Суицидальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение социально-психологических факторов риска суицидального поведения.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать статистические данные по проблеме суицида в Республике Беларусь.
Провести теоретический анализ литературных источников проявления суицидального поведения.
Раскрыть суть понятия суицидальное поведение и его виды. Описать основные причины суицидального поведения.
Провести эмпирическое исследование по выявлению социально-психологического портрета личности, совершившей попытку самоубийства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Статистический анализ проблемы суицида в Республике Беларусь 6
1.2 Определение, типология и факторы риска суицидального поведения 8
1.3 Основные причины суицидального поведения 16
1.4 Профилактика суицидального поведения 25
Выводы по главе 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 31
2.1 Обоснование выбора методик исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3 Выводы по результатам исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 4 курс.docx

— 152.27 Кб (Скачать)

 –  психофизиологические, связанные с  влиянием на организм человека  психофизиологических нагрузок, конфликтных  ситуаций, химического состава окружающей  среды, новых видов энергии,  приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

 –  физиологические, включающее в  себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность,  недостатки  конституционно-соматического  склада, которые в большинстве  случаев вызывают негативное  отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы  межличностных отношений в среде  сверстников, коллективе.

     2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у молодого человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

     Психические расстройства в виде акцентуаций  возникают у молодых людей  по ряду причин:

1. Часто  психические расстройства обусловлены  тем, что к молодому человеку  общество предъявляет завышенные  требования. Если на врожденные  отклонения в характере накладываются  болезненные отрицательные переживания,  то формируется комплекс неполноценности,  и возникает необходимость в искусственных компенсаторах – алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

     Особенно  провоцирует появление ранее  скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, ранняя сексуальная жизнь и  сексуальная невоздержанность может  привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции.

     Поскольку у молодых людей сексуальные  потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной  озабоченности и фрустрации1.

2. Сказываются  трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь»  сопровождается перестройкой психики:  перестраиваются такие важные  психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир  эмоций и чувствований, идет интенсивное  формирование и закрепление имеющихся  и новых черт характера, в  полной мере проявляются черты  темперамента, способности, задатки  и пр.

3. Перестройка  «Я-концепции» – процесс очень  сложный и сопровождается рядом  так называемых личностных расстройств.  «Я-концепция» – это устойчивая  и неповторимая система представлений  индивида о себе, на основе  которой он строит свои отношения  с окружением и самим собой. 

     Личностные  расстройства проявляются в нескольких формах:

отчуждение  – проявляется в том, что человек, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение;

деперсонализация  – имеет место,  когда отчуждается собственное «Я», т.е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем;

депрессия (от лат. depression – подавленность) – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства.

     Характер  протекания депрессии разнообразен, он может принимать следующие формы:

локус контроль – человек приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;

бред  физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мироздания, вынашиваются планы переустройства мира;

учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами страдают школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.

     Трудность распознания юношеских патологий  заключается в их скрытом проявлении и в большинстве своем касаются нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированными характерами[17, с.263].

     3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития, приводящих к отклонениям в ранней социализации с накоплением негативного опыта. Изначально, такие дети, бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации[13, с. 178].

     Особое  место среди факторов, влияющих на формирования суицидального поведения, имеет окружающая подростка микросреда, в первую очередь семья.

     Говоря  о роли семьи в формировании личности «трудного» подростка, следует иметь  в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.

     В настоящее время принято различать  гармоничные и негармоничные  семьи. В рамках негармоничных семей  выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью.

     Деструктивная семья отличается прежде всего изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живет своей жизнью. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами. Часто семьи бывают деструктивными, если один из ее членов (родитель) душевнобольной или злоупотребляет алкоголем.

     Распадающаяся семья – семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или видят в детях «союзников», или делают их «козлами отпущения». Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.

     Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы или матери).

     Неполная  семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она не психически больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. Примером тому может служить поколение людей, воспитанных матерями в военные и послевоенные годы.

     Ригидная  псевдосолидарная семья  отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье обычно царствует деспотизм, жесткая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты.

     Неправильное  воспитание в негармоничной семье  является причиной формирования девиантного  поведения.

     Выделяют  следующие, ниаболее часто встречающие  типы неправильного  воспитания:

     Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего чада, оградить его от любых жизненных трудностей (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции – воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какаой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием.

     Социальное  созревание подростков, воспитанных  в условиях гиперпротекции, чрезмерно  затягивается. У них рано формируется  эгоизм, «рентные» установки, завышенные претензии к обществу, а при  лишении опеки быстро наступает  социальная дезадаптация.

     Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция).

     Условия эмоционального отвержения характеризуются  жестким обращением или, наоборот, подчеркнутым вниманием к подростку, за которым  скрывается полное равнодушие. Такая  ситуация складывается в семьях, где  появляется мачеха или сводные братья и сестры (воспитание по типу «золушки»). Подростки обычно тонко чувствуют  фальш во взаимоотношениях и тяжело переживают роль «лишнего», ненужного  в семье.

     Условия жестких взаимоотношений  проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание. Формируются часто в ригидных псевдосолидарных семьях или в закрытых учреждениях для подростков, где процветают деспотизм, тирания вожаков, угнетение слабых сильными.

     Условия повышенной моральной  ответственности возникают там, где родители ожидают (и требуют) от подростка результатов гораздо больших, чем он может реально достичь. В таких семьях ребенок под протекторатом родителей вынужден одновременно нести непосильную нагрузку: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой и спортом. Все это нередко оканчивается реакцией оппозиции, эмансипации или способствует формированию психастенических черт характера.

     Важный  социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляет собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями.

     Реакция группирования является естественной психологической реакцией в подростковом возрасте. Однако в компанию, где  процветают пьянство, разврат, правонарушения, чаще группируются подростки из социально  неустойчивых семей. На определенном этапе  формирования личности подростка такая  неформальная группа может стать  главным регулятором девиантного  поведения.

     Н.Я.Копыт, Е,С,Скворцова (1984) провели специальные  исследования подобных «групп риска» и установили, что они отличаются от обычных подростковых групп целым  рядом особенностей. Во-первых, они  держаться подчеркнуто обособленно  от других подростковых групп и стремятся  к полной автономности. Во-вторых, внутри таких групп вырабатываются специфические  групповые нормы и ценности, ориентированные  на антиобщественное поведение. В-третьих, между уровнем развития личности каждого из членов этих групп и  групповыми нормами имеется жесткая  взаимосвязь: отдельные личности группы формируют и определяют групповые  нормы и моральные ценности, а  последние, в свою очередь, влияют на формирование личностных особенностей членов группы. И хотя такие группы складываются стихийно, их обычно составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Подросток, попавший в «группу риска», быстро приобщается к ее образу жизни, а выработанные групповые «нормы» поведения становятся для новичка обязательными. Примерно 90% таких подростков прогуливают занятия в школе, 40% совершают побеги из дому, 77% играют в азартные игры, 40% занимаются воровством[9,с. 208].

Информация о работе Суицидальное поведение