Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:53, курсовая работа
Цель работы - выявление направлений и особенностей мер по предотвращению суицида среди подростков.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятия суицида и суицидального поведения;
2. изучить причины подросткового суицида;
Введение……………………………………….…………………………………..2
Глава 1. Суицидальное поведение как социально–психологическое явление
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения………………….…...…..5
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………...……..11
1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения…17
Глава 2. Основные направления профилактики суицида среди подростков
2.1 Первичная профилактика суицидального поведения подростков…...24
2.2 Вторичная профилактика суицидального поведения подростков………………………………………………………...….….30
Заключение…………………………………………………………………….…39
Литература ……………………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………...….45
Содержание
Введение……………………………………….………………
Глава 1. Суицидальное поведение как социально–психологическое явление
1.1 Понятие
суицида и суицидального
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………...……..11
1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения…17
Глава 2. Основные направления профилактики суицида среди подростков
2.1 Первичная профилактика суицидального поведения подростков…...24
2.2 Вторичная
профилактика суицидального поведения
подростков……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Начавшаяся с первой половины XIX века положительная динамика количества самоубийств на душу населения во всех странах мира продолжает свою тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывает тот факт, что наибольший процент самоубийств приходится на подростковую возрастную группу.
Во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц 13 – 19 лет. Во многих странах оно выходит на первое или второе место в качестве причины смерти юношей и девушек этого возраста.
За последние 5 лет в России число самоубийств возросло на 60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно. Каждый год в одних только США появляется примерно 25800 сообщений о суицидах. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в периоде полового созревания. Таким образом, пик суицидального риска падает на 15–19 лет.
Особую тревогу в последние 15–20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15–24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2–3–м месте. Считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток. Сегодня общее число смертей вследствие самоубийств превышает суммарное количество смертей от тифа, дизентерии, скарлатины, дифтерии, коклюша, менингококковой инфекции, полиомиелита, кори, малярии, бронхита и ревматизма. Во Франции число самоубийств среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. В США количество суицидов в возрастной группе 15–19 лет за этот же период удвоилось и достигает 5000 в год.
По данным агентства социальной безопасности (АСБ), в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В последние годы в России совершается ежегодно около 55 тыс. самоубийств, это на 15 тысяч больше по сравнению с убийствами.
А.Г. Амбрумова и соавторы, обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в возрасте до 13 лет попытку самоубийства совершили 14,4%, в возрасте полового созревания (13–16 лет) – 51,8% и в период развития человека после завершения полового созревания (17– 18 лет) – 33,8%.
Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики – всё это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.
Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – явление относительно редкое, но с 14–15–летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 лет.
В связи с этим превенция самоубийств среди детей и подростков является приоритетной задачей.
Социально-психологические аспекты суицида наиболее обстоятельно рассмотрены в работах Эмиля Дюркгейма, П. Ф. Булацеля, М. Губского, А. В. Лихачёва, Н. Мухина, П. Ольхина, Л. К. Шейниса, а в наше время - в исследованиях А. Г. Амбрумовой, Л. Л. Бергельсона, И. Б. Дермановой, Т. А. Донских, Ц. П. Короленко, С. Г. Смидович, В. А. Тихоненко, Е. М. Вроно, Э. Фурман, И. А. Степанова, Ю. И. Полищук, Е. Т. Соколовой. И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. и Н.А. Ратиновой.
Объект исследования – суицид и суицидальное поведение в подростковой среде.
Предмет исследования – особенности профилактики суицидального поведения подростков.
Цель работы - выявление направлений и особенностей мер по предотвращению суицида среди подростков.
Задачи исследования:
Данная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава раскрывает теоретические
аспекты понятий суицид и суицидальное
поведение. Во второй главе отражены особенности
первичной и вторичной профилактики суицида.
Глава 1.
Суицидальное поведение
как социально –психологическое
явление
1.1
Понятие суицида
и суицидального
поведения
Амбрумова А. Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид – это феномен социально – психологической дезадаптации личности, то есть ключевые понятия для данного явления – социально –психологическая адаптация и дезадаптация.
На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой – сознанием. Объективным критерием успешности социально–психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях.[3, c.234]
Различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.
В условиях экстремальной ситуации разные личности неодинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, то есть дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации.
В иных случаях социально–психологическая дезадаптация влечёт за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно–ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления. Психические же расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новых уровень патологического реагирования.
Рассматривая социально – психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная.
Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода её в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую – тенденция, препятствующая её удовлетворению. Конфликт при этом может быть внешним и внутренним.[5, c.43]
Напряженность и сила конфликта зависят от силовых соотношений образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем проще конфликт разрешается; самым же трудным, приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций.
Разрешение конфликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. В случае их слабости, то есть в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.
То есть, суицид – это осознанное лишение себя жизни.
Собственно суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Практически целесообразно пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом).
Длительность
его может исчисляться минутами
(острый пресуицид) или месяцами (хронический
пресуицид). В случаях продолжительного
пресуицида процесс развития внутренних
форм суицидального поведения
Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.[32, c.84]
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Она в своем развитии проходит две фазы обратимая и необратимая.
Исходя из суицидальной попытки и её фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.
А.Г.
Амбрумова выделяет самоубийства (истинные
суициды) и попытки самоубийства
(незавершенные суициды). Бруксбэнк
говорит о суициде и
В последние годы получили распространение такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие – психическое состояние, предшествующее суициду. Большинство отечественных суицидологов под понятием «пресуицид» подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина «постсуицид».
В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляют с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза.
Информация о работе Профилактика суицидального поведения среди подростков