Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка
1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.
Базисные категории – фундаментальные. Источ. активности.
Образ Категория психического образа изначально выступала в качестве основы представлений о душе и сознании. В психол. категория образа как особая реалия бытия, имеющая гносеологический и онтологический аспекты. Не сводится ни к физическим, ни к физиологическим процессам.
Действие Любая трактовка психической организации живых существ предполагает включенность в структуру этой организации особого компонента, обозначаемого термином "действие". Аристотель же впервые выделил такой важнейший признак действия, как его предметность. А.Н. Леонтьев – процесс интериоризации умственных действий.
Мотив (от лат. moveo – двигаю) – это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. По Леонтьеву мотив определяется потребностью.
Потребность –Внутреннее состояние нужды или недостатки в человеке являющиеся побудителем активности
Отношение М.б. выделена как категория психологии. Лазурский: - эндопсихика – внутр. сторона психического; - экзопсихика – внешнее в виде системы отношений субъекта и деятельности.
Мясищев: для понимания личности в норме и патологии. Личность как ансамбль отношений.
Переживание
К проблеме переживания первым в советской
психологии обратился Выготский. Роль
первоэлемента предметной области психологии
отвел переживанию другой отечественный
лидер изучения теории психологии С.Л.Рубинштейн.
В переживании представлено субъектное
начало сознания, столь же первичное, как
и знание, в котором воплощено его объектное
начало. Именно признак первичности придает
понятию о переживании категориальный
смысл, ибо не из каких других реалий оно
не может быть выведено. Рубинштейн выделяет
два типа (или уровня) переживаний. Исходный
уровень охватывает все непосредственно
испытываемые субъектом психические состояния
в качестве данных ему, как никому другому.
Слепой не познает красочности мира. Это
можно только пережить. Но человеку присущи
и другие переживания, а именно те, которые
становятся событиями его внутренней
жизни
9 МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются, интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
А.Н.Леонтьев писал: личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это – исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им.
Личность есть особая – идеальная – форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, то есть способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире.
Деятельность
Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения.
Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности.
Внутренние:
Мотивационная основа.1.Подлинным субъектом его активности выступает не он сам, а нечто в нем самом, что на поверку оказывается интересами и ожиданиями другого человека, который выступает истинным субъектом его активности. 2. субъект активности – это "Я другого во мне", когда "присутствие" другого ощутимо и может переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир. Вместе с тем возможны ситуации, когда интересы другого вполне совместимы с собственными интересами человека. 3. субъект активности таков, что он не отождествим ни с кем из людей конкретно – надындивидуален. Но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свойственно всем людям – "человеческое в человеке": совесть, разум, добро, честь, красоту, свободу. 4. Субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида ("не Я"): он погружается при этом в стихию природного. В психологических концепциях это активное начало обозначают термином "Оно" (З.Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви (инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессии).
категория "потребность" К человеческим потребностям относятся его читальные нужды и устремления (от vita – жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.; и, наконец, экзистенциальные побуждения: "быть субъектом собственной жизни", творить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия, развитие и т.п. Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей. В русском языке слово "цель" фигурирует в двух основных значениях: 1) мишень; 2) то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно быть осуществлено.
Цель деятельности есть предвосхищение ее результата, образ возможного как прообраз действительного. в целях, предвосхищено возможное будущее. оно соотносится с самим субъектом; Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно – будь то художественное полотно, выточенная деталь, доказанная теорема, организационное решение или что-то подобное. Цели, воплощаясь в продуктах активности, не теряют при этом своей принадлежности к миру субъекта: они субъективны по форме, но объективны по своему содержанию. цели человеческой активности всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании результат, доступный пониманию самого субъекта, а также – других людей. Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий..
Внешние:
для обозначения смыслового акта поведения лучше использовать термин "деятельность". Выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица, – значит расшифровать поведение как деятельность.
Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности – целостный мотивированный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом. Деятельность, совершаемая человеком, становится объектом переживаний других людей, получает этическую оценку: оценивается как бескорыстная или своекорыстная, добросовестная или недобросовестная, оправданная или неоправданная – словом, выступает в ранге поступков. Деятельность человека реализуется и его действиях.
Предметное действие (в дальнейшем – действие). Этим термином описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия осознанны, ибо осознанна их цель. Осознан и объект, на который направлено действие.
Действие в составе активности является более дробной единицей ее анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов поведения – операций. Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций. Построение взаимодействий между средствами, отвечающими цели субъекта, относится к области операций. Они сообразуются с материалом и инструментами действий, причем одно и то же действие может осуществляться с помощью совершенно непохожих друг на друга операций.
Общение
Как и все метапсихологические категории, "общение" выступает в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому обращены многие другие науки: лингвистика (и в особенности психолингвистика), информатика, герменевтика, педагогика и др. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер категории общения.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношении, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология,
Основной путь
исследования межличностного взаимодействия
и взаимоотношений – это
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.
Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности (коммуникативная сторона общения). Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, то есть говорить на "одном языке". Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.
Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен не только словами, но и действиями. Вступая в общение, то есть обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности "прочтения" их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий. В актах взаимного познания должен быть выделен еще один важнейший механизм межличностного восприятия – рефлексия. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве. Однако в повседневной жизни субъект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется каузальной атрибуцией.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие).
Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»