоубийств, но и их методы и тенденции  развития самоубийств.

В суицидологии существует такое понятие как пресуицид и постсуицид. Пресуицид - определенный период между замыслами о самоубийстве и самим самоубийством. Постсуицид - определенный период времени после попытки самоубийства (например, после принятия таблеток у человека остается определенный промежуток времени до смерти).

Многие суицидологи (И.Н. Рассказова) выделяют 3 основные группы суицида:

истинные (это вид суицидального  поведения, которые характеризуется  желанием умереть; соответствующие  признаки: угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни, размышления и переживания по поводу смысла жизни);

демонстративные (это вид  суицидального поведения, который  является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог, возможно это попытка своеобразного шантажа, в данном случае смертельный исход - роковая случайность);

скрытые (вид суицидального  поведения, которое больше нацелено на игру со смертью, чем на уход из жизни).

Таким образом, мы смогли понять всю важность данного феномена, сумели рассмотреть такие понятия, как  суицид, парасуицид, постсуицид, суицидальные попытки, а также смогли более подробно изучить 3 основных вида суицида. Рассмотрение этих понятий в самом начале очень поможет нам в дальнейшем изучении нашего исследования.

Сложность и многогранность явления самоубийства, а также  нередкое смешение индивидуального  и социального уровней суицидальных проявлений объясняет разнообразие подходов к их объяснению. Теперь мы можем приступать к изучению теорий и гипотез, которые объясняют  суицидально поведение.

 

II.I Основные гипотезы и положения.

Существует точка зрения, согласно которой самоубийство является своеобразным "криком о помощи". Чаще всего такие суициды являются демонстративными. Люди не желают покидать этот мир. Своей суицидальной попыткой они хотят обратить на себя внимание, к своим проблемам, вызвать симпатию и поддержку со стороны других людей.

Самоубийство является сложным  и многогранным феноменом. Поэтому  различные теоретические положения  и гипотезы строили множество  зарубежных и отечественных ученных. Сейчас мы рассмотрим несколько из них.

 Основные теоретические положения Э. Дюркгейма

Школой Э. Дюркгейма в  социологии были заложены основные теоретические  положения суицидального поведения. Благодаря его исследованиям, Э. Дюркгейма по праву считают "отцом  суицидологии".

Э. Дюркгейм предложил свою социальную теорию суицида, согласно которой  самоубийство является результатом  разрыва индивидуумом взаимоотношений  с той социальной группой, к которой  он ранее принадлежал. Он является автором  первого фундаментального социологического труда, который посвящен самоубийствам. Он различал их по причинам:

эгоистические (как результат  недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом  и обществом);

аномические (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии);

альтруистические (как следствие чрезмерного социального контроля).

Но главной его заслугой считают учение об так называемой "аномии". В данном случае "аномия" обозначает нарушение в ценностно-нормативной  системе общества. По его словам "количество самоубийств в обществе определяется "коллективными представлениями" как особыми факторами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы)".

- Психоаналитический подход

Первоначально в психоанализе была принята концепция З. Фрейда (1916). Он объяснял суицидальное поведение  как результат обращения агрессии против собственной личности из-за утраты объекта. Об этом подробно написано в его книге "Печаль и меланхолия". В этой работе он описывает динамику самоубийства через агрессию к той  части Я, которая потеряла свой объект и, таким образом, расправляясь с "плохими" внутренними объектами. Эта теория признает ведущую роль близкого человека в динамике суицидального поведения.

Суицидальное поведение, по мнению З. Фрейда, можно объяснить  с помощью двух инстинктов, которые  существуют в человеке: Эроса и  Танатоса. Эрос - инстинкт к жизни. Танатос - инстинкт к смерти. Фрейд считает, что суицид - это проявление влияния Танатоса. Влияние Танатоса никогда не бывает абсолютным. Это объясняет то, что самоубийства можно предотвратить.

К психоаналитическим концепциям относится теория А. Адлера, основатель индивидуальной психологии. Он рассматривает  суицид как результат кризиса. По его мнению, этот кризис возникает  в связи с поиском человека пути преодоления комплекса неполноценности, в результате чего человек оказывается  в состоянии застоя, который не позволяет ему приблизиться к  реальности, что в итоге приводит к регрессии. Крайняя стадия регрессии  является суицидальная попытка человека.

Другое учение разработал деятель психоаналитического движения Карл Густав Юнг. Он указывал на бессознательное  стремление человека к духовному  перерождению. Это перерождение может  стать важной причиной суицида. Суициденты спешат со своим метафорическим возвращением в чрево матери. После возвращения, по мнению самоубийц, они снова станут маленькими детьми, которые будут окружены заботой и ощущением безопасности.

С точки зрения психоанализа самоубийство изучал К. Хорни. Он считает, что мысли о самоубийстве возникают из-за враждебности окружения к человеку еще в детстве. В результате этой враждебности у человека возникает базисная тревога, в дальнейшем перерастая в невротический конфликт, который является основой суицидального поведения.

       - Экзистенциально-гуманитарный подход

Экзистенциально-гуманитарный подход (Р. Мэй, К. Роджерс) подчеркивает эмоциональные переживания в происхождении суицидального поведения. Р. Мэй, К. Роджерс подчеркивали роль тревоги и других эмоциональных переживаний в происхождении суицидального поведения. К. Роджерс считал, что основная тенденция жизни в самоактуализации. То есть не доверяя собственному опыту, Я начинает терять доверие к себе, что приводит к осознанию полного одиночества. Экзистенциально-гуманитарный подход акцентирует внимание на человеческих ограничениях. Личность развивается благодаря личному опыту человека, а не от "природного" таланта. По мнению Р. Мэя, люди страдают от сознания бессмысленности своего существования, от недостатка заботы о них, от одиночества и страха смерти.

В. Франкл также рассматривал феномен самоубийства с точки зрения экзистенциально-гуманитарного подхода. Он полагал, что экзистенциальная тревога переживается как страх перед безнадежностью, вины и осуждения. По его мнению, самоубийству нет оправдания, ведь своими суицидальными действиями доказывает, что он не боится смерти Самоубийца боится самой жизни. В. Франкл отмечал, что лишь самодостаточный человек свободен в отношении способа собственного бытия. Однако чаще всего такие люди проходят 3 стадии экзистенциальной ограниченности: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому, по мнению В. Франкла, человек должен уметь перенести все свои страдания и тревоги, иначе итог у таких людей всего один - смерть от собственных рук.

Э. Фромм продолжил учение З. Фрейда и предпринял попытку рассмотреть самоубийство как врожденное влечение к смерти. Он говорил, что стремление к смерти (некрофилия) является феноменом психологической патологией ("следствие задержки развития, душевной инвалидности, которая наступает в результате непрожитой жизни" ). Человек наделен биофилией (стремление к жизни), и насколько задерживается ее развитие, настолько вырастает некрофилия. В понимании Фромма некрофилия - негативная альтернатива биофилии. Для некрофила характерны такие черты характера, как расизм, культ войны, террора и геноцида. Некрофил считает агрессию нормой жизни.

           - Суицид с точки зрения гештальт-психологии

"В гештальт-терапии жизненную активность человека рассматривают как непрерывный процесс созидания и разрушения гештальтов, цепь контактов с окружающей действительностью". В данном предложении под контактами понимается осознание. Осознание на своих границах с действительностью встречается с множествами препятствиями (феноменами) и чтобы не допустить контакта мы наоборот движемся к ним. Этот ряд феноменов представлен защитными механизмами в виде интроекции, проекции, ретрофлексии и конфлюэнции. При сочетании этих защитных механизмов происходит реализация суицидального действия.

Человек-интроектор ориентируется не на собственное мнение, а на мнение окружающих. Поэтому в этом случае самоубийства, если смотреть по схеме Э. Дюркгейма, являются альтруистическими. Человек-интроектор жертвует своею жизнью, чтобы не мешать своим существованием своему обществу или же ради какой-либо цели (духовной, религиозной, политической и т.д.).

Человек-проектор из-за нежелания  нести ответственности за ту или  иную вещь, приписывает ее либо к  окружающей среде, либо к другому  человеку. Этими действиями и мыслями  он начинает отвергать часть его  собственного "Я" и приписывать  их к другим людям. Постепенно он начинает отстраняться от общества, которое, по его мнению, является враждебно или  просто холодно настроенными и в  скором времени впадает в состояние  депрессии. Это и ведет к суицидальным действия в дальнейшем.

Информация о работе Суицидальное поведение: понятие, причины и факторы риска